Философская система Гегеля

Философская система Канта

Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой половиной XIX в., называется классической. XVIII век для Германии – эпоха Просвещения, миссионерства Разума, вознамерившегося открыть людям глаза на их природу и предназначение, прикоснуться к тайнам мироздания, человеческого познания и бытия. Немецкая философия этого периода стала образцом философской культуры и дала миру законченные философские системы.

Родоначальником немецкой философской классики явился Иммануил Кант (1724–1804). В «Критике чистого разума» И. Кант исследует возможности и структуру человеческого познания. Исходный пункт познания, по Канту, «вещь в себе» – объективно существующая, но неведомая, непознаваемая основа всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта. «Вещь в себе» – это, в целом, вещи с их имманентными законами. Но каковы вещи «сами по себе» нам неизвестно. Мы знаем вещи такими, какими они нам являются в нашем опыте. Мы знаем не «вещь в себе», а то, что втянуто в орбиту познания. Отказавшись от познания объективной сущности вещей, ограничив область познания сферой явлений, Кант встал на путь агностицизма – сомнения в познаваемости мира.

В структуре познания Кант выделил: чувства, категории, разум, – и обратил внимание на активную роль категорий в обработке данных чувственного опыта. Чувства без категорий неупорядочены, слепы. Но и категории без чувственного опыта пусты, они – лишь возможность познания. В процессе познания чувства и категории взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Мыслить – это подводить чувственный опыт под категории («причина», «следствие», «закон», «необходимость» и др.). Кант настаивал на априоризме категорий (они предшествуют опыту и независимы от него). Но в принципе он понимал, что все категории взяты из целокупного опыта познания. Кант заявил также о двух априорных формах чувственного созерцания – пространстве (восприятии протяженности) и времени (восприятии длительности процессов). По Канту, пространство и время – не атрибуты самих вещей, а есть лишь следствия, результаты деятельности, организации воспринимающего субъекта. На мир мы смотрим сквозь субъективные «очки» пространства и времени.

Разум – высшая способность человека, руководящая деятельностью категориального рассудка. Разум оперирует идеями, ставит цели познанию. Он – сложная система регуляторов познавательной деятельности человека и ее стремления к познанию всеобщего. Но, в процессе деятельности, разум сталкивается со сложностью. По Канту, разум порождает из себя три основные идеи: идею души (психические процессы), идею мира (причинно-следственные связи) и идею Бога (причина всех причин). С по­мощью этих понятий разум стремится объяснить весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача. Но, познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. Например: мир имеет границы и мир безграничен. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

 

«Критика практического разума» посвящена проблемам этики нравственности. Кант строит этику на формальных основаниях. Нравственные императивы и принципы (долг, добро и др.) самоценны, четко различимы между собой. Различие между добром и злом так очевидно, как разница между правой и левой рукой. Кант сформулировал два варианта предложенного им категорического императива нравственности: 1) поступай так, чтобы другой человек выступал всегда как цель и никогда как средство; 2) поступай так, чтобы правило, которому ты следуешь, имело бы и силу принципа всеобщего законодательства. На языке живого нравственного чувства это будут вечные заповеди: «люби ближнего, как самого себя», «не делай людям того, чего себе не желаешь».

Философская система Гегеля.

Идею целостного подхода к миру (с позиции Духа) преследовал и В.Ф. Гегель (1770–1831) – философ энциклопедист, объективный идеалист. Философия Гегеля представляет собой грандиозную попытку понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа, которого он часто называет Идеей или Мировым Духом. Абсолютный Дух заключает всю полноту бытия: вся действительность есть дух, и дух во всем. В учении Гегеля природа, общество, человек, Вселенная порождены Духом. Идея или Дух первична. Дух проходит ряд ступеней своей реализации: ступень «субъективного Духа» (антропология, психология, этапы развития индивидуального сознания), ступень «объективного Духа» (социально-историческая жизнь человечества) и ступень «абсолютного Духа» (религия, искусство, философия). Природа у Гегеля – «инобытие духа». Цель ее – «сжечь себя», чтобы породить Дух. Дух у Гегеля развивается диалектически, а именно по схеме «тезис–антитезис–синтез» (знаменитая гегелевская триада). Рассматривая неумолимую поступь Духа, Гегель сформулировал законы диалектики: «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей» и «закон отрицания». Законы диалектики – законы саморазвития Духа, инструмент движения к Истине как целому. Они суть диалектического метода Гегеля.

В соответствии с диалектикой, мир рассматривается как единое, противоречивое и динамичное целое.
Первый закон диалектики — переход количественных и ка­чественных изменений. Количество и качество являются взаи­мосвязанными характеристиками.
Развитие есть органическое единство количественных, то есть постепенных изменений, и качественных, то есть скачко­образных, резких изменений.
Второй закон — отрицание отрицания. Суть закона в том, что все новое, более совершенное, закономерно преодолевает старое. По Гегелю, отрицание имеет троичный ритм развития: тезис — антитезис — синтез. В природе и обществе происходит постоянный переход от низшего к высшему, в познавательной деятельности — от анализа и синтеза. Сложные изменения про­исходят как бы по спирали, которая сочетает круг («старое») с восхождением («новое»).
 Третий закон — единство и взаимодействие противопо­ложностей. Противоречие — это единство противоположных начал, и оно является внутренним источником развития. Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах. Предмет движется и развивается постольку, посколь­ку противоположности воздействуют друг на друга, и это ве­дет в итоге к изменению свойств и структуры всего предмета. Все эти законы, раскрытые Гегелем, характеризуют бытие как единое, противоречивое и динамичное целое.

Философия Гегеля – это философия самополагания, самодвижения, саморазвития и самопознания Абсолютного Духа. Бытие – это деятельность Духа. Деятельность Духа – это диалектика. Диалектика – процесс бесконечного развития.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: