Рисование натюрморта из предметов быта на фоне драпировки

Бытовые предметы занимают различное положение в пространстве. При этом нельзя «оторвать» одну вещь от другой. Связь между предметами необходимо передавать в рисунке. Это возможно в том случае, если найдены верные тональные отношения всех предметов, включая фон, на котором предметы расположены.

Очень часто роль фона играет драпировка из ткани. Например, покрывая стол, на котором стоят предметы, драпировка помогает воспринимать натюрморт как единое целое.

Ткань сама по себе представляет плоскую поверхность, не имеющую формы. В ткани, брошенной на поверхность стола, стула, отчетливо проявляются ее пластические свойства. В зависимости от вида поверхности, на которой расположена ткань, последняя образует различные складки. Более сложные складки принято называть драпировками.

При рисовании драпировки следует учитывать, что каждый материал (шерсть, шелк, полотно и пр.) дает своеобразный изгиб складок. Кроме того, материя со сложным узором может затруднять работу. Несложный узор, располагаясь по сгибам материи, не только не мешает выявлению формы складок, но и подчеркивает их характер.

Складки и драпировки могут иметь различные формы. Например, в драпировках, свисающих с одной точки (рис. 1.38, а), складки принимают конусообразный вид. Складки ткани, свисающей с двух точек (рис. 1.38, б), образуют в основном правильную систему дуг, но ломаются в одном или двух местах между рядами дуг.

Рис. 1.38. Рисование драпировок ткани, закрепленных в одной (а), двух (б) и трех (в) точках

При сближении точек прикрепления ткани на дугообразных складках появляются изломы. В тех местах, где ткань сжата, наблюдаются глубокие складки. При натяжении материала складки выравниваются. Если потянуть ткань за угол, то образуются складки радиальных направлений.

Формы складок зависят также от того, на какой предмет наброшена ткань, а направление - от этих форм.

Рисунок складок драпировки выполняют в четыре основных этапа (рис. 1.39).

Рис. 1.39. Этапы рисования складок драпировки

· 1. Композиционное размещение всей массы драпировки на плоскости листа. Выстраивание конструкции складок драпировки. Для этого необходимо обозначить композицию рисунка в виде наброска тонкими линиями. Намечают прямоугольник, треугольник или любую другую форму, которую имеет данная драпировка.

· 2. Наметка основных пропорций всей массы ткани с обозначением крупных и второстепенных складок. Сначала проводят линию, ограничивающую ширину складки внизу. Затем строят контуры изгибов складок, обращая внимание на параллельность отдельных элементов зигзага и плавность изгибов линий. Намечают вертикальные контуры и нижний контур складок. При этом построение контуров верха должно соответствовать построению контуров низа. При зигзагообразном контуре изгибов тканей необходимо обратить внимание на соотношение высоты зигзага и ширины ткани.

· 3. Определение после прорисовки контуров направления света, падающего на складки ткани, и наметка в соответствии с этим наиболее светлых и темных плоскостей на поверхности складок. Все затемненные места слегка заштриховываются.

· 4. Нанесение полутонов и подчеркивание теней путем выделения основных складок и создания иллюзии объема. Все теневые места заштриховываются.

Узор или рисунок ткани при рисовании драпировок изображают на рельефе складок. Рисунок на ткань наносят обычно условно, как на гладкую плоскую поверхность.

При пространственном построении натюрморта из бытовых предметов необходимо решить как минимум три задачи:

· 1) выбор и установка модели и фона;

· 2) выбор ракурса;

· 3) компоновка изображения на листе.

Выбор и установка модели является достаточно ответственной задачей. Натюрморт - это не просто набор предметов, разложенных бессистемно. Это группа предметов, подобранных и составленных так, чтобы они производили впечатление единого целого, когда формы, размеры и даже цвет предметов, входящих в натюрморт, сочетаются друг другом. Не стоит брать для натюрморта два и более одинаковых по форме и размеру предметов, так как поставленные рядом, они не будут восприниматься единым целым. В то же время следует избегать слишком существенной разницы между размерами предметов. Например, кусочек сахара, положенный рядом с большим самоваром, не будет с ним сочетаться, поскольку разница в их размерах слишком велика (на рисунке сахар рядом с самоваром будет почти незаметен). Предметы в группе должны быть контрастными, но при этом иметь некоторую взаимосвязь.

Например, два одинаковых кувшина имеют одни и те же размеры и форму, а значит, не могут между собой контрастировать. Если рядом с кувшином поставить стакан, то уже возникает некоторый контраст. Округлая форма кувшина отличается от вытянутой граненой формы стакана. Если к указанному набору добавить, например, кусок хлеба, то он дополнит и объединит эти предметы как переходное звено.

Основой составления натюрморта является подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко. Такой натюрморт называют сюжетно-тематическим (рис. 1.40).

Рис. 1.40. Сюжетно-тематический натюрморт

Из вышесказанного следует, что не стоит использовать в постановке натюрморта предметы, не связанные между собой по целевому назначению. Например, если положить на стол конфету, перчатки и мыло, то такой натюрморт будет выглядеть несуразным. Нельзя также расставлять предметы хаотично, поскольку подобный натюрморт воспринимается с трудом и вызывает ощущение беспорядка.

Лучше смотрятся и воспринимаются натюрморты, в которых вся группа предметов вписывается в треугольник или круг, хотя это не является обязательным условием. Композиция может быть составлена так, что предметы, входящие в ее состав, образуют сразу несколько треугольников, различных по форме, или объединяют разные геометрические фигуры.

В постановке натюрморта необходимо выделить главный предмет, наиболее значимый как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы следует подбирать согласно смысловому значению основного. Надо иметь в виду, что главный предмет почти всегда выгоднее ставить дальше переднего плана, а передний план лучше заполнять мелкими вещами, не загораживающими пространство. При пространственном решении натюрморта из бытовых предметов на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других.

Рисунок располагают на листе таким образом, чтобы все предметы были изображены полностью, при этом рисунок должен находиться посередине листа, поверхность которого необходимо использовать полностью. Нельзя делать рисунок таким образом, чтобы с какой-либо стороны оставалось пустое место.

Начинают работу над рисунком с того, что определяют его крайние границы по ширине и высоте и отмечают их на листе. Одновременно устанавливают пропорции предметов, т.е. отношение их высоты к ширине, или отношение одной части предмета к другой, или отношение размеров одного предмета к размерам другого. Определяют правильное положение модели в пространстве по отношению к вертикали, горизонтали, правильный наклон того или иного предмета или плоскости. Для этого в самом начале работы проводят горизонтальную и вертикальную линии, которые пересекаются в центре листа. В процессе работы эти линии служат ориентиром для определения наклона модели.

Приступая к рисованию натюрморта, необходимо строго соблюдать принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять смысл изображения.

При размещении группы предметов на плоскости важно правильно построить их основания. Не определив место каждого предмета, нельзя передать пространство между ними. В противном случае отдельные предметы будут «повисать» в воздухе или наползать один на другой. На данном этапе работы сравнивают величины отдельных предметов и их частей между собой и с целым. При этом надо смотреть на все одновременно и видеть целое, тогда легче будет определить пропорции предметов и их частей.

Устанавливая модель для рисования, необходимо обращать внимание на фон, который также является частью композиции. Если нарисовать предметы без фона, то они окажутся как бы вне пространства и рисунок будет выглядеть неестественно.

При выборе фона следует учитывать, что он не должен отвлекать и мешать сосредоточиться на изображаемых предметах. Если в качества фона используется драпировка, то следует иметь в виду, что любая складка на драпировке или рисунок на ткани, которая служит фоном, будут являться частью композиции и внесут коррективы в общее восприятие рисунка.

Драпировка подчеркивает разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд зрителя вглубь, к композиционному центру для создания иллюзии пространства.

Изображая предметы, учитывают тон фона, на котором они видны. Правильно выбранное отношение тона фона к тону предметов способствует передаче пространства и материальности предметов. Обычно часть фона, которая находится с теневой стороны предмета, кажется более светлой, чем та, которая расположена за освещенной стороной. Затемнение фона около освещенной части предмета и высветление его у теневой дает возможность контрастнее выявлять свет и тень.

В передаче объемной формы многое зависит от характера штриховки. Штрихи накладывают по направлению формы предмета, так как это облегчает ее восприятие и упрощает дальнейшую работу. На плоских поверхностях желательны штрихи прямые и параллельные, на цилиндрических и шаровидных - дугообразной направленности.

Правильно нанесенная штриховка обусловливает не только верное восприятие формы предмета, но и передачу его материальности, твердости либо мягкости. Не следует пытаться избавиться от видимой штриховки в рисунке путем растирания штриха. Такая техника не передает материальности, предметы становятся как бы ватно-воздушными, теряют плотность и твердость.

Как уже отмечалось в § 1.5, геометрические тела являются основой строения любых бытовых предметов. Поняв законы распределения светотени на таких предметах, как шар, цилиндр, куб, пирамида, можно легко разобраться в светотени более сложных по форме предметов. Например, если предмет похож на шар, то его главный признак - сферическая форма, а значит, общее распределение светотени будет соответствовать закону распределения светотени на шаре.

Предметы в натюрморте должны быть хорошо освещены. Если осветить предметы спереди, то они будут едва заметны из-за отсутствия теней на их поверхностях. При заднем освещении предметы превращаются в сплошные контурные очертания. Наиболее выгодное положение предметов достигается при верхнебоковом освещении, когда предметы выглядят достаточно объемными.

Сравнение формы любого предмета с формами простейших геометрических тел, которые могут являться основой строения для данного предмета, облегчает светотеневые решения сложной формы и помогает в построении.

С самого начала работы определяют отношения светотеней на разных участках предметов (какие места и насколько отличаются по тону от других, что темнее, что светлее, где самое темное место и где самое светлое). Далее легкими штрихами намечают самые темные места. Затем штриховку постепенно добавляют, усиливая темноту там, где это необходимо. Самое темное место выделяют в последнюю очередь, когда рисунок почти готов. То же касается и самых светлых мест.

Когда нанесены границы падающих и собственных теней, переходят к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче его объема и материала. Всегда следует работать в такой тональности, чтобы самое светлое место можно было сделать еще светлее, а самое темное - еще темнее. Надо сравнивать тоновые отношения не только поверхностей, расположенных рядом, но и участков, находящихся в отдалении друг от друга.

Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов необходимо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. Особенность светотени предметов, ограниченных плоскостями, заключается в том, что каждая плоскость имеет определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. В силу краевого контраста на границе светлой и темной поверхностей светлая будет выглядеть немного светлее, а темная - темнее.

После того как объемные формы всех предметов тщательно проработаны, переходят к обобщению рисунка. Иногда после проработки каждого предмета некоторые детали выглядят слишком четкими и заметными. Вследствие этого предметы второго плана зрительно выходят на передний план. Чтобы привести группу предметов к единому целому, надо смотреть на все предметы одновременно, оценивая в этот момент каждый участок света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов - основное условие реалистичности изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: