Методика «Цветные матрицы Равена»

Цель: Определение уровня логического мышления.

Материал: Рамки узоров с вырезанными кусочками.

Инструкция: Работа начинается с задания А1: «Посмотри сюда, видишь, из этой картинки вырезан кусочек. Необходимо подобрать такой кусочек (показать

фрагменты, находящиеся внизу), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный. Покажи какой»

Ход выполнения задания: После нахождения правильного ответа ребёнку предлагаются следующее задание.

Обработка результатов: За каждое правильное решение начисляется один балл.

Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, который интерпретируется я путём сравнения с нормами для данного возраста.

Характеристика показателей:

Навык не сформирован (0 - 18 баллов) - Задания на установление причинно – следственных связей не понимает, хаотично манипулирует сюжетными картинками.

Умение классифицировать предметы и явления не сформировано, хаотично выбирает любой предмет или картинку. Инструкции не придерживается. Возможен вариант: не понял задание

Навык находится на стадии формирования (19 - 36 баллов) - Ребёнок способен к классификации знакомых предметов при организующей помощи. При

 классификации ориентируется на зрительные, чувственно воспринимаемые признаки. Раскладывает картинки на 2-3 группы после дополнительных инструкций или показа, не даёт обобщающих названий, но даёт функционально определение конкретным предметам, не может дать правильного обоснования своему выбору.

Обобщает методом исключения, иногда ориентируясь на несущественные признаки предметов. Но требуется помощь при выполнении заданий; ошибки при поиске обобщающего признака, заменяет существенные признаки на несущественные, функциональные, может самостоятельно существенных признаков не выдать.

Навык практически сформирован (37 - 54 баллов) - Классифицирует известные ему предметы, самостоятельно раскладывает картинки на группы предметов; но затрудняется в названии некоторых предметов групп, не всегда правильно называет обобщающие понятия. Способен к обобщению на наглядно – образом материале, обобщает методом исключения, выделяет существительные признаки предметов, но объяснение неполное, свёрнутое в вербальном плане. Причинно – следственные связи устанавливает, понимает логику между объектами и событиями, составляет последовательность из 3-4 сюжетных картинок. Допускает ошибки, составляет рассказ последовательный, но не развёрнутый, периодически требуется

 стимулирующая помощь

Норма (55 - 71 баллов) - Обобщает методом исключения на основе выделения существительных признаков, правильно и деятельно объясняет свой выбор.

Справляется с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставления. Устанавливает причинно – следственные связи. Способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать дальнейшее развитие событий. Самостоятельно раскладывает последовательность из 4-6 сюжетов картинок, выделяет существительное звено, правильно обосновывает своё решение.

Составляет последовательный, развёрнутый рассказ. При увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увлечению пробных действий с ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: