Устное изложение материала и обсуждение

Устное изложение учебного материала представляет собой метод обучения, предусматривающий монолог в виде одностороннего воздействия на учащихся.

Выделяют устное изложение в виде рассказа, объяснения, инструктирования, лекции.

Рассказ является видом устного изложения, когда педагог (учащиеся) акцентируют внимание на конкретных фактах, включая их взаимосвязь и взаимообусловленность. С помощью рассказа мобилизуется слуховое восприятие, представление и воображение. В процессе рассказывания дети не только усваивают факты, но и учатся последовательному изложению материала. Основная функция рассказа – обучающая, сопутствующими функциями считаются развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

В качестве метода, эффективность рассказа характеризуется мобилизацией интереса учащихся, возбуждением их внимания. Развивающий аспект заключается в том, что он активизирует психические процессы, включая представление, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания.

Объяснения учителя или учащихся обеспечивают выявление сути изучаемого события или явления, в том числе его места в системе связей и зависимостей от других событий, явлений. Функция объяснения состоит в раскрытии посредством логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной основы закона, правила, истины. В ходе объяснения учащиеся работают над развитием формально-логического и диалектического мышления, учатся аргументировать и доказывать положения.

Результатом объяснения является глубокое и ясное понимание учеником сущности явлений, их закономерных связей и взаимозависимостей. Воспитательное значение объяснения состоит в развитии у учеников стремления к истине, выявлении в изучаемом материале главного и отделения его от несущественного, второстепенного. Метод нашел широкое применение в работе с учениками всех возрастных групп. Тем не менее, для среднего и старшего школьного возраста, по причине усложнения учебного материала и возрастающих интеллектуальных возможностей, необходимость в объяснении становится более настоятельной.

Еще один вид устного изложения материала представлен инструктированием. Он предполагает постановку и точное достижение задач в процессе обучения. Используется при организации деятельности учеников в ходе занятия. Инструктирование используют, когда в ходе преподавания учитель должен направить учебную деятельность школьников в соответствующее русло.

Лекция является разновидностью устного изложения. С ее помощью преподаватель использует в разнообразных пропорциях изложение фактов и краткий вспомогательный диалог, который обеспечивает диагностику получаемой преподавателем обратной связи о качестве восприятия и усвоения материала учащимися.

Посредством лекции активизируется познавательная деятельность обучающихся, их мысли, начинается поиск ответов на возникшие вопросы.

Предметом школьной лекции может являться преимущественное описание сложных систем, явления, объекта, процесса, включая связи и зависимости между ними. Лекция чаще всего используется в старших классах при достижении учащимися требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение учебного материала представляет собой второй из рассматриваемых методов обучения. Оно предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателей и учеников друг на друга. Выделяют несколько видов обсуждения, включая беседу, классно-групповые занятия, семинар.

Беседа педагога и детей представляет собой важнейший вид обсуждения учебного материала. Беседа предполагает определенный запас эмпирических знаний у детей. Их должно быть достаточно для компетентного участия в обсуждении вопросов, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущей функцией беседы можно считать побуждающую, но с не меньшим успехом метод способен выполнять и прочие функции. Нельзя больше найти метод, который столь разносторонен и эффективен во всех отношениях.

Участие учеников в обучающей беседе может быть пассивным, то есть ограничивается только изложением фактов для обобщения их учителем или в случае, когда позволяет уровень готовности детей, активным, вовлекающим учеников в процесс творчества.

Педагогическая функция беседы заключается в использовании знаний и личного опыта учащихся для активизации их познавательной деятельности, привлечения их к активному мыслительному поиску, к разрешению противоречий, самостоятельному формулированию выводов и обобщений.

Для беседы важными составляющими являются продуманность и четкость в постановке вопросов, гибкость в их уточнении и развитии. Посредством диалога в беседе ведется и проблемное обучение, то есть ставятся задачи, уточняется понимание их сути, и происходит обсуждение важных для понимания проблемы вопросов, что подводит учеников к самостоятельным выводам.

Познавательный итог беседы можно обнаружить в результате прочного усвоения знаний школьниками, активизации их жизненного опыта. Развивающий аспект метода проявляется в формировании у учащихся умения четко и быстро мыслить, проводить анализ и обобщение, ставить точные вопросы, говорить кратко и ясно выражать свои мысли. Воспитательное воздействие беседы заключается в пробуждении самостоятельности в детях, помощи обрести уверенность в собственных сила.

Беседа в качестве метода обучающего взаимодействия учителей и детей не имеет возрастных ограничений. Здесь различие состоит только в глубине обсуждения проблем.

Еще один вид обсуждения представляет собой классно-групповое занятие, которое осуществляется в составе группы. Здесь все ученики принимают в нем непосредственное участие. Частным примером является дискуссия, представляющая собой эффективное средство для вовлечения всех учеников в активную работу, интенсификации мыслительной деятельности.

Обсуждать учебный материал всего сложней при использовании семинара. В ходе подготовки семинарского занятия преподаватель может проводить консультации, целью которых является более эффективная организация самостоятельной работы учеников. Особенное внимание следует обратить на формирование списка литературы для изучения, выявление основных проблем, с которыми необходимо глубоко разобраться, определение степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед семинаром преподаватель должен тщательно продумать вступительную, основную и заключительную часть занятия, в том числе определить дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания. Наиболее сложной задачей для преподавателя является организация на семинаре творческого обсуждения проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: