Фабри К.Э. Зоопсихология. М., 2001
Первоисточники:
1. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 1976. № 4.
2. Тинберген Н. Поведение животных. М. 1978. С.125-148.
3. Годфруа Ж. Что чакое психология. М. 1992. С. 32-36.
Дополнительная литература:
1. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М. 1981.
2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.
3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.
4. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.
Итоговая работа (Вопросы к экзамену)
1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. История становления зоопсихологии как науки. Своеобразие сравнительной психологии.
3. Методы зоопсихологических исследований.
4. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками. Основные направления исследования.
5. Проблема эволюционного развития психического отражения. Философские, психологические и этологические взгляды на эту проблему.
6. Инстинкт, навык, интеллект как основные ступени психического развития
|
|
7. Уровни и стадии психического отражения в концепции А.Л. Леонтьева - К. Фабри.
8. Характеристика сенсорной психики животных.
9. Особенности перцептивной психики.
10. Элементы элементарного интеллектуального поведения у животных.
11. Инстинктивное поведение, его основные характеристики.
12. Внутренние и внешние факторы инстинкта.
13. Структура инстинктивного поведения.
14. Характеристика научения как более гибкой формы поведения по сравнению с инстинктом.
15. Взаимосвязь инстинкта и научения.
16. Характеристика факультативного научения
17. Характеристика облигатного научения
18. Характеристика дрессировки
19. Основные виды научения. Облигатное и факультативное научение.
20. Подражание у животных.
21. Характеристика развития психики в пренатальный период.
22. Проблема эмбрионального научения.
23. Характеристика раннего постнатального периода.
24. Разнообразие постэмбрионального развития. Зрело- и незрелорождающие позвоночные.
25. Забота о потомстве у разных видов животных.
26. Значение запечатления для перцептивного научения. Половое запечатление. Импритинг.
27. Формирование «общения» у разных видов животных.
28. Характеристика ювенильного периода. Своеобразие игры у животных
29. Виды игр у социальных животных
30. Сравнения мотивации поведения у животных и человека.
31. Развитие мнемической психической функции у животных.
32. Усложнение сенсорной чувствительности. Осязание, обоняние, слух и зрение у животных.
33. «Язык» животных. Его отличительные признаки по сравнению с человеком.
34. Своеобразие орудийной деятельности животных по сравнению с деятельностью человека.
|
|
35. Территориальное поведение у животных
36. Примеры альтруизма у животных
37. Виды агрессивного поведения у животных
38. Внутривидовая агрессия
39. Межвидовая агрессия
40. Каналы коммуникации у животных
41. Своеобразие таксисов у животных
42. Теории антропогенеза
43. Примеры репродуктивного поведения у животных
44. Критерии интеллектуального поведения у животных
45. Предпосылки появления сознания
46. Труд и орудийная деятельность животных
47. Интеллектуальное поведение как форма адаптации у животных
48. Теории адаптации у животных: физилогическая и психологическая адаптация
49. Структура "общественной "жизни животных различных видов. Социальные животные.
50. Антропогенез. Гипотезы о причинах появления человека современного типа.
Критерии оценки:
«удовлетворительно» - студент имеет фрагментарные представления о содержании вопросов, частично освоил понятийно-категориальный аппарат;
«хорошо» - студент демонстрирует общие знания по содержании вопросов, умеет устанавливать связи между теоретическими понятиями и эмпирическими фактами;
«отлично» - студент демонстрирует системные знания о содержании вопросов, умеет устанавливать связи между теоретическими понятиями и эмпирическими фактами, формулирует аналитические обобщения и выводы.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;
– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;
– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.