Было отменено дореволюционное русское право, теории развенчаны, ценности отвергнуты.
Появление нового правового словаря и юридической терминологии; выдвинуто требование:
*выработки нового типа права, отличающегося от существующего в несоциалистическом мире.
* превалировала тенденция не на сближение правовых норм с законодательством и юридической практикой его применения в других странах, а на их обособление.
НЭП 1922 год и советский период
Неотъемлемой чертой перехода к НЭП в 1922 году, было воссоздание товарно-денежных отношений. Был принят Гражданский кодекс (ГК) РСФСР, в основу структуры которого была положена пандектная система.
Право РСФСР имело следующие особенности.
1. было идеологично на смену господствовавшей идеологии пришел гнет марксизма-ленинизма, за ним закреплялась роль государственной религии. Сближало ее с религиозными правовыми системами, которые основаны на идеологии. В правовой системе идеологизация находила свое выражение в строго классовом подходе к субъектам права.
Идеологизация правовой системы проявлялась во вмешательстве коммунистической партии в юридическую практику – в правотворчество, правоприменение и др.
2. моноидеология создавала себе монособственность (представленность в идеологии того или иного общества только одной идеологической доктрины).
3. не признавалось существование ни частной собственности ни частного права законодательство и судебная практика относились с безразличием к личной собственности.
4. людская жизнь строилась по распоряжениям и приказам партийно-государственных чиновников. Люди жили в условиях не только диктатуры партии, по и диктатуры права власти.
5. на идее обязательств человека перед государством базировалась правовая система.
6. право РСФСР характеризовалось декларативностью. Государственная идеология использовала правовые нормы с целью разрушить в людях эгоистические и антиобщественные установки поведения.
7. важная особенность права его федерализм.
8. дуализм правовой системы был порождением параллельного существования двух структур государственного управления – партийной (которая маскировала свою публично-правовую роль) и советской (которая служила фасадом для всевластия партийных комитетов сверху донизу).
Конец 80-х годов XX в. началась кардинальная переделка правовой системы России.
Сопровождается следующими факторами:
*«война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнительной власти,
*«парад суверенитетов» национально-государственных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, рост преступности, коррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев и групп населения, и др.
Родство российского права с романо-германским правом не вызывает сомнений. В основе российского права лежат усвоенные нормы римского права. Все отрасли права в России кодифицированы. Признак самостоятельности отрасли права считается наличие кодификационного акта. В российской правовой системе всегда действовал принцип верховенства закона. И как бы ни была важна судебная практика, она всегда играла подчиненную законодательству роль.
Новое время
С провозглашением государственной независимости РФ происходит новый этап в развитии правовой системы. Впервые за всю историю господства права было декларировано установление. Проявилось желание воспринять позитивные правовые модели зарубежных стран. Правовое наследие прошлого может быть действительно оценено и использовано государством для поиска путей внедрения демократических ценностей, ориентирующихся на рыночные отношения в образ мышления, юридический язык и в концепции новой, демократической правовой системы России.
Вывод
Таким образом, развитие российской правовой системы в X–и до наших дней, восприятие ею византийской культуры, православия, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем.
Можно отметить следующие особенности особой разновидности.
1. высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида.
2. слабость личностного правового начала в культуре вообще.
3. широкое распространение не правовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.
4. отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.
5. высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.