double arrow

Проблема сознания и языка в философии.

1

Движение, пространство и время как атрибуты материи

Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Всякое изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; свойство предметов быть протяженными, занимать определенное положение, граничить друг с другом, иметь размеры.

Время — это объективная форма существования материи, с помощью которой измеряют длительность существования объектов, последовательность смены их состояний

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.




А. Эйнштейн также ввел понятие четырехмерного пространственно-временного континуума (трехмерное пространство и одно измерение времени). Континуум предполагает неразрывную взаимосвязь пространственной и временной координаты в нашем мире, который можно изобразить в виде куба.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий

С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.



С возникновением общества возникают социальные пространство и время.

Социальное пространство- то пространство, которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Социальное пространство — это прежде всего пространство, в котором живет и действует человек, организованный в различные социальные формы. Для человека пространство в первую очередь ассоциируется с территорией, на которой он проживает, которую осваивает, делает своей. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития, если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.



Семинар №11-12

Проблема сознания и языка в философии.

Сознание - это человеческая форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование окружающей действительности. Сначала человек отражает действительность в образах сознания, мыслеформах и чувствах. Затем он стремится воздействовать на окружающий мир, при этом процесс воздействия также порождает определенные образы сознания, мыслеформы и чувства.

В узком смысле слова сознание – это способность человека отражать окружающий мир, оценивать его, давать самооценку, вырабатывать определенную программу поведения. Как правило, все эти процессы происходят на уровне осознания и самосознания. Таким образом, говоря, что человек пребывает в сознании, мы имеем ввиду, что в данный момент он осознает, что с ним происходит.

В широком смысле слова сознание – это психическая жизнь человека (душа), состоящая из трех основных уровней – подсознания, осознания, сверхсознания. Условно к подсознанию относят инстинкты, рефлексы, архетипы, процессы ощущения и восприятия, сон и сновидение, неосознаваемые желания и влечения, коллективная память человечества, личная память человека и многое другое.Осознаниесвязано напрямую с процессами мышления, самоконтроля, самосознания и самооценки, с волевыми процессами. Сверхсознание подразумевает способность человека вырабатывать идеалы и подчинять им свою жизнь, заниматься творчеством с полной самоотдачей, входить в высшие (мистические) состояния сознания.

Атрибуты сознания: познание, переживание, творческое озарение, вдохновение, неосознанные явления, патологии сознания, свойства личности, память, волю, чувства и другое.

Австрийский врач-невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Разделив психику человека на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, как существенные характеристики личности Фрейд обе эти сферы представил неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное- лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. В результате дифференциации различных инстанций в психике человека он создал модель личности, состоящую из комбинаций трех элементов:

«Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость» , основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» Безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющей деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

«Сверх-Я» - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Иными словами, Фрейд пришел к выводу, что природа заложила в человека мощную силу - бессознательное («Оно»), которое постоянно пытается «диктовать условия», руководствуясь только «принципом удовольствия». Однако в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Сверх-Я», отражающее традиции, социальные запреты, идеалы, власть родителей, совесть и т.д., служит своеобразным социальным фильтром, который отражает «Я» от внешнего мира.

Бессознательное «Оно» - это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит «Сверх-Я» - представитель общества.

Всей силой «Оно» (бессознательного) управляет «либидо» - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Либидо (лат.: влечение, желание, стремление, страсть) - понятие для обозначения сексуального желания (полового инстинкта).Тем самым, согласно Фрейду, человеческая жизнь в целом есть сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию.

Сублимация - (лат.: возвышать, возвеличивать) -психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных, низших) на цели несексуального свойства - социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Иначе говоря, сублимация - это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения.

Как врач-психотерапевт, Фрейд видел свою задачу в том, чтобы помочь больному осознать бессознательное и уйти из-под влияния «Оно». Решение этой задачи - предоставить возможность «Я» свободно и разумно конструировать самое себя. Пока человек живет в обществе , ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход - в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательности. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей.

Одним из первых с критикой теоретических постулатов Фрейда выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), считавший, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту.

Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного.

В трактовке бессознательного Юнг исходил из того, что:

· а). бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненных из сознания в процессе исторического развития человека;

· б). бессознательное - это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

· в). бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития.

Если Фрейд полагал, что бессознательное является основным элементом психики индивидуума, то Юнг разделил цельное понятие на «индивидуальное» и «коллективное бессознательное».Индивидуальное сознаниеотражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное сознание представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей, а также дочеловеческое животное существования.

«Носителями» коллективного бессознательного (которое имеет всеобщую сверхличностную природу), согласно Юнгу являются архетипы. Они составляют содержание (структуру) бессознательного, присущи от рождения всем людям и содержат в зародыше возможности всех психических процессов.

Архетипы (греч.: начало и образ) - это некие мифические образы, которые являются общими для всего человечества и представляют собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов и потенций. Это «дремлющие мыслеформы», которые вневременны, внепространственны, образы-символы. Архетипы- это некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы и в которых заключена колоссальная энергия, могучая безличностная сила.

Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя многообразные архетипы. Важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Отец, Мать-Земля, Колесо-Солнце, Старый мудрец, Герой, Спаситель, Чудовище, Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных ролей), Самость (целостность человека как индивидуальности) и др.

При всем своем различии архетипы имеют нечто сходное , общее. Их общность проявляется в следующем.

1. Во-первых, все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем. Этот образ проявляется на «поверхности» сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы, по Юнгу, находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазий, составляют исходный материал для произведений литературы и искусства.

2. Во-вторых у Юнга - это фундаментальные образы-символы, принципиально противостоящие сознанию. Их нельзя дискурсивно (логически) осмыслить и адекватно выразить в языке.

У Юнга и Фрейда бессознательное представляет внутреннее и сущностное ядро, образуемое психическим миром человека.



1




Сейчас читают про: