double arrow

Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М.,1998. 231-236.

1

Cеминар 3-4. Основные формы поведения у животных: характеристика инстинктивного поведения и научения. (4 ч.)

1. Этологические теории инстинкта и научения. Сенсорные теории инстинкта и научения. Безусловные и условные рефлексы и усложнение поведения животных

2. Инстинкт как тип жизни животных. Внутренние и внешние факторы инстинкта. Структура инстинктивного поведения: «поисковая» и «завершающая» фазы инстинктивного поведения.

3. Простые и сложные формы научения: привыкание (габитуация), латентное научение, дрессировка, подражание. Характеристика запечатления (импринтинга – как специфического типа обучения).

4. Общая характеристика научения. Облигатное научение. Факультативное научение. Навык как основной компонент научения.

5. Выскажите, пожалуйста свое мнение “за” или “против” следующих тезисов:

a. Интеллект - это одна из основных форм поведения и адаптации животных.

b. Достаточным критерием проявления интеллектуальной деятельности можно считать деструктивные действия.

c. Орудийная деятельность, гнездо- и норостроительство являются основными формами проявления интеллектуальной деятельности животных.

d. Интеллектуальное решение проблемных ситуаций приматами и человеком имеет общие черты.

e. Развитие интеллекта у животных ограничено лишь социальными факторами.

 

  Темы рефератов:

● Особенности инстинктивного поведения пчел (других общественных насекомых).

● Значение инстинкта в жизни позвоночных животных.

● Своеобразие научения у животных разных таксонов.

● Изучение научения и дрессировка.

● Особенности интеллектуальной деятельности у хищных млекопитающих.

● Особенности интеллектуальной деятельности у приматов.

Семинар 5-6. Развитие психики в пренатальном и постнатальном периодах (4 часа)

1. Особенности пренатального этапа развития психической активности. Понятие “эмбриональная тренировка”. Сенсорное развитие психики у животных в пренатальном периоде

2. Психическая активность в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело- и незрелорожденных позвоночных.

3. Виды заботы о потомстве.

  1. Развитие психической активности в ювенильном периоде. Классификация игры у животных. Теории игры у животных. Какая роль у игровой деятельности для формирования поведения животных?

a. В чем заключается биологический смысл манипуляционных игр?

b. В чем заключается биологический смысл локомоторных игр?

c. В чем заключается биологический смысл трофейных игр?

d. В чем заключается биологический смысл совместных игр?

4. Видоспецифичность игрового поведения животных.

Темы рефератов:

●  Сравнительный обзор активности зародышей различных видов животных и человека.

●  Разнообразие форм заботы о потомстве у различных видов животных.

● Сходство и отличия видового поведенческого запечатления и полового запечатления у различных представителей животного царства.

●  Своебразие игровой активности у животных на ювенильном этапе развития.

 

Семинар 7-8. Коммуникативное поведение. Социальное поведение животных.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории коммуникации у животных.

2. Языки животных. Виды коммуникативных сигналов. Особые средства общения: акустические сигналы, ультразвуковые коммуникации. Эхолокация. Ритуальное поведение у животных и его целесообразность.

3. Особенности внутривидовой и межвидовой коммуникации у животных.

4. Преимущества жизни в сообществах. Взаимообусловленность структуры группы и условий ее обитания:

A. Проблема общественного поведения у животных.

B. Виды иерархии в сообществах у животных.

C. Что такое анонимное сообщество?

D. Что такое персонифицированное сообщество?

E. Что такое индивидуализированное сообщество?

F. Что такое анонимное сообщество открытого и закрытого типа?

 

5. Какую роль играет ритуализация угрозы в общественном поведении?

6. На какие группы можно разделить ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях?

7. Альтруистическое и агрессивное поведение у животных.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под языком животных?

2. Что такое груминг и какова его роль в общении животных?

3. В каких условиях обитания для животных важнее всего тактильная коммуникация?

4. Каковы основные функции хемокоммуникации?

5. У каких групп животных лучше всего развито обоняние?

6. Что такое феромоны?

7. Какую роль в жизни животных играет индивидуальный запах?

8. Зачем животные метят территорию?

9. Какова роль визуальной коммуникации в общении животных?

10. Какова основная особенность акустических сигналов?

11. В чем заключаются особенности звукового общения животных, обитающих в водной среде?

12. Какие животные используют эхолокацию?

13. Характеристика выразительных движений и мимических реакций у животных.

Темы рефератов:

● Усложнение коммуникации в зависимости от уровня развития животных (эволюционный подход).

● Ритуальное поведение у животных и его целесообразмость.

● Целесообразность межвидовой коммуникации.

Занятие 9-10.  Биологические предпосылки зарождения общественных отношений, членораздельной речи и человеческого сознания

1. Биологические предпосылки трудовой деятельности.

2. Особенности орудийной деятельности животных по сравнению с человеком.

3. Роль ориенировочно-исследовательской деятельности животных

4. Биологические предпосылки трудовой деятельности.

5. Особенности орудийной деятельности животных по сравнению с человеком.

6. Эволюциогенез. Теории появления жизни, психического отражения и сознания человека.

7. Антропогенез. Гипотеза П.Я. Гальперина о причинах появления человека современного типа

 

Контрольные вопросы

1.В чем заключается основное сходство и различие психики человека и высших антропоидов?

3.Чем отличаются орудия животных и орудия труда первобытного человека?

Учебная литература:

1.  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М.,1998. 231-236.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1