Основные профессиональные компетенции, обеспечивающие осознанный подход в обучении младших школьников

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова.»

                                                 Кафедра начального образования. 

Учебная дисциплина: Общие основы начального образования.

                                   Семинарское занятие.

Вид занятия: постановка вопросов и ответов, обсуждение различных методических подходов к организации и осуществлению различных видов деятельности учителя начальных классов на уроках литературного чтения.                                                                                 

Тема: Формирование осознанного подхода к обучению у младших школьников через различные виды деятельности.

                                  (Количество часов: 2 часа).

Цель: продолжить работу по формированию умений организовать и методически обеспечить профессиональную деятельность в условиях современного начального образования.

  Задачи:

1.выявить основные составляющие компоненты технологии осуществления образовательного процесса младших школьников в условиях учебной деятельности;

2.рассмотреть условия, обеспечивающие осознанный подход в обучении младших школьников;                                                                                                                             3.познакомить с особенностями организации различных видов деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при работе с текстом (до ознакомления с текстом, на этапе ознакомления с текстом и после завершения работы с текстом);                             

4. Раскрыть роль методов организации диагностической деятельности учителя начальных классов, обеспечивающих качество начального общего образования.

                              Рекомендуемая литература.

Основная литература:

1.Сизганова, Е. Ю. Дидактика начальной школы: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Сизганова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 187 с. — ISBN 978-5-9765-3405-6. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97129

 2. Глаголева, Ю. Г. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования: учебное пособие / Ю. Г. Глаголева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1060-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97814

Дополнительная литература:

1.Цукерман Г.А Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 71-76.

Электронные информационные (Internet) ресурсы

Система обучения Занкова Л.В. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://sistemazankova.livejournal.com/2732.html

3.Методика обучения русскому языку и литературному чтению [Текст]: учебник для студ. образоват. учр-ий СПО / Т. И. Зиновьева [и др.]; ред. Т. И. Зиновьева; рец.: Н. Ю. Штрекер, З. И. Курцева. - М.: Юрайт, 2017. - 470 с. –

 4.Методика обучения литературе в начальной школе [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. "Педагогика" / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева; Под ред. М. П. Воюшиной; рец. Г. И. Вергелес, Л. В. Савельева. - М.: Академия, 2010. - 288 с

Раскрытие основных понятий: учебная деятельность, образовательные технологии, педагогические технологии, методы осуществления диагностической деятельности, мониторинг.

    

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power point.

  Вопросы для обсуждения:                

1.технологии осуществления образовательного процесса младших школьников в условиях учебной деятельности;

2. основные профессиональные компетенции, обеспечивающие осознанный подход в обучении младших школьников;                                                              3.осуществление системного подхода на уроках литературного чтения при работе с текстом;                             

4. методы организации диагностической деятельности учителя начальных классов и их эффективность применения на уроках литературного чтения (мониторинг, метод экспресс-опроса).

              План проведения семинарского занятия.

1. Организационный момент.  (1-2 мин.):

- приветствие и проверка присутствующих студентов;

- подготовка рабочего места для проведения занятия.

2. Целеполагание (3-5 мин.):

- знакомство с темой занятия;

- определение целей и задач;

- озвучивание междисциплинарных связей;

- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;

 

3. Актуализация опорных знаний (8-10 мин.).

-Ответы на следующие вопросы:

1. Какие трудности возникали у Вас при организации и осуществлении образовательного процесса в начальной школе (при прохождении педагогической практики)?

2. В чем, на Ваш взгляд, была причина возникающих трудностей?                                              

3.Почему у многих учителей начальных классов процесс обучения младших школьников в условиях учебной деятельности вызывают особые затруднения?

4.Раскройте сущность понятий "профессиональная компетентность" и "профессиональная компетенция"?

 

4. Основное содержание проведения занятия (50-60 мин.):

Технологии осуществления образовательного процесса младших школьников в условиях учебной деятельности.

-Самостоятельный просмотр презентации "Педагогические и образовательные технологии" и анализ содержания полученной информации.

- Беседа по вопросам.

1. Почему образовательные технологии раскрываются как единый целостный процесс?

2.Раскройте сущность понятия "педагогическая технология", используя различные формулировки  авторов.       

3.Определите составляющие педагогической технологии и распределите их по группам.

4.Почему педагогическое мастерство выделено как составляющая часть педагогической технологии?

5.В чем особенность современной педагогической технологии?

- Самостоятельная работа.

-Используя полученную информацию и результаты своих исследований, составьте памятку " Современные образовательные технологии в практической деятельности учителя начальных классов", в которой  распределите знакомые Вам технологии по группам, классифицируя их по следующим признакам:

-технологии личностно-ориентированной направленности;

-технологии на основе активизации и интенсификации учебной деятельности;

-технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

-природосообразные технологии;

 -технологии на основе дидактического усовершенствования и  

реконструирования учебного материала.

-Анализ выполненной работы, обсуждение результатов.

-Обобщение.

Основные профессиональные компетенции, обеспечивающие осознанный подход в обучении младших школьников.

-Рассмотрите таблицу, в которой внесены основные изменения в технологию обучения младших школьников в условиях требований ФГОС НОО.

-Постарайтесь дополнить эту информацию эффективными приемами, методами, формами активного взаимодействия в условиях начального общего образования и поместить заполненную таблицу в методическое  Портфолио.

 

               Изменения в технологическом плане.  
 - диалог и коллективный поиск истины (субъект-субъектные отношения)  
- опора на творческий потенциал обучающихся;  
- позитивные формы, приемы, методы, отношения;  
- развитие коллективных форм работы;  
- развитие эмоционально-волевой сферы, сенсорной культуры;  
-создание ситуации поиска и творческого самовыражения.  

 -Обобщение на основе результатов самостоятельной работы.

-Анализ изменений методических подходов при выборе современной педагогической технологии учителем начальных классов.

При выборе технологии следует учитывать переход:
- от объяснения к пониманию и осмыслению изучаемого;  -от монолога к диалогу; -  социального контроля к формированию навыков самоанализа и самоконтроля;    -от управления к соуправлению и самоуправлению;    -от репродуктивных приемов и методов к эвристическим, к творческим. -Обобщение. -Вывод.



double arrow
Сейчас читают про: