Классификация игр дошкольников

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность.

 Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

 

Рассмотрим одну из таких (классификация С.Л. Новоселовой).

Классификация игр
(по С.Л. Новоселовой)

Игры
Творческие (сюжетно-ролевые)
Игры с правилами (дидактические, подвижные)

 
С учетом места организации
Игры на воздухе
Игры в помещении
 
По типу организации
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

 

 

 
в первую половину дня
во вторую половину дня
С учетом времени проведения

 

    В Прогармме воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Выделяют три класса игр:

 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

 - самостоятельные игры:

 игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

 - сюжетно-отобразительные,

- сюжетно-ролевые,

 - режиссерские,

 - театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

  игры обучающие:

 - дидактические,

 - сюжетно-дидактические,

- подвижные;

  досуговые игры:

- игры-забавы,

- игры-развлечения,

- интеллектуальные,

- празднично-карнавальные,

- театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

            

 Организации предметно – пространственной среды

Предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Предметно-игровая среда рассматривается как фактор, стимулирующий игровую деятельность ребенка.

Стратегия и тактика построения игровой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

3. Это предполагает решение следующих задач:

· Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

· Радости существования (психологическое здоровье)

· Формирование начал личности (базис личностной культуры)

· Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммирован­ность», а содействие развитию личности).

· Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Предметно-игровая среда создается с учетом возраста детей и имеет свою специфику.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: