После того, как сформулировали задачу, противоречие и идеальное конечное решение (ИКР), надо вернуться "на землю" и позаботиться о РЕСУРСЕ. Для этого надо четко определить, не нарушают ли условия задачи законы природы? То есть определить, имеет ли задача решение. Если имеет, тогда ответить на следующие вопросы:
1. Какова модель задачи? Какие части (элементы) участвуют в задаче? Какие из этих частей являются важнейшими? (Важнейшими являются те части, без которых задача "рассыпается", их обязательно надо включить в модель задачи.)
2. Какие имеются существенные связи между этими частями? Какими законами определяется взаимодействие частей?
3. Какими свойствами обладают эти части и связи между ними? Это их потенциальный ресурс.
4. Какую часть надо улучшать? В первую очередь попробуйте найти ресурс в этой части, а потом во всех остальных. Ответьте на вопросы: что надо сделать с этой частью (этими частями), какой должна быть эта часть, чтобы задача была решена?
5. Какие части задачи можно менять? Что в них можно менять? Какие части нельзя менять? В этих частях сложнее найти ресурс. Как надо изменить эти части, чтобы задача была решена?
|
|
6. Какие вещества и поля окружают систему? С чем взаимодействует объект? Нет ли подходящего ресурса в них?
7. Переберите все виды ресурсов для каждой части задачи (размер, вес, форма, местоположение, материал, физические и химические свойства...). Есть большая вероятность, что Вам повезет и Вы найдете ресурс. Эффективно искать ресурс одновременно с попытками использовать приёмы для устранения противоречий.
8. Попробуйте использовать комбинацию ресурсов (И. Викентьев).
9. Сначала надо использовать имеющийся ресурс. Если ресурс не найден, надо его создать.
10. Очень сильный приём: сформулировать требования к ресурсу, который необходимы для решения задачи.
У ресурса есть и отрицательные качества. Хороший ресурс трудно найти и его всегда не хватает, также ресурс имеет свойство устаревать.
Итоговая задача на поиск и создание ресурсов:
На скале, высотой в 100 метров находится альпинист. Точно посередине скалы, на высоте 50-ти метров, растет дерево. Задача для альпиниста - спуститься со скалы, если известно, что он имеет веревку длиной 75 метров и нож, которым он может ее отрезать. Как ему спуститься со скалы?