Преп. Сергий и его духовная школа

Вопросы для обсуждения:

1. Состояние монастырской жизни и причины «монастырского движения» в XIV в.

2. «Игумен Земли Русской» – преп. Сергий Радонежский и его школа

3. Троице-Сергиев монастырь и возникновение новых обителей сподвижниками и учениками преп. Сергия

 

 

Задания и вопросы для обсуждения:

К п. 1

· Охарактеризуйте уровень монашеской жизни во 2-й половине XIII–1-й половине XIV вв.

Упадок русского монашества во 2-й половине XIII – 1-й половине XIV вв. хорошо заметен по православному Месяцеслову – в нем очень мало имен преподобных этой эпохи по сравнению с другими периодами русской церковной истории.

Для истории монашества XIII век — переходное время. Формы устройства монашеской жизни не обрели еще определенности, которая бы соответствовала русским условиям. Монашество еще не сделало выбора между киновией (общежитием) и идиорритмой (особножительством); «пустыня», жизнь в скиту, отшельничество — это созвездие еще не взошло на северном небосклоне русской Фиваиды. Монастыри в городах или в их окрестностях по-прежнему оставались прибежищем для тех, кто искал спасения; лишь иногда подвижники отваживались удаляться в темные, дремучие леса. Это была эпоха аскетических раздумий и, может быть, душевных сомнений, но совсем не отказа от аскетического идеала.

· Какие обители выделялись в период 2-й половине XIII–1-й половине XIV вв.?

Сведений о русских монастырях и монашествующих второй половины XIII - первой половины Х1У в. сохранилось ничтожно мало. В это время на Руси практически полностью исчезли общежительные монастыри, которые всегда являлись основой подлинно подвижнической жизни - школой, в которой новоначальный инок получал базовые понятия о монашестве и формировал основные навыки молитвенно-аскетической практики. В первое столетие после Батыева нашествия на Руси преобладали особножительные обители. Поскольку большинство этих монастырей были городскими или пригородными, и к тому же являлись ктиторскими по своему характеру (княжескими или боярскими), обстановка в них мало способствовала аскетическим подвигам.

Помимо ктиторских монастырей в рассматриваемую эпоху также существовали небольшие особножительные обители, которые возникали вокруг приходских храмов, когда рядом с ними строили свои кельи отдельные иноки. При этом близ церкви могли селиться как монахи, так и монахини, как правило, из числа небогатых горожан и крестьян. Такие обители назывались «оптиными» - т.е. общим для насельников-мужчин и монахинь-женщин. К такому типу монастырей первоначально принадлежала Оптина пустынь близ Козельска. К такого же рода монастырям относился на заре своего существования и Покровский Хотьков монастырь, в котором в 1330-е гг. незадолго до своей кончины приняли монашеский постриг и впоследствии были погребены родители преп. Сергия Радонежского - преподобные Кирилл и Мария. В этой же обители начинал свой монашеский путь и овдовевший старший брат Сергия - Стефан.

Снетогорский монастырь Рождества Богородицы – крупнейший и богатейший среди обителей Пскова.

· Что обусловило «монастырское движение» XIV в.?

С ХIV века начинается у нас, можно сказать, лучшее время для монашества, когда оно в полтора века успело воздвигнуть до 180 новых обителей, выставило из своей среды целый сонм высоких подвижников и проявило необыкновенную общественную деятельность. Причинами такого сильного развития монашеской жизни были, с одной стороны, большее усвоение лучшим обществом христианства, с другой. тяжкие обстоятельства времени, которые естественно возбуждали в народе набожность и заставляли прибегать за утешением к религии. Не нужно забывать и того, что монашество расширялось и строило свои новые обители преимущественно в лесах севера, где в это время господствующим явлением была колонизация новых земель; колонизация народная и колонизация монастырская развиваются совершенно параллельно. Мы видели, как после монгольского погрома все лучшие силы Руси переместились с юга на север; сюда же перенесен и центр монашества. Киевская лавра была в развалинах и стала поправляться только с ХV века. Ее прежнее значение наследовала новая обитель преподобного Сергия, который стал тем же для севера, чем были Антоний и Феодосий для юга.

· Монастыри какого типа активно распространяются с середины XIV в.?

С середины XIV века активно распространяются киновии (монастыри общежитского устава).

При общежительном уставе ни у кого из братии нет личного имущества, работают они на монастырь, и монастырь обеспечивает их пищей и одеждой. Все, что приносит огород или крохотное поле, идет в монастырский погреб. Монахам запрещено питаться у себя в кельях или хранить в них съестные припасы. Братия собираются в трапезной, где после общей молитвы и благословения настоятеля все иноки получают одинаковую пищу. Монастырские послушания распределяются настоятелем, без его разрешения или благословения ни один инок не предпринимает и не начинает ничего. Новоначальные иноки отдаются в послушание пожилым монахам и во всем исполняют их волю. Часто отношения между пожилыми и новоначальными монахами имеют характер старческого руководства. Пожилые монахи, иногда имеющие в монастыре определенные должности, образуют монастырский собор, или собор старцев, который вместе с настоятелем управляет обителью.

· Какие монастыри возникли благодаря митрополиту Алексию?

Митрополит Алексий основал монастыри в Москве и Подмосковье: Чудов (1365 г.), Андроников, Симонов, Серпуховский Высоцкий (1374 г.). Во Владимире – Константиноеленинский. В Переяславе – Никольский на Болоте (общежитие существовало уже в 1377 г.), в других частях княжества: Троицкий Махрищский, Благовещенский Киржачский. В Нижнем Новгороде: Зачатьевский (1367 г.), Благовещенский (1370 г.).

· Кто из преподобных, помимо Сергия Радонежского, участвовал в «монастырском движении» XIV в.?

Из Нижнего воссиял святостию известный Дионисий Суздальский. Он подвизался здесь сначала в пещере на берегу Волги, потом (около 1330 года) устроил тут Печерский монастырь. Учениками его были преподобный Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, и преподобный Макарий Унженский, с 12 лет подвизавшийся в монастыре святого Дионисия, основатель трех монастырей в костромских пределах на реке Лухе, на Желтых водах и на реке Унже. Другой костромской подвижник, ученик преподобного Сергия, Аврамий Галичский (+ 1375) основал таким же образом, переходя с места наместо, 4 монастыря. В Боровском княжестве прославился преподобный Пафнутий Боровский, подвизавшийся сначала в Высоцком монастыре ученика Сергия Никиты, потом основавший (в 1444 году) свой монастырь. Под его руководством начал свои подвиги знаменитый после преподобный Иосиф Волоцкий.

Β конце ХIV века в вологодских лесах жил еще друг преподобного Сергия Димитрий Прилуцкий (+ 1392), монастырь которого в окрестностях Вологды был известен своею благотворительностью. В белозерской пустыне поселился симоновский постриженик и (после преподобного Феодора) архимандрит преподобный Кирилл (род. 1337. + 1427) и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря, одного из знаменитейших монастырей древней Руси. Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так развивалось в северных пустынях влияния Сергиевой лавры.

К п. 2

· Охарактеризуйте жизненный путь преп. Сергия Радонежского

Жизненный путь преподобного Сергия (в миру – Варфоломей) (1314 или 1322 – 1392) описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет.

Он родился под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии, получив при рождении имя Варфоломея. До своего рождения, в чреве матери, Варфоломей прославился многими чудесами, а в отрочестве, чудесным же образом, после явления ему некого старца, он овладел грамотой. Юность отрока Варфоломея совпала по времени с одни из трудных моментов в истории России. семью Варфоломея переселили под Москву — в городок Радонеж.

После смерти отца, Варфоломей со своим братом Стефаном уходят в монастырь, располагавшийся возле подмосковного Хотьково. Однако, стремясь к подвигам во имя Христово, в конце 30-х гг. XIV века они покидают этот монастырь. Братья избирают жизнь монахов-отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В подмосковных лесных чащобах, на горе Маковец они обустраивают скит, строят церковь, посвященную Святой Троице, а Варфоломей принимает иноческий постриг под именем Сергия.

К началу 40-х годов XIV в. подвижничество Сергия и Стефана получает известность. Стефана приглашают в Москву. А к оставшемуся на Маковце Сергию, тянется монашеская братия, и вскоре здесь основывается Троицкий монастырь — во имя Святой Троицы.

 

· Какими духовными качествами обладал преп. Сергий?

Преподобный Сергий всей душой предался пустынным подвигам, претерпевая все неудобства пустыни, страх от зверей, искушения от демонов. Святой Сергий трудился на братию, как купленный раб, строил келлии, рубил дрова, молол жито на ручных жерновах, пек хлеб, шил одежды, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве, питался только хлебом и водой.

Человечность, терпение и смирение – те черты, которые и впредь будут главными в жизни святого. Житие повествует нам о чудесах, пророчествах, об исцелении больных, о прозорливости святого. Смирение и простота. И недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: "Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности".

Созерцание тайны Пресвятой Троицы, чего, безусловно, сподобился преп. Сергий. Но ничего конкретно-рационального о духовном опыте Радонежского игумена мы сказать не в состоянии. Смирение Сергия было столь велико, что он не считал возможным что-либо писать о своих молитвенных переживаниях, о своих видениях.

· Почему преп. Сергий отказался стать преемником митрополита?

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!» Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин». Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете».

· Оцените влияние преп. Сергия Радонежского на русских князей

Благотворное влияние Сергия распространялось в том числе и на русских князей. Одним своим словом он мог остановить усобицу, примирить враждующих соперников, побудить их осознать свою неправоту. Сергий всегда поддерживал политический курс Московских князей, и это обстоятельство существенно повлияло на то, что по всей Русской земле на Москву стали смотреть как на безусловного лидера в деле объединения Руси и борьбы с ненавистным ордынским игом. Особо значимой была моральная поддержка, которую преп. Сергий Радонежский оказал св. великому князю Димитрию Ивановичу Донскому. Наиболее ярко это проявилось в канун знаменитой Куликовской битвы, когда игумен Сергий благословил прибывшего к нему в Троицкий монастырь великого князя Димитрия на брань с Мамаевой Ордой. Со времени создания около 1507-1518 гг. епископом Коломенским Митрофаном «Сказания о Мамаевом побоище» в древнерусской литературе утвердилось предание о том, что преп. Сергий Радонежский не только благословил великого князя Димитрия на Куликовскую битву, но отправил с ним на брань двух иноков -Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

В конце 1385 г. преп. Сергий по просьбе великого князя Димитрия прибыл в Рязань, благодаря его посреднической миссии был заключен мир и союз между Димитрием Донским и рязанским князем Олегом Ивановичем. В еще большей степени роль Радонежского игумена как ведущего духовного арбитра в политической жизни Руси проявилась, когда в 1389 г. великий князь Димитрий Иванович пригласил его выступить в качестве своего душеприказчика и скрепить своей подписью духовное завещание героя Куликовской битвы, впервые содержавшее указания на случай распада Золотой Орды и прекращения ее ига на Руси.

· Каковы особенности деятельности преп. Сергия Радонежского и его учеников?

Около 1354 г., Сергий ввел общежительный устав.

Как элемент общежительного монастырского уклада можно рассматривать и хозяйственную деятельность монахов Троицкой обители, которую они осуществляли общими усилиями. Иноки совместно трудились на монастырском огороде, рубили дрова, носили воду и т.д. Сергий при этом подавал прочим монахам пример удивительного смирения и трудолюбия: «Без лености братиамь яко купленый рабъ служаше: и дрова на всех, яко же речеся, сечаше; и тлъкущи жито, въ жръновех меляше, и хлебы печаше, и вариво варяше, и прочее брашно яже братиамь на потребу устрааше; обувь же и порты краяше и шиаше; и от источника, сущаго ту, воду въ двою водоносу почръпаа на своем си раме на гору възношаше и комуждо у келий поставляше». Такое поведение Сергия, очевидно, также должно было постепенно приучать монахов к общежительной традиции. Из приведенных слов жития можно заключить, что с этой же целью Сергий начал устраивать в обители совместные трапезы, для которых сам приготовлял угощение братии.

Сергий запретил монахам принимать подаяние за стенами обители. Труд рассматривается ими как необходимый компонент всего аскетического делания, средство обуздания гордыни (тем более важное, что большинство подвижников принадлежало по рождению к аристократической среде) и плотских похотей. Социальное служение. Монастыри XIV-XV в.в. поддерживают крестьян в голодные годы, создают школы и лечебницы. И даже чудеса самого преп. Сергия и его сподвижников - это почти всегда нечто, направленное ко благу ближнего, плод величайшей любви к человеку, непосредственное следование евангельским образцам. Так, св. Сергий исцеляет бесноватых, воскрешает младенца, наказывает жадного богача, изводит источник для уставшей от дальней ходьбы за водой братии.

В основе этого устава лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, общий стол, послушание и четкое распределение обязанностей.

· В чем состоит специфика духовной школы преп. Сергия Радонежского?

«Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира". Св. Сергий здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников "да будет едино яко же и мы". Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Св. Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге», -писал выдающийся русский философ Евгений Трубецкой.

В сущности, ничего нового в богословии Сергий не предлагал - он просто акцентировал внимание именно на Троическом понимании Бога и предлагал своим ученикам, а вслед за ними и всему русскому народу, увидеть в учении о Троице не просто отвлеченный догмат, хотя и главнейший во всем христианском вероучении, но ту духовно-нравственную основу, на которой должна строиться вся жизнь православного человека, - единство, созидаемое любовью. Проповедуя Троицу Живоначальную и Нераздельную, Сергий тем самым благословлял соборность Руси и отвергал братоубийственную рознь и усобицы. Учение Радонежского игумена о Троице впоследствии нашло свое наиболее яркое зримое воплощение в иконе «Троица», написанной в память и похвалу преп. Сергию преподобным Андреем (Рублевым), для возведенного над мощами преп. Сергия Троицкого собора.

· Выделите имена сподвижников и продолжателей дела преп. Сергия

прп. Мефодий Пешношский

прп. Сергий Нуромский

прп. Сильвестр Обнорский

прп. Павел Обнорский

прп. Авраамий Чухломский

прп. Иаков Железноборовский

прп. Савва Сторожевский

прп. Никита

свт. Феодор (буд. архиеп. Ростовский)

прп. Кирилл Белозерский

прп. Ферапонт Белозерский

прп. Димитрий Прилуцкий

прп. Пахомий Нерехтский

прп. Афанасий Высоцкий Старший

прп. Роман Киржачский

прп. Григорий Голутвинский

прп. Макарий Писемский

· Какие монастыри были основаны преп. Сергием?

Преподобный Сергий Радонежский основал Троицкий и Благовещенские монастыри на Киржаче, в Коломне - Голутвинский Богоявленский монастырь, а также Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове, Георгиевский на Клязьме, Богородице-Рождественский Бобренев, Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого.

 

· Какие монастыри были основаны князьями?

- В 1378 году Дмитрий Иванович Донской заложил Успенский Стромынский монастырь.

А на самом Куликовом поле по распоряжению Дмитрия был построен монастырь Рождества Богородицы, потому что именно в этот праздник произошла победа. Под Москвой появился Николо-Угрешский монастырь. Также в Москве были возведены церковь Всех Святых на Кулишках, Голутвинский монастырь и Успенский собор Симонова Московского монастыря. Андроников монастырь, Дубенский монастырь.

- Супруга Донского Евфросиния основала в Москве монастырь Вознесенский, в котором сама постриглась и была погребена и который с тех пор сделался постоянною усыпальницею московских великих княгинь и цариц.

- Спасо-Преображенский монастырь. Он был основан Иваном Калитой в мае 1330 год.

-

К п. 3

· Осветите историю возникновения Троице-Сергиева монастыря

В 1337 году Варфоломей (Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Это событие считается датой основания Троице-Сергиевой пустыни. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм Святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь в Москву преподобный Сергий несколько лет подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии стали селиться и другие иноки. Около 1340 года пустынь превратилась в особножительный монастырь. Константинопольский патриарх Филофей в своё первое (1353—1354 годы) или второе (1364—1376 годы) патриаршество благословил преподобного Сергия ввести общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм Святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь — во имя Димитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме Святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону Радонежскому.

· Охарактеризуйте роль обители преп. Сергия в истории страны

Обитель святого Сергия сделалась первой святыней Москвы и образцом для других монастырей; при жизни Сергия и после его кончины через его учеников она распространила от себя во все стороны множество новых обителей - своих колоний, и целою сетью их охватила всю северную Русь, стягивая ее к одному центру - Москве. Еще при жизни Сергия появилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов в Москве, основанный племянником его - Феодором, Борисоглебский в Ростове, Дубенский на Стромыни, Дубенский на Острову, основанный с благословения Сергия Дмитрием Донским в память Куликовской битвы и др. Везде первыми игуменами были ученики Сергия. Митрополит Алексий, строитель 5 монастырей (в Москве, Серпухове и Нижнем), для своих московских монастырей, Чудова и Андроникова, взял игуменов также из учеников преподобного.

· Выявите монастыри, основанные учениками, сподвижниками и «собеседниками» преп. Сергия Радонежского, заполнив таблицу:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: