Диагностика особенностей внимания

Цель методики: определение эффективности внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: "Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого".

Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Нормативы

Уровень развития Время выполнения Количество названных работ Число ошибок
Очень высокий 1 1,5 15  
Выше среднего 1,5 2 14-13 1-2
Средний 2 2,5 12-11 3
Ниже среднего 2,5 3 10-9 4
Низкий 3 3,5 8-6 7-5
Очень низкий 3,5 4 Менее 6 Более 7

Тест переплетенных линий

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания.

Описание; ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.

Оборудование: лист с переплетенными линиями, протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.

Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе".

Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.

Нормативы:

- высокая устойчивость внимания — равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);

- средняя устойчивость — без ошибок, время в пределах 1,5—2 минут (или 1—2 ошибки, но быстрее темп);

- низкая устойчивость — три (и более) ошибки за то же время;

- очень низкая — большее число ошибок.

 

Мышление

Методика «Разрезные картинки».

Цель: Определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия, смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.

Материал: Разрезные картинки из 2, 4, 6, 8 частей, разрезанные по фону.

Инструкция: «Сложи картинку из частей. Что у тебя получилось?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается для складывания части картинки (из 2, 4, 6, 8 частей последовательно) Во всех случаях картинки не называют.

Норма выполнения: Детям с 3-х лет. Детям 5 лет даются разрезные картинки из 2 частей, затем из 4, затем из 6 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали.

Детям 6-7 лет предлагаются картинки из 4, 6, а затем 8 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали, из 6 неравных частей.

Обработка результатов:

- самостоятельно складывает картинку по зрительному представлению – 3 балла;

- самостоятельно складывает картинку по образцу, без зрительного соотнесения – 2 балла;

- самостоятельно складывает картинку по образцу, со зрительным соотнесением, использует трафарет – 1 балл;

- складывает самостоятельно картинку по образцу, используя пробы, использует организующую помощь – 0.5 балла;

- задания не понял, хаотично манипулирует предметами – 0 баллов.

Методика «Классификация предметов»

Цель: Определение способности классифицировать предметы.

Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)

Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, определяя на функциональном уровне. Начиная, с 6 лет нормой является использование отвлечённых категорий.

Обработка результатов:

- самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;

- называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;

- раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;

- задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: