double arrow

На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах.

1

ПВ-927, Литература

Задание:

1.Прочитайте учебный текст. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом (можно распечатать и вклеить)

2. Прочитайте повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

«Лагерная проза» Александра Исаевича Солженицына.

«Архипелаг ГУЛАГ»

Словарь темы:

Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.

Диктатура – ничем не ограниченная государственная власть.

Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов.

Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.

ГУЛАГ – государственное управление лагерей.

Зэк – заключённый.

По этапу – под конвоем.

Реабилитация – 1. Восстановление чести, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица. 2. Восстановление (по суду или в административном порядке) в прежних правах.

       Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 1962 году, с изданием «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанного в журнале «Новый мир». Он дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер.




Он родился 11 декабря 1918 года, на Ставрополье, в семье зажиточных крестьян. Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. В 1924 году семья переезжает в Ростов-на-Дону. Там он заканчивает школу в 1936 году, а затем поступает физико-математический факультет Ростовского университета, который заканчивает в 1941 году, учился заочно в МИФЛИ. В октябре 1941 годубыл мобилизован в армию. В феврале 1942 годазаканчивает краткосрочные офицерские курсы в Костроме и идёт на фронт артиллеристом. В 1943 годуза взятие Орла был награждён орденом Отечественной войны II степени, а в 1944 году после взятия Бобруйска – орденом Красного знамени.

В 1945 годубыл арестован за критику политики Ленина и Сталина и сослан на 8 лет в лагеря. Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки: лагеря, спецтюрьма, специнститут, смертельная болезнь и излечение. В 1956 годуполностью реабилитирован. После реабилитации работает учителем во Владимирской области.

Как писатель А. Солженицын сложился в ГУЛаге. Свои стихи и прозу он не записывал, а заучивал наизусть. Все его произведения проникнуты решительным неприятием советской политической системы. В 1959 году печатает рассказ «Один день Ивана Денисовича». В 1964 году становится соискателем Ленинской премии, но не получает её. В 1966 году начинает работу над романом «Архипелаг ГУЛаг», печатает «Матрёнин двор». В 1970 годустановится лауреатом Нобелевской премии. Через 4 года (1974 год) распространяет в рукописи статью «Жить не во лжи». Его высылают в Германию. С 1976 годаживёт в США в штате Вермонт. Работает над эпопеей «Красное колесо». В 1990 годув Москве выходит «Архипелаг ГУЛаг». 27 мая 1994 годавозвращается на родину, активно включается в общественную жизнь, постоянно критикует новую власть. В 1998 годуотказывается от ордена Андрея Первозванного, которым был награждён в связи с 80-летием со дня рождения. По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»), опубликованные А. Солженицыным в журнале «Новый мир» в период с 1995по1997 годсвидетельствуют о неувядаемой мощи его таланта.



Роман А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Аббревиатура «ГУЛАГ» расшифровывается как «Главное Управление лагерей».

ГУЛАГ решал две основные задачи:

  • изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества;
  • использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

В 30-40-е гг. ХХ в. заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д. Использование труда больших масс заключенных, сконцентрированных в лагерях, позволяло оперативно решать задачи обеспечения рабочей силой важнейших строек и объектов.



Очень часто узниками ГУЛАГа становились Советские писатели и поэты. В 1934 г. в Союзе писателей 2500 человек, из них репрессировано 2000.

«Архипелаг ГУЛАГ» был написан А. Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 гг. (закончен 22 февраля 1967 г.), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 г.

Информацию для этого труда А. Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых).

«Архипелаг ГУЛАГ» – самая известная книга А.И. Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи И.В. Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в «самиздате» и лишь в годы «перестройки» – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее «Архипелаг ГУЛАГ» всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1970 г. А.И. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия.

 

По мнению А.И. Солженицына, репрессии в нашей стране развернулись не в 1937 г., а значительно раньше. В романе «Архипелаг ГУЛАГ»онпредложил свою периодизацию террора,развернувшегося в нашей стране после революции.

На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах.

До конца 1980-х гг. официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключенных или членов их семей.Анализируя главы, А. Солженицын также не даёт общего количества осуждённых, но приводимые цифры ужасают.

«Закройте глаза, читатель. Вы слышите грохот колес? Это идут столыпины. Во всякую минуту суток... Во всякий день года. А вот хлюпает вода – это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Всё время кого-то ссаживают, втискивают, пересаживают. А этот гул? – переполненные камеры пересылок. А этот вой? – жалобы обокраденных, изнасилованных, избытых.

В лагере будет – хуже.

Разверните на большом столе просторную карту нашей Родины. Поставьте жирные точки на всех областных городах, на всех железнодорожных пунктах, где кончаются рельсы и начинается река, или поворачивает река и начинается пешая тропа. Что это?

Вся карта усижена заразными мухами. Вот это и получилась у вас величественная карта портов Архипелага. Его порты – пересыльные тюрьмы, его корабли – вагон – заки». (ч. 2, гл. 2 «Архипелаг ГУЛАГ»).

Страшно читать обо всех ужасах, которые происходили в те годы в ГУЛАГе.Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно было выжить «любой ценой», но всё, же не ценой утраты души или духовного омертвления. Вот это и был «русский характер»: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке.

«Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не заблудишься. Но, может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток" (ч. 2, гл. 14 «Архипелаг ГУЛАГ»).

«Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществовали 20 лет (до Указа от 24.4.54). Двадцать жатв они собрали.

Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат», – пишет А.И.Солженицын.

Только в 1930-е гг. беспризорных детей было около семи миллионов. Тогда причина беспризорности была решена просто – помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями странного Архипелага оказались дети. Знать о том, что происходило с детьми, оказавшимися на улице или лишившимися родителей, (чаще всего по вине государства), конечно же, необходимо. Нужно говорить о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом.

Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях – это особая трагедия, особая тема. Не только потому, что лагерь колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола. Но и потому, что женщина – мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо – рожающая в лагере.

Уроки ГУЛАГа, как одной из самых трагических страниц в истории человечества, все ещё требуют своего беспристрастного осмысления и изучения. Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но ещё страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, всё может произойти снова в ещё более жёсткой форме.

«Если бы, ГУЛАГ» был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве, – я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги: «жизнь» не может продолжаться так же», – так утверждал А.И.Солженицын.

 



1




Сейчас читают про: