Разъяснения по теме проектов и по оформлению.
Тема 1. Цветные прилагательные в рассказах русских писателей.
Что делать (этапы работы):
1. Выбрать рассказ (желательно из учебника по литературе).
2. Прочитать рассказ с карандашом – подчеркивать все прилагательные, обозначающие цвет.
3. Выписать прилагательные со значением цвета отдельно.
! Обратите внимание, что цвет обозначают не только слова – красный, синий, зеленый и т.п., но и небесный, яркий, цветной и т.п. надо выписать все слова, поэтому рассказ должен быть небольшой.
4. С использованием выписанных цветов сделать цветовую схему рассказа – например:
5. Найти в интернете понятие – что такое цветосемантика (или семантика цвета). Записать– цветосемантика - это….
6. Ответить на вопрос – как по цвету можно охарактеризовать человека. Для этого можно сделать таблицу:
Цвет, который используется в рассказе | семантика (значение) цвета |
синий | спокойствие, логика, стабильность |
7. Сделать вывод – какое состояние автора передается в рассказе через цвет. Соответствует ли это настроению рассказа? Например, в рассказе преобладают цвета, обозначающие спокойствие, умиротворение и рассказ о таких людях.
Работу можно сделать в форме презентации, буклета или мини-книги. Выбор за вами!
Критерии оценивания:
Соответствует плану (есть все пункты), оформлено самостоятельно, наглядно.
Соответствует плану, упущены 1-2 пункта, пункты раскрыты не полностью.
Представление без наглядности – просто написано или напечатано без иллюстративного материала.
Работа не соответствует теме проекта.
Тема 2. Имена прилагательные в названиях населенных пунктов.
Что делать (этапы работы):
1. Найти названия населенных пунктов России, в которых есть прилагательные: например, Белая Таёжка, Белый Яр, Чистые Пруды, Гладкий мыс и др. Составить список из 15 названий.
2. Выбрать пять для анализа: происхождение названия, почему такое прилагательное, сделать морфологический разбор прилагательного: ЛЗ, ГЗ. Просклонять название населенного пункта по падежам.
3. Сделать вывод – для чего используют прилагательные в названиях (есть дополнительное значение или это связано с особенностями местности и др.) – например, Посёлок Белый Яр Верхнекетского района Томской области основан в 1939 г. Своё название получил оттого, что находится на крутом обрыве - яру - с белой глиной. Название придумано по ассоциации с цветом местности – белая глина.
Работу можно сделать в форме презентации, буклета или мини-книги. Выбор за вами!
Критерии оценивания:
Соответствует плану (есть все пункты), оформлено самостоятельно, наглядно.
соответствует плану, упущены 1-2 пункта, пункты раскрыты не полностью.