Загадки о предметах труда


Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это?.. (Нож)

 

Если заточен,

Всё легко он режет очень:

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

 

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

 

Инструмент бывалый -

Не большой, не малый.

У него полно забот,

Он и режет, и стрижет. (Ножницы)

 

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

 

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

 

Едет-едет взад-вперёд,

В зубы возьмёт,

На две части разоймёт. (Пила)

 

Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки

Умчались бы

И больше со мной

Никогда не встречались бы,

Потому что - скажу вам,

Не хвастая, -

Я стальная и злая. (Пила)

 

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила)

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой,

Потерял болтун покой. (Отвёртка)

 

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

 

Он целый день звенел в бору

Густом, от инея белесым,

А ночью, подойдя к костру

Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)

 

Идёт мужик из лесу,

Зеркало за поясом. (Топор)

 

Кланяется, кланяется,

Придёт домой - растянется. (Топор)

 

В лес иду - домой гляжу,

Домой иду - на лес оглядываюсь. (Топор)

 

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок. (Топор)

 

Он у плотников в почете,

Каждый день с ним на работе. (Топор)

 

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

 

Тит на работу вышел,

Каждый услышал.

Сам он худ, голова с пуд,

Как ударит - крепко станет. (Молоток)

 

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпу в доску влезу,

А по мне всё тук да тук. (Гвоздь)

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

 

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)

 

Молоток стук-стук -

Торчит на стене сук.

Постучал опять -

Будет не видать. (Гвоздь)

 

Толстый полного побьёт -

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздь)

 

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка

Чуть видна его фуражка.

(Молоток и гвоздь)

 

Железный некто

По нему ударил крепко,

И он пропал,

Осталась кепка. (Молоток и гвоздь)

 

Телом вертким, как змея,

В доску вкручиваюсь я. (Сверло)

 

У конька у горбунка

Деревянные бока.

Как зажмешь его в руке -

Заскользит он по доске. (Рубанок)

 

По деревянной речке

Бежит кораблик новый,

Свивается в колечки

Дымок его сосновый. (Рубанок)

 

 

Я по лысине бегу -

Кудри с лысины стригу. (Рубанок)

 

На зеркальном катке,

На единственном коньке,

Он проехался разок,

И распался весь каток. (Стеклорез)

 

На поляне шерстяной

Пляшет тонконожка.

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка. (Швейная машина)

 

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

 

Держится подружка

За моё ушко,

Стёжкою одною

Век бежит за мною. (Иголка с ниткой)

 

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу,

Как мал её шажок!

Зовётся он – стежок. (Иголка с ниткой)

 

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка с ниткой)

 

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы

Весь день ныряли в петельки

И вот он - шарф для Петеньки. (Спицы)

 

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол. (Веник)

 

Стоит Ероша

Лохмат и взъерошен!

По избе запляшет -

Прутиками машет.

Для лихого пляса

Лыком подпоясан. (Веник)

 

Маленький Ерофейка

Подпоясан коротенько,

По полу скок-скок -

И сел в уголок. (Веник)

 

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся - чистый пол. (Веник)

Коль сожмешь ее сильней, —

Больше будет силы в ней.

(Пружина)

 

Я — молодец,

Я так хорош,

Лучше меня ты не найдешь!

Так сдружу я деревяшки:

Планки, рейки, колобашки,

Что водой не разольешь! (Клей)

 

Жесткая, грызучая,

Дырявая, колючая:

Что на спину ей положат,

Все она тотчас изгложет. (Терка)

Сама дубовая, а пояс — ивовый. (Бочка)

 

Зубы имеют, А зубной боли не знают. (Грабли)




Загадки о профессиях


Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи.)

 

За коровами глядит,

А когда на них сердит,

Громко щёлкает кнутом.

Так загадочка о ком? (Пастух.)

 

Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос? (Пастух.)

 

Упрятав чёлку под фуражку,

Веду я с папой в поле вспашку.

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони – на руле. (Тракторист.)

 

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире. (Каменщики.)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём. (Строители.)

 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик.)

 

Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Но кто же он, ответьте на вопрос,

Не космонавт, а ходит среди звёзд? (Водолаз.)

 

В акваланге, в маске, в ластах

Тот, кто плавает прекрасно.

Он герой такой один

В тишине морских глубин. (Водолаз, подводник.)

 

 

По морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.

Он под илом всё отыщет,

Корабля заварит днище,

Если течь, стряслась беда —

Не помеха и вода. (Водолаз.)

 

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер.)

 

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый. (Ткачиха.)

 

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук. (Сапожник.)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь.)

 

Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает. (Шахтёр.)

 

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтёры.)

 

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)

Весёлая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши! (Полицейский)

 

По вагону он пройдёт –

Безбилетников найдёт.

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит. (Контролёр.)

 

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор.)

 

Он где-то в студии сидит

И в микрофон свой текст читает.

А слышат, что он говорит,

Лишь те, кто радио включает. (Диктор.)

 

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач.)

 

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский... (Врач.)

 

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист? (Терапевт.)

 

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай. (Хирург.)

 

Этот доктор удалит

Мне легко аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот? …! (Хирург.)

 

 Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?

В очках и при свете и то не суметь.

А он между тем разглядел сквозь неё

Не только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог.)

 

Этот врач не просто доктор,

Лечит людям он глаза,

Даже если видишь плохо,

Разглядишь ты всё в очках. (Окулист.)

 

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)

 

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - … (Рабочий.)

 

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам! (Маляр.)

 

Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.)

 

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт. (Фермер.)

 

Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница. (Агроном.)

 

 

Он науку изучил.

Землю — словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Знает всё в краю родном

И зовётся... (Агроном.)

 

Для нас он землю улучшает:

Где топи и болота — осушает,

От засухи где почва погибает —

Успешно ирригацию внедряет.

И расцветает обновленный край!

Становится богаче урожай,

Его благодарит земля

За сеть каналов, новые поля. (Мелиоратор.)

 

Он похож на капитана,

Но ведет корабль степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной. (Комбайнёр.)

 

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает,

Лекарства в саквояж кладёт,

На скотный двор потом шагает. (Ветеринар.)

 

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - … (Ветеринар.)

 

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Шофёр.)

 

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (Шофёр.)

 


 

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (Шофёр.)

 

Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу! (Таксист.)

 

Ему на станции отдашь

Ты свой увесистый багаж.

Он на тележку груз уложит,

Домчит, в вагон войти поможет. (Носильщик.)

 

Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути. (Проводник.)

 

Он – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречает он нас на перроне

И с нами поедет в вагоне. (Проводник.)

 

На тренировках каждый день

Попасть старается в мишень.

Как называется стрелок,

Что асом стать в итоге смог? (Снайпер.)

 

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю

Костюм стальной. (Электросварщик.)

 

Серебристая игла

В небе ниточку вела.

Кто же смелый

Нитью белой

Небо сшил, да поспешил:

Хвост у нитки распушил? (Лётчик.)

 

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто... (Лётчик.)

Он вернулся из полёта,

Ведь летать – его работа.

Всех, кто в воздухе, ребята,

Называют… (Авиатор.)

 

Как называются пилоты

В одной команде самолёта? (Экипаж.)

 

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)

 

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Отправился он полетать среди звёзд.

Я тоже хочу! Говорят, не дорос. (Космонавт.)

 

Вот из тире и точек слово.

Кому же это всё знакомо?

В эфир кто чаще всех выходит

И дни и ночи там проводит? (Радист.)

 

Прыгнул вниз —

На цветке повис,

Земли коснулся —

Цветок свернулся. (Парашютист.)

 

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках. (Повар.)

 

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (Библиотекарь.)

 

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

 

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

 

Тонкой палочкой помашет,

Как играть, оркестру скажет. (Дирижёр.)

 

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

 

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия … (Актёр.)

 

Может он с коня свалиться

И ничуть не ушибиться.

Трюки все он исполняет,

В них актёров подменяет. (Каскадёр.)

 

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун.)

 

Так его комичен вид –

Даже плаксу рассмешит!

На арене выступает,

Скуку быстро разгоняет. (Клоун.)

 

Коль про чудо весь свой век

Пишет этот человек,

Вы должны, конечно, знать,

Как писателя назвать. (Сказочник.)

 

 

Где дорогу проложить?

Из чего деталь отлить?

Как конфеты начинить?

Сколько пуговиц пришить?

Кто на это даст ответ,

Чей поможет нам совет?

Первым кто найдёт решение,

Кто проверит исполнение?

Знай, малыш, бери пример,

Заводской он … (Инженер.)

 

Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием. (Конструктор.)

 

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник.)

 

Он – друзей четвероногих

Всеми признанный знаток,

Воспитатель очень строгий,

Крепко держит поводок.

Учит он в собачьей школе,

Как команды выполнять.

Все боксеры, доги, колли

Назубок должны их знать. (Кинолог.)

 

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник.)

 

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ? (Пограничник.)

 

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост … (Солдат.)

 

Был вначале он курсантом,

В полк приехал лейтенантом,

Он обучен воевать,

Как его, скажи, назвать. (Офицер.)

 

У офицера-новичка

Всего две звёздочки пока.

До капитана не дорос.

В каком он звании, вопрос. (Лейтенант.)

 

Кто шагает на параде,

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной. (Моряки.)

 

Малолетний морячок

Любит море горячо.

Может лишь пока мечтать

За штурвалом постоять! (Юнга.)

 

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится ёж, -

Если снимка не пришлёшь!» (Фотограф.)

 

Художник без кисти?!

Бывает такой:

Творит в темноте

У себя в мастерской.

А если проникнет

Не вовремя свет,

Испортиться может

Хороший портрет. (Фотограф.)

 

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помнит вас. (Фотограф.)

 

Он по ночам не может спать,

Он должен звёзды сосчитать

И в телескоп увидеть свет

Всех неизведанных планет. (Астроном.)

 

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (Гончар.)

 

Есть и глина, и кирпич,

А теперь его покличь.

Знает только он один,

Печь сложить как и камин. (Печник.)

 

Он по крышам ходит смело –

У него такое дело.

В дымоход с ершом ныряет

И от сажи нас спасает. (Трубочист.)

 

Назубок законы зная,

Все права нам разъясняя,

Споры наши разрешает,

А виновных осуждает. (Судья.)

 

На ринге он не может драться,

И ни к чему ему перчатки.

Привычней на ковре встречаться

Ему с соперником для схватки. (Борец.)

 

Он знает правила игры

И всех, кто вдруг их нарушает,

Он в виде штрафа до поры

Всех на одну скамью сажает. (Спортивный судья.)

 

В спорте толк он точно знает,

Он спортсменов наставляет. (Тренер.)

 

Кто по круче чуть заметно

К туче, к туче

Метр за метром

Поднимается с трудом —

На спине несёт свой дом. (Альпинист.)

 

Он в сладком цехе день трудился,

Итог десертный получился –

Эклеры, кекс, «Наполеон».

Теперь подумай, кто же он? (Кондитер.)

 

Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт. (Гид, экскурсовод.)

 

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

 

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, родину любить. (Воспитатель)

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

 

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)

 

На часах настенных стрелки

Стали прыгать словно белки.

Мастер тут на них взглянул,

Круглый винтик подтянул

И сменил пружину срочно,

Чтоб часы ходили точно. (Часовщик)

 

Чистит мастер башмаки,

Прибивает каблуки.

Чинит туфли и сандалии,

Чтоб как новенькие стали. (Сапожник)

 

Что это у Галочки? —

Ниточка на палочке.

Палочка — в руке,

Ниточка — в реке.

Наклонилась над рекой —

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка. (Рыбак с удочкой)

 

 


Материал для самостоятельной работы

Статья М.В. Крулехт «Ребенок как субъект трудовой деятельности»

Успех вхождения дошкольника в современный мир, приобретения первых жизнен­ных ориентиров, удовлетворение потребности в самореализации в дея­тельности требует конструирования педагогического процесса детского сада на основе интеграции всех ви­дов детской деятельности: познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и труда. Экспериментально доказана возможность данной интеграции на основе методики взаимосвязи средств трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых, трудовое обучение, игры и детский труд становятся составной частью целостного педагогического процесса, в центре которого стоит сам ребенок. Педагог создает необходимые условия и стимулы, организует развивающую материальную среду и направляет детскую актив­ность, помогая ребенку стать субъектом деятельности.

Разработано пошаговое конструирование педагогического процесса для всех воз­растных групп. Первый шаг связан с познанием предметного мира и трудовой деятельно­сти взрослых, исходя из расширяющихся детских игровых познавательных, житейских интересов и потребностей, воспитатель через игру, совместный труд и другие виды дея­тельности обеспечивает содержательное общение между взрослыми и детьми, направлен­ное на обмен впечатлениями, мыслями, чувствами - своеобразный обмен оценочной ин­формацией, носящей ярко выраженный эмоционально-мотивационный характер, что ве­дет к об­щности ценностных ориентаций, осознанию ребенком себя в системе челове­че­ских отношений через наиболее значимое для него содержание.

Второй шаг - шаг к освоению позиции субъекта детского труда - свя­зан с обуче­нием целостным трудовым процессам путем создания игровых и житейских проблемных ситуаций. Это обеспечивает осознанность обучения, широкий перенос знаний об органи­зации трудовых процессов взрослыми в детскую деятельность. Исходя из теоретических положений "педагогики ус­пеха", взаимодействие педагога с детьми на занятиях по трудо­вому обуче­ние носит характер со-деятельности, соучастия. Благодаря этому ребенок пе­рестает бояться ошибок, зная их причины и способы коррекции.

Третий шаг связан с вхождением ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Адаптированный к современным условиям детского сада метод Е.И.Тихеевой "игра-труд" использован спо­соб руководства детской деятельностью. Идей вальдорфской педагогики, что детская деятельность должна обеспечивать единство по­знания, искусства и труда, определили стратегию руководства детским трудом, ориенти­рованную на развитие творческой индивидуальности, сотрудничество детей и взрослых, вхождение ребенка в реальные трудовые связи. Педагог,учит детей создавать полезные в быту вещи и делать их так, чтобы они отвечали своему назначению и были красивыми. Соединение пользы и красоты доставляет двой­ную радость ребенку, дает выход художе­ственным чувствам и детскому стре­млению быть полезным другим людям.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: