Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978

Фабри К.Э. Зоопсихология. М., 2001

Первоисточники:

1. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 1976. № 4.

2. Тинберген Н. Поведение животных. М. 1978. С.125-148.

3. Годфруа Ж. Что чакое психология. М. 1992. С. 32-36.

Дополнительная литература:

1. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М. 1981.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.

3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.

4. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.

 

Итоговая работа (Вопросы к экзамену)

1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. История становления зоопсихологии как науки. Своеобразие сравнительной психологии.

3. Методы зоопсихологических исследований.

4. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками. Основные направления исследования.

5. Проблема эволюционного развития психического отражения. Философские, психологические и этологические взгляды на эту проблему.

6. Инстинкт, навык, интеллект как основные ступени психического развития

7. Уровни и стадии психического отражения в концепции А.Л. Леонтьева - К. Фабри.

8. Характеристика сенсорной психики животных.

9. Особенности перцептивной психики.

10. Элементы элементарного интеллектуального поведения у животных.

11. Инстинктивное поведение, его основные характеристики.

12. Внутренние и внешние факторы инстинкта.

13. Структура инстинктивного поведения.

14. Характеристика научения как более гибкой формы поведения по сравнению с инстинктом.

15. Взаимосвязь инстинкта и научения.

16. Характеристика факультативного научения

17. Характеристика облигатного научения

18. Характеристика дрессировки

19. Основные виды научения. Облигатное и факультативное научение.

20. Подражание у животных.

21. Характеристика развития психики в пренатальный период.

22. Проблема эмбрионального научения.

23. Характеристика раннего постнатального периода.

24. Разнообразие постэмбрионального развития. Зрело- и незрелорождающие позвоночные.

25. Забота о потомстве у разных видов животных.

26. Значение запечатления для перцептивного научения. Половое запечатление. Импритинг.

27. Формирование «общения» у разных видов животных.

28. Характеристика ювенильного периода. Своеобразие игры у животных

29. Виды игр у социальных животных

30. Сравнения мотивации поведения у животных и человека.

31. Развитие мнемической психической функции у животных.

32. Усложнение сенсорной чувствительности. Осязание, обоняние, слух и зрение у животных.

33. «Язык» животных. Его отличительные признаки по сравнению с человеком.

34. Своеобразие орудийной деятельности животных по сравнению с деятельностью человека.

35. Территориальное поведение у животных

36. Примеры альтруизма у животных

37. Виды агрессивного поведения у животных

38. Внутривидовая агрессия

39. Межвидовая агрессия

40. Каналы коммуникации у животных

41. Своеобразие таксисов у животных

42. Теории антропогенеза

43. Примеры репродуктивного поведения у животных

44. Критерии интеллектуального поведения у животных

45. Предпосылки появления сознания

46. Труд и орудийная деятельность животных

47. Интеллектуальное поведение как форма адаптации у животных

48. Теории адаптации у животных: физилогическая и психологическая адаптация

49. Структура "общественной "жизни животных различных видов. Социальные животные.

50. Антропогенез. Гипотезы о причинах появления человека современного типа.

 

Критерии оценки:

«удовлетворительно» - студент имеет фрагментарные представления о содержании вопросов, частично освоил понятийно-категориальный аппарат;

«хорошо» - студент демонстрирует общие знания по содержании вопросов, умеет устанавливать связи между теоретическими понятиями и эмпирическими фактами;

«отлично» - студент демонстрирует системные знания о содержании вопросов, умеет устанавливать связи между теоретическими понятиями и эмпирическими фактами, формулирует аналитические обобщения и выводы.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;

– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;

– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: