Cеминар 3-4. Основные формы поведения у животных: характеристика инстинктивного поведения и научения. (4 ч.)
1. Этологические теории инстинкта и научения. Сенсорные теории инстинкта и научения. Безусловные и условные рефлексы и усложнение поведения животных
2. Инстинкт как тип жизни животных. Внутренние и внешние факторы инстинкта. Структура инстинктивного поведения: «поисковая» и «завершающая» фазы инстинктивного поведения.
3. Простые и сложные формы научения: привыкание (габитуация), латентное научение, дрессировка, подражание. Характеристика запечатления (импринтинга – как специфического типа обучения).
4. Общая характеристика научения. Облигатное научение. Факультативное научение. Навык как основной компонент научения.
5. Выскажите, пожалуйста свое мнение “за” или “против” следующих тезисов:
a. Интеллект - это одна из основных форм поведения и адаптации животных.
b. Достаточным критерием проявления интеллектуальной деятельности можно считать деструктивные действия.
|
|
c. Орудийная деятельность, гнездо- и норостроительство являются основными формами проявления интеллектуальной деятельности животных.
d. Интеллектуальное решение проблемных ситуаций приматами и человеком имеет общие черты.
e. Развитие интеллекта у животных ограничено лишь социальными факторами.
Темы рефератов:
● Особенности инстинктивного поведения пчел (других общественных насекомых).
● Значение инстинкта в жизни позвоночных животных.
● Своеобразие научения у животных разных таксонов.
● Изучение научения и дрессировка.
● Особенности интеллектуальной деятельности у хищных млекопитающих.
● Особенности интеллектуальной деятельности у приматов.
Семинар 5-6. Развитие психики в пренатальном и постнатальном периодах (4 часа)
1. Особенности пренатального этапа развития психической активности. Понятие “эмбриональная тренировка”. Сенсорное развитие психики у животных в пренатальном периоде
2. Психическая активность в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело- и незрелорожденных позвоночных.
3. Виды заботы о потомстве.
- Развитие психической активности в ювенильном периоде. Классификация игры у животных. Теории игры у животных. Какая роль у игровой деятельности для формирования поведения животных?
a. В чем заключается биологический смысл манипуляционных игр?
b. В чем заключается биологический смысл локомоторных игр?
c. В чем заключается биологический смысл трофейных игр?
d. В чем заключается биологический смысл совместных игр?
4. Видоспецифичность игрового поведения животных.
Темы рефератов:
|
|
● Сравнительный обзор активности зародышей различных видов животных и человека.
● Разнообразие форм заботы о потомстве у различных видов животных.
● Сходство и отличия видового поведенческого запечатления и полового запечатления у различных представителей животного царства.
● Своебразие игровой активности у животных на ювенильном этапе развития.
Семинар 7-8. Коммуникативное поведение. Социальное поведение животных.
Вопросы для обсуждения:
1. Теории коммуникации у животных.
2. Языки животных. Виды коммуникативных сигналов. Особые средства общения: акустические сигналы, ультразвуковые коммуникации. Эхолокация. Ритуальное поведение у животных и его целесообразность.
3. Особенности внутривидовой и межвидовой коммуникации у животных.
4. Преимущества жизни в сообществах. Взаимообусловленность структуры группы и условий ее обитания:
A. Проблема общественного поведения у животных.
B. Виды иерархии в сообществах у животных.
C. Что такое анонимное сообщество?
D. Что такое персонифицированное сообщество?
E. Что такое индивидуализированное сообщество?
F. Что такое анонимное сообщество открытого и закрытого типа?
5. Какую роль играет ритуализация угрозы в общественном поведении?
6. На какие группы можно разделить ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в конфликтных ситуациях?
7. Альтруистическое и агрессивное поведение у животных.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под языком животных?
2. Что такое груминг и какова его роль в общении животных?
3. В каких условиях обитания для животных важнее всего тактильная коммуникация?
4. Каковы основные функции хемокоммуникации?
5. У каких групп животных лучше всего развито обоняние?
6. Что такое феромоны?
7. Какую роль в жизни животных играет индивидуальный запах?
8. Зачем животные метят территорию?
9. Какова роль визуальной коммуникации в общении животных?
10. Какова основная особенность акустических сигналов?
11. В чем заключаются особенности звукового общения животных, обитающих в водной среде?
12. Какие животные используют эхолокацию?
13. Характеристика выразительных движений и мимических реакций у животных.
Темы рефератов:
● Усложнение коммуникации в зависимости от уровня развития животных (эволюционный подход).
● Ритуальное поведение у животных и его целесообразмость.
● Целесообразность межвидовой коммуникации.
Занятие 9-10. Биологические предпосылки зарождения общественных отношений, членораздельной речи и человеческого сознания
1. Биологические предпосылки трудовой деятельности.
2. Особенности орудийной деятельности животных по сравнению с человеком.
3. Роль ориенировочно-исследовательской деятельности животных
4. Биологические предпосылки трудовой деятельности.
5. Особенности орудийной деятельности животных по сравнению с человеком.
6. Эволюциогенез. Теории появления жизни, психического отражения и сознания человека.
7. Антропогенез. Гипотеза П.Я. Гальперина о причинах появления человека современного типа
Контрольные вопросы
1.В чем заключается основное сходство и различие психики человека и высших антропоидов?
3.Чем отличаются орудия животных и орудия труда первобытного человека?
Учебная литература:
1. 1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.
2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999.
3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М.,1998. 231-236.