Г. в России начался коммунистический эксперимент – строительство социалистического общества

Было отменено дореволюционное русское право, теории развенчаны, ценности отвергнуты.

Появление нового правового словаря и юридической терминологии; выдвинуто требование:

*выработки нового типа права, отличающегося от существующего в несоциалистическом мире.

* превалировала тенденция не на сближение правовых норм с законодательством и юридической практикой его применения в других странах, а на их обособление.

НЭП 1922 год и советский период

Неотъемлемой чертой перехода к НЭП в 1922 году, было воссоздание товарно-денежных отношений.  Был принят Гражданский кодекс (ГК) РСФСР, в основу структуры которого была положена пандектная система.

Право РСФСР имело следующие особенности.

1. было идеологично на смену господствовавшей идеологии пришел гнет марксизма-ленинизма, за ним закреплялась роль государственной религии. Сближало ее с религиозными правовыми системами, которые основаны на идеологии. В правовой системе идеологизация находила свое выражение в строго классовом подходе к субъектам права.

Идеологизация правовой системы проявлялась  во вмешательстве коммунистической партии в юридическую практику – в правотворчество, правоприменение и др.

2. моноидеология создавала себе монособственность (представленность в идеологии того или иного общества только одной идеологической доктрины).

3. не признавалось существование ни частной собственности ни частного права законодательство и судебная практика относились с безразличием к личной собственности.

4. людская жизнь строилась по распоряжениям и приказам партийно-государственных чиновников. Люди жили в условиях не только диктатуры партии, по и диктатуры права власти.

5. на идее обязательств человека перед государством базировалась правовая система.

6. право РСФСР характеризовалось декларативностью. Государственная идеология использовала правовые нормы с целью разрушить в людях эгоистические и антиобщественные установки поведения.

7. важная особенность права его федерализм.

8. дуализм правовой системы был порождением параллельного существования двух структур государственного управления – партийной (которая маскировала свою публично-правовую роль) и советской (которая служила фасадом для всевластия партийных комитетов сверху донизу).

Конец 80-х годов XX в. началась кардинальная переделка правовой системы России.

Сопровождается следующими факторами:

*«война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнительной власти,

*«парад суверенитетов» национально-государственных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, рост преступности, коррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев и групп населения, и др.

Родство российского права с романо-германским правом не вызывает сомнений. В основе российского права лежат усвоенные нормы римского права. Все отрасли права в России кодифицированы. Признак самостоятельности отрасли права считается наличие кодификационного акта. В российской правовой системе всегда действовал принцип верховенства закона. И как бы ни была важна судебная практика, она всегда играла подчиненную законодательству роль.

Новое время

С провозглашением государственной независимости РФ происходит новый этап в развитии правовой системы. Впервые за всю историю господства права было декларировано установление. Проявилось желание воспринять позитивные правовые модели зарубежных стран. Правовое наследие прошлого может быть действительно оценено и использовано государством для поиска путей внедрения демократических ценностей, ориентирующихся на рыночные отношения в образ мышления, юридический язык и в концепции новой, демократической правовой системы России.

Вывод

 

Таким образом, развитие российской правовой системы в X–и до наших дней, восприятие ею византийской культуры, православия, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем.

Можно отметить следующие особенности особой разновидности.

1. высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида.

2. слабость личностного правового начала в культуре вообще.

3. широкое распространение не правовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

4. отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

5. высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: