Проблема языка в современной философии

 Взаимосвязь мышления и слова.

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов. Они не могут существовать друг без друга. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить, хотя речь была и остается главным условием и способом осуществления мышления.

Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: "живую мысль", т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и "отчужденную мысль", зафиксированную в тексте и т.п. "Живая мысль" - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере.

Мышление как активный, целенаправленный процесс осуществляется сознательно, является формой деятельностного сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции (саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени общение. Естественно, что общение невозможно без языка. Однако язык является главным, решающим, но не единственным средством общения, а это позволяет думать, что коммуникативность мышления не ограничивается его вербализуемостью.

Области соотношения языка и мысли можно изобразить как два частично пересекающихся круга, т.е. не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению.

В отношении этой проблемы существует три тенденции:

1. Отождествление языка и мышления. Говорение (речевая деятельность) – это и озвученное мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мышления они стали значительно позднее.

2. Язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу. Например, у А. Бергсона подлинное понимание мира может быть осуществлено только в интуиции свободной от языка.

Многие учёные считают, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и др. учёные признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

Вероятно, здесь акцентируется тот аспект, что язык и мышление – онтологически разные сущности.И имеется в виду невербальная форма мышления, которая осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Также и в языке есть процессы специфически языковые, не связанные с мышлением.

3. Взаимосвязь между языком и мышлением. Здесь тоже встают вопросы, поскольку механизмы взаимодействия языка и мышления до сих пор остаются не вполне ясными.

Долгое время в философии языка господствовал метафизический подход, согласно которому в диаде «язык-мышление» однозначно доминировало мышление, а язык был вторичным.

Только в XIX в. философ и лингвист В. фон Гумбольдт представил принципиально иной взгляд на язык. Говорил о том, что мышление во многом зависит от языка: «Язык есть орган, образующий мысль», «язык – не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее его способ».

Гумбольдт впервые говорит о единстве языка и мышления, об их равновесии, диалектической связи.

В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного познания к познанию логическому, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории.

Основные идеи современной философии языка на примере учений структурализма

Структурный метод Ф. де Соссюра. Первоначально структурный метод был разработан и применен в лингвистике швейцарским уче­ным Фердинандом де Соссюром (1857—1913). Основные идеи его работ, взятые позже на вооружение структуралистами и постмодер­нистами, заключаются в следующем:

• язык — упорядоченная система знаков, в которой можно выде­лять уровни разной степени сложности. Способность языка выражать те или иные смыслы заключается во взаимосвязи каждого его элемен­та с другими;

• язык как и любая знаковая система функционирует благодаря различиям между ее элементами, т.е. то или иное слово имеет кон­кретный смысл благодаря отличию от других слов;

• нет прямой взаимосвязи между звуковым или изобразительным выражением знака и тем смыслом, который он выражает. Например, в разных языках обозначение одних и тех же предметов звучит по-разному. В языке жес­тов кивание головой у большинства европейских народов означает согласие, тогда как у болгар — отрицание.

Герменевтика

Га́дамер попытался извлечь из герменевтической концепции своего учителя наиболее важные следствия для гуманитарных наук. Фактов нет. Есть только интерпретации и смыслы. Человеческое бытие есть бытие в языке. Через язык открывается и познается мир. Всякий прогресс в познании мира предполагает прогресс языка. Язык – наш второй мир.

Что первично - мышление или слово?

Слово это суть мышления, так как именно оно создает знание, как форму накопленного человеком опыта. Только с помощью речи можно поделиться своим знанием с окружающими, только с помощью речи можно оформить и систематизировать собственные мысли, придать им определенное содержание. Слово – материал, мысль – готовый продукт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: