Примеры анализа выпускных работ

Режиссура-1

Спецификация курса

Описание проекта

Общие требования

Короткометражный фильм, продолжительность: не менее полутора минут.

Критерии освоения курса

1. Соблюдение правил раскадровки, наличие основных планов.

2. Обоснованная композиция кадра, наличие многоплановых кадров.

3. Отсутствие стандартных операторских ошибок.

4. Эстетичность кадров фильма.

5. Качественное ведение, отсутствие динамических ошибок.

6. Гармоничное сочетание различных видов звука.

7. Достоверность игры актёров.

8. Чистый монтаж, использование переходов и титров.

9. Реализация проекта к Дате 1.

10. Реализация проекта к Дате 2.

  1. Реализация проекта к Дате 3.

Темы курса

Планы и раскадровка

Необходимые навыки

Знать и использовать по назначению основные планы. Гармонично сочетать планы при монтаже.

Критерий освоения курса:
Соблюдение правил раскадровки, наличие основных планов

++: Полное отсутствие ошибок. Каждый план в фильме воспринимается гармонично. Художественное использование планов. Например:

· Необычное сочетание планов используется как самостоятельный инструмент, передающий дополнительную информацию и дополнительное впечатление.

· План выбран не по правилам, но его использование не вызывает дискомфорта и привносит дополнительный эффект.

+: Полное отсутствие ошибок в выборе планов и сочетании планов. Каждый план в фильме воспринимается гармонично. Каждый план используется по назначению, то есть отражает самое важное на текущий момент действие в оптимальном масштабе. Переход от одного плана к другому не вызывает дискомфорт.

: Наличие хотя бы одной ошибки в выборе планов или сочетании планов. Например:

· Дискомфорт при просмотре: хочется отодвинуть камеру дальше или придвинуться ближе.

· Переключение планов негармонично, вызывает неприязнь и непонимание.

· Отсутствие общих планов вызывает вопросы, где происходит действие, причём возникновение этого вопроса не заложено как авторская идея.

· Затянутый план без переключения.

––: Наличие пяти и более ошибок.


Примеры

1.mpg «Бунт Левой» Альбина Квасова, Казань, 2012г. –: Затянутый план. Хочется приблизить на лицо и кисть, когда герой снимает часы – действие сосредоточено в одном только этом регионе. Хочется приблизить на кисть, на которую герой надевает часы.

 

Композиция кадра

Необходимые навыки

Правильно располагать объекты в кадре, чтобы они привлекали внимание зрителя в нужной степени. Располагать объекты по точкам и линиям золотого сечения. Располагать в кадре несколько героев в разных планах.

Критерий освоения курса:
Обоснованная композиция кадра, наличие многоплановых кадров

++: Композиция каждого кадра в фильме обоснована. Ключевые объекты кадра бросаются в глаза: расположены по золотому сечению, в середине или ещё каким-то образом композиционно подчёркнуты. В фильме присутствуют многоплановые кадры. Присутствуют дополнительные приёмы, например:

· Композиция кадра в динамике: бесстыковый переход от одного композиционного построения к другому.

· Прикольные композиционные наложения, заслонения, движения.

· Выстраивание по композиции того, что выстроить сложно.

+: Композиция каждого кадра в фильме обоснована. Ключевые объекты кадра бросаются в глаза: расположены по золотому сечению, в середине или ещё каким-то образом композиционно подчёркнуты. В фильме присутствуют многоплановые кадры.

: Наличие композиционных ошибок: хотя бы в одном кадре хотя бы один ключевой предмет не подчёркнут композиционно, т.е. расположен в случайном месте и в случайном окружении.

––: Наличие пяти и более ошибок.

 


Операторские ошибки

Необходимые навыки

Не допускать десять основных стандартных операторских ошибок

Критерий освоения курса:
Отсутствие стандартных операторских ошибок

++: Овладение навыком в значительной степени. Например:

· Ни один кадр фильма не содержит ни одной операторской ошибки.

· Художественное нарушение правил. То, что в обычных условиях было бы операторской ошибкой, использовано так, что не вызывает дискомфорта и создаёт дополнительный эффект.

+: Отсутствие грубых операторских ошибок. Допустимо до трёх грубых операторских ошибок при условии, что ученик сам назовёт их при оценке. Допустимо незначительное количество мелких:

· Случайное кратковременное обрезание героя или появление над ним избыточного воздуха вследствие движения героя, а не неправильной постановки кадра.

· Незначительные пересветы, недосветы, обрезания второстепенных объектов.

: Наличие хотя бы одной операторской ошибки, не перечисленной выше, не несущей художественного эффекта, если ученик её не заметил. Наличие хотя бы четырёх операторских ошибок, не перечисленных выше, не несущих художественного эффекта.

––: Наличие пяти или более ошибок.


Эстетичность кадра

Необходимые навыки

Создание приятных глазу кадров при съёмке и монтаже. Общее приятное визуальное впечатление от фильма.

Критерий освоения курса:
Эстетичность кадров фильма

Оценивается субъективно. Эстетичность кадра увеличивают:

· Продуманные декорации, костюмы, обстановка.

· Интересная композиция.

· Эстетичный вид актёров: грим, внешность соответствует роли.

· Художественный свет и игра с ним с помощью специальных поверхностей.

· Применение особенностей оптики: узкая зона фокуса, спереди и сзади – размытие.

· Широкоэкранная съёмка.

· Цветокоррекция и другие эффекты при монтаже.

· Профессиональные титры.

Эстетичность кадра уменьшают:

· Наличие в кадре заметных посторонных предметов, не связанных с историей.

· Наличие в кадре предметов, противоречащих истории.

· Несоответствующие истории костюмы и декорации.

· Погода или время года не соответствует задумке или не оправдана с точки зрения сценария. Плохая погода или зима не вытекает из сюжетных фишек.

· Негармоничное освещение.

· Негармоничные сочетания цветов.

++: Киношный вид фильма и большое количество приятных штук.

+: Фильм выглядит не как Home Video, а как продукт, над которым хорошо поработали. Есть некоторые приятные штуки.

: Фильм выглядит как Home Video. Есть попытки как-то поднять эстетичность.

––: Фильм выглядит как Home Video. Нет попыток как-то поднять эстетичность.


Примеры

1.mpg «Ничего» Андрей Баранов, Нижний Новгород, 2011г. +:
  • Профессиональная цветокоррекция.
  • Киношный вид.
  • Эффект снега.
  • Плавное движение камеры.
  • Соотношение сторон экрана 16:9.
2.mpg «The Diet» Алексей Инкин, Нижний Новгород, 2011г. +:
  • Эстетичный вид актрисы: make up, внешность соответствует роли.
  • Художественный свет, динамический источник света (0:10—0:18).
  • Соотношение сторон экрана 16:9.
  • Приятное цветовое решение.

 

Операторская работа

Необходимые навыки

Обоснованный выбор инструмента съёмки: монопод, штатив. Обоснованный выбор движения камеры (панорамирования). Плавность движения камеры.

Критерий освоения курса:
Качественное ведение, отсутствие динамических ошибок

++: Наличие кадров с движущейся камерой помимо панорамирования и монопода, например, стедикам, рельсы и т.п. Полное отсутствие ошибок и казусов (см. ниже).

+: Наличие кадров с панорамированием с помщью штатива или монопода. Полное отсутствие ошибок и казусов (см. ниже).

: Наличие хотя бы одного из следующих казусов:

· Отсутствие ведений.

· Дрожание камеры в любой степени в статическом кадре или при ведении.

· Рывки в начале и конце движения камеры.

Или наличие хотя бы трёх следующих ошибок (или хотя бы одной, если ученик её не заметил):

· Самопроизвольные скачки яркости (не зафиксированная экспозиция).

––: Наличие хотя бы пяти из означенных казусов.


Примеры

1.mpg «Бунт Левой» Альбина Квасова, Казань, 2012г. –: Самопроизвольные скачки яркости (не зафиксированная экспозиция).

 

Звук

Необходимые навыки

Использование различных видов звука: музыки; шумов; возможно, речи. Простейший монтаж звука без грубых ошибок. Соблюдение баланса звуков.

Критерий освоения курса:
Гармоничное сочетание различных видов звука

++: Наличие музыки и шумов. Их одновременное звучание и различимость. Полное отсутствие нежелательного шума. Гармоничное звучание и баланс громкостей. Хотя бы три из следующих приятных вещей:

· Панорамирование звука.

· Пространственное впечатление и стереовпечатление.

· Особо чисто сведённые входы и выходы.

· Самостоятельно и чисто записанные речь и шумы.

· Особая выразительность шумов и всех характеристик речи.

· Полная лицензионная чистота звукового ряда.

+: Наличие музыки и шумов. Их одновременное звучание и различимость. Полное отсутствие нежелательного шума. Гармоничное звучание и баланс громкостей.

: Наличие хотя бы одного из следующих недочётов:

· Во всём фильме лишь один вид звука (музыка, шум, речь).

· Неразличимость одного звука на фоне другого или отсутствие одновременного звучания (необходимо показать навыки сведения).

· Нежелательные шумы.

· Негармоничный баланс громкостей.

· Прочее негармоничное звучание.

––: Наличие хотя бы трёх из приведённых недочётов.


Примеры

1.mpg   «The Bear in My Heart» Алексей Инкин, Нижний Новгород, 2011г. +: Эффект на музыке соответствует звучанию из наушников. Звуки шаги, опускания коробки и взятия денег хорошо наложены на музыку. Пространственное впечатление соответствует подъезду.

 

Работа с актёрами

Необходимые навыки

· Подбор актёров с нужным типажом.

· Введение актёра в задачу, погружение для достижения достоверной игры.

· Примитивная организация съёмочного процесса.

Критерий освоения курса:
Достоверность игры актёров

Оценивается субъективно.

++: Я полностью погрузился в фильм благодаря актёрской игре.

+: Я верю.

: Я не верю.

––: Режиссёр не пытался сделать так, чтобы Я поверил.

1.mpg «Почти Весна» Надежда Крылова, Санкт-Петербург, 2010г. ++: Очень даже верю!
2.mpg «The Diet» Алексей Инкин, Нижний Новгород, 2011г. –: Полная лажа!

 


Монтаж

Необходимые навыки

Простейший монтаж фрагментов видео и звука. Использование переходов. Создание титров. Отсутствие ошибок монтажа.

Критерий освоения курса:
Чистый монтаж, использование переходов и титров

++: Ни одна склейка кадров не вызывает дискомфорта. Есть титры. Используются плавные переходы для склейки кадров, затемнения или появления титров. Используются простейшая цветокоррекция и другие эффекты для киношного вида фильма. Изображение не сжато, не растянуто, нет чёрных полос по краям. Нет артефактов компрессии. Есть хотя бы две из следующих вещей:

· Очень качественная цветокоррекция, профессиональный вид фильма.

· Прочие эффекты, наложенные в процессе монтажа.

· Творческая склейка кадров, несущая дополнительную информацию или художественное впечатление.

· Монтаж под музыкальные акценты.

· Авторский дизайн титров.

+: Ни одна склейка кадров не вызывает дискомфорта. Есть титры. Используются плавные переходы для склейки кадров, затемнения или появления титров. Используются простейшая цветокоррекция и другие эффекты для киношного вида фильма. Изображение не сжато, не растянуто, нет чёрных полос по краям. Нет артефактов компрессии.

: Наличие хотя бы одной из следующих особенностей:

· Неэстетичная склейка: кадры не стыкуются.

· Отсутствуют титры.

· Отсутствуют какие бы то ни было переходы.

· Полное отсутствие эффектов, непрофессиональный вид фильма.

· Изображение сжато или растянуто.

· Присутствуют артефакты компрессии.

––: Наличие хотя бы трёх из перечисленных особенностей.


Примеры

1.m2v «Ничего» Андрей Баранов, Нижний Новгород, 2011г. +: Очень прикольно вмонтированная толпа.
2.mpg «Бунт Левой» Альбина Квасова, Казань, 2012г. +: Профессиональные титры.

 

Примеры анализа выпускных работ

«В любом другом мире»

Луиза Кузьмина, Санкт-Петербург, 2011г.
http://www.youtube.com/watch?v=8rfA8JlpxgQ

1. Соблюдение правил раскадровки, наличие основных планов: +

Нет ошибок в выборе планов. Художественной нагрузки выбор и монтаж планов не несут.

 

2. Обоснованная композиция кадра, наличие многоплановых кадров: +

Нет ошибок в композиции кадра. Сложных композиционных построений нет.

 

3. Отсутствие стандартных операторских ошибок: +

Единственная ошибка: обрезан фотоаппарат на переднем плане (0:37, 3:05). (Допустимо до трёх.)

 

4. Эстетичность кадров фильма: ++

Положительные факторы эстетичности:

  • Стилизованное оформление
  • Отсутствие лишних предметов
  • Костюмы актёров
  • Титры

· Соотношение сторон экрана 16:9.

Отрицательные факторы эстетичности:

  • Любительский вид обстановки в «настоящем времени».

 

5. Качественное ведение, отсутствие динамических ошибок: –

Два недочёта:

  • Отсутствуют ведения.
  • Дрожание камеры во всех кадрах. В «прошлом» оно играет художественную роль, но в «настоящем» является ошибкой.

 

6. Гармоничное сочетание различных видов звука: –

Два недочёта:

· Отсутствие одновременного звучания разных видов звука.

  • Не произведено подавление шума в фонограмме природы.

7. Достоверность игры актёров: +

В данном фильме переигрывание актёров несёт вклад в стиль фильма и не является ошибкой.

 

8. Чистый монтаж, использование переходов и титров: ++

Отсутствуют ошибки: ни один стык не вызывает дискомфорт. Есть титры. Есть переходы (затемнение). Положительные факторы монтажа:

· Стилизованное оформление

  • Оригинальные титры

 

«Бунт Левой»

Альбина Квасова, Казань, 2012г.
http://www.youtube.com/watch?v=fGlC9THkBso

1. Соблюдение правил раскадровки, наличие основных планов: –

Ошибки:

  • Затянутый план (3:39–4:22).
  • Хочется приблизить на лицо и кисть, когда герой снимает часы (3:45) – действие сосредоточено в одном только этом регионе.
  • Хочется приблизить на кисть, на которую герой надевает часы (4:00) – действие сосредоточено в одном только этом регионе.

 

2. Обоснованная композиция кадра, наличие многоплановых кадров: +

Нет ошибок в композиции кадра. Сложных композиционных построений нет.

 

3. Отсутствие стандартных операторских ошибок: +

Две ошибки (допустимо до трёх):

  • Пересвет: Книга, руки (0:50).
  • Пересвет: Рука, снег (1:59).

 

4. Эстетичность кадров фильма: +

Положительные факторы эстетичности:

  • Отсутствие лишних предметов

· Авторские титры

Отрицательные факторы эстетичности:

  • Немалая часть кадров выглядит как Home Video.
  • Зима не оправдана с точки зрения сценария.
  • Соотношение сторон экрана 4:3.

 

5. Качественное ведение, отсутствие динамических ошибок: –

Многочисленные самопроизвольные скачки яркости (незафиксированная экспозиция) (1:31, 1:43, 2:01, 2:27—2:34, 2:44, 3:19, 4:23) (Допустимо до трёх, если ученик сам их заметил).

 

6. Гармоничное сочетание различных видов звука: –

Сильные шумы во время речи (3:34), (4:18).

 

7. Достоверность игры актёров: +

Верю.

 

8. Чистый монтаж, использование переходов и титров: +

Отсутствуют ошибки: ни один стык не вызывает дискомфорт. Есть титры. Есть переходы (затемнение). Положительные факторы монтажа:

  • Оригинальные титры

 

«The Diet»

Алексей Инкин, Нижний Новгород, 2011г.
http://www.youtube.com/watch?v=nVoMwGNltrg

1. Соблюдение правил раскадровки, наличие основных планов: +

Нет ошибок в выборе планов. Художественной нагрузки выбор и монтаж планов не несут.

 

2. Обоснованная композиция кадра, наличие многоплановых кадров: +

Нет ошибок в композиции кадра. Сложных композиционных построений нет.

 

3. Отсутствие стандартных операторских ошибок: +

Одна ошибка (допустимо до трёх, если ученик сам их заметил):

  • Герой не в фокусе (1:00).

 

4. Эстетичность кадров фильма: ++

Положительные факторы эстетичности:

  • Эстетичный вид актрисы: make up, внешность соответствует роли.
  • Художественный свет, динамический источник света (0:10—0:18).
  • Соотношение сторон экрана 16:9.
  • Приятное цветовое решение.

· Профессиональные титры.

Отрицательные факторы эстетичности:

  • Героиня смотрит в камеру (1:19, 1:33).

 

5. Качественное ведение, отсутствие динамических ошибок: –

Положительные факторы:

  • Движущаяся камера (0:00—0:04, 0:52—0:55, 1:04—1:07).

· Крутая движущаяся камера во время пробуждения (1:12—1:14).

Отрицательные факторы:

  • Самопроизвольные скачки яркости (незафиксированная экспозиция) (0:23, 1:24—1:33) (Допустимо до трёх, если ученик сам их заметил).
  • Дрожание камеры (0:51—0:54, 1:03—1:07, 1:24—1:33).

 

6. Гармоничное сочетание различных видов звука: –

Из звука только музыка.

 

7. Достоверность игры актёров: –

Не верю. Переигрывание здесь было бы оправдано, если бы было в меньшей степени.

 

8. Чистый монтаж, использование переходов и титров: ++

Отсутствуют ошибки: ни один стык не вызывает дискомфорт. Есть титры. Есть переходы (затемнение). Положительные факторы монтажа:

· Монтаж под музыкальные акценты.

  • Не слишком любительские титры

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: