Устное изложение учебного материала представляет собой метод обучения, предусматривающий монолог в виде одностороннего воздействия на учащихся.
Выделяют устное изложение в виде рассказа, объяснения, инструктирования, лекции.
Рассказ является видом устного изложения, когда педагог (учащиеся) акцентируют внимание на конкретных фактах, включая их взаимосвязь и взаимообусловленность. С помощью рассказа мобилизуется слуховое восприятие, представление и воображение. В процессе рассказывания дети не только усваивают факты, но и учатся последовательному изложению материала. Основная функция рассказа – обучающая, сопутствующими функциями считаются развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
В качестве метода, эффективность рассказа характеризуется мобилизацией интереса учащихся, возбуждением их внимания. Развивающий аспект заключается в том, что он активизирует психические процессы, включая представление, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания.
|
|
Объяснения учителя или учащихся обеспечивают выявление сути изучаемого события или явления, в том числе его места в системе связей и зависимостей от других событий, явлений. Функция объяснения состоит в раскрытии посредством логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной основы закона, правила, истины. В ходе объяснения учащиеся работают над развитием формально-логического и диалектического мышления, учатся аргументировать и доказывать положения.
Результатом объяснения является глубокое и ясное понимание учеником сущности явлений, их закономерных связей и взаимозависимостей. Воспитательное значение объяснения состоит в развитии у учеников стремления к истине, выявлении в изучаемом материале главного и отделения его от несущественного, второстепенного. Метод нашел широкое применение в работе с учениками всех возрастных групп. Тем не менее, для среднего и старшего школьного возраста, по причине усложнения учебного материала и возрастающих интеллектуальных возможностей, необходимость в объяснении становится более настоятельной.
Еще один вид устного изложения материала представлен инструктированием. Он предполагает постановку и точное достижение задач в процессе обучения. Используется при организации деятельности учеников в ходе занятия. Инструктирование используют, когда в ходе преподавания учитель должен направить учебную деятельность школьников в соответствующее русло.
Лекция является разновидностью устного изложения. С ее помощью преподаватель использует в разнообразных пропорциях изложение фактов и краткий вспомогательный диалог, который обеспечивает диагностику получаемой преподавателем обратной связи о качестве восприятия и усвоения материала учащимися.
|
|
Посредством лекции активизируется познавательная деятельность обучающихся, их мысли, начинается поиск ответов на возникшие вопросы.
Предметом школьной лекции может являться преимущественное описание сложных систем, явления, объекта, процесса, включая связи и зависимости между ними. Лекция чаще всего используется в старших классах при достижении учащимися требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.
Обсуждение учебного материала представляет собой второй из рассматриваемых методов обучения. Оно предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателей и учеников друг на друга. Выделяют несколько видов обсуждения, включая беседу, классно-групповые занятия, семинар.
Беседа педагога и детей представляет собой важнейший вид обсуждения учебного материала. Беседа предполагает определенный запас эмпирических знаний у детей. Их должно быть достаточно для компетентного участия в обсуждении вопросов, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущей функцией беседы можно считать побуждающую, но с не меньшим успехом метод способен выполнять и прочие функции. Нельзя больше найти метод, который столь разносторонен и эффективен во всех отношениях.
Участие учеников в обучающей беседе может быть пассивным, то есть ограничивается только изложением фактов для обобщения их учителем или в случае, когда позволяет уровень готовности детей, активным, вовлекающим учеников в процесс творчества.
Педагогическая функция беседы заключается в использовании знаний и личного опыта учащихся для активизации их познавательной деятельности, привлечения их к активному мыслительному поиску, к разрешению противоречий, самостоятельному формулированию выводов и обобщений.
Для беседы важными составляющими являются продуманность и четкость в постановке вопросов, гибкость в их уточнении и развитии. Посредством диалога в беседе ведется и проблемное обучение, то есть ставятся задачи, уточняется понимание их сути, и происходит обсуждение важных для понимания проблемы вопросов, что подводит учеников к самостоятельным выводам.
Познавательный итог беседы можно обнаружить в результате прочного усвоения знаний школьниками, активизации их жизненного опыта. Развивающий аспект метода проявляется в формировании у учащихся умения четко и быстро мыслить, проводить анализ и обобщение, ставить точные вопросы, говорить кратко и ясно выражать свои мысли. Воспитательное воздействие беседы заключается в пробуждении самостоятельности в детях, помощи обрести уверенность в собственных сила.
Беседа в качестве метода обучающего взаимодействия учителей и детей не имеет возрастных ограничений. Здесь различие состоит только в глубине обсуждения проблем.
Еще один вид обсуждения представляет собой классно-групповое занятие, которое осуществляется в составе группы. Здесь все ученики принимают в нем непосредственное участие. Частным примером является дискуссия, представляющая собой эффективное средство для вовлечения всех учеников в активную работу, интенсификации мыслительной деятельности.
Обсуждать учебный материал всего сложней при использовании семинара. В ходе подготовки семинарского занятия преподаватель может проводить консультации, целью которых является более эффективная организация самостоятельной работы учеников. Особенное внимание следует обратить на формирование списка литературы для изучения, выявление основных проблем, с которыми необходимо глубоко разобраться, определение степени подготовленности учащихся и их возможностей.
Перед семинаром преподаватель должен тщательно продумать вступительную, основную и заключительную часть занятия, в том числе определить дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания. Наиболее сложной задачей для преподавателя является организация на семинаре творческого обсуждения проблемы.