Работа 1. Определение остроты слуха разговорной и шепотной речью

Представление об остроте слуха может дать измерение наибольшего расстояния, с которого испытуемый слышит шепотную или разговорную речь. Человек с нормальным слухом воспринимает шепотную речь на расстоянии 4-5 м.

Оснащение: рулетка.

Цель работы: Исследовать остроту слуха с помощью метода шепотной и разговорной  речи.

Ход работы: Остроту слуха определяют в тихом помещении, с расстояния 4-5 м. Каждое ухо исследуют отдельно, причем исследуемое ухо должно быть направлено в сторону говорящего. Противоположное ухо закрывают. Испытуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. При этом следует исключить чтение с губ, для этого испытуемый не должен смотреть в сторону исследователя. Слух исследуют сначала шепотной, а затем – разговорной речью.

В качестве слов, удобных для исследования, можно пользоваться двузначными цифрами от 21 до 99, которые произносят не подряд, а в разбивку. Если испытуемый правильно их воспроизводит, исследователь начинает постепенно удаляться до тех пор, пока испытуемый не начнет ошибаться. Если испытуемый не слышит с исходного расстояния, исследователь последовательно подходит ближе до тех пор, пока испытуемый не будет повторять произносимые слова. Данное расстояние и будет определять ориентировочную оценку остроты слуха.

 Для более точного определения остроты слуха имеются специальные таблицы слов (табл.4).

Таблица 4.

Слова с низкими звуками Слова с высокими звуками
У, О, М, Н, Р, В А, Е,И, Й, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц,Ш, Щ
Вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок Ай, сияй, зажечь, сейчас, зиять, чайка, чаша, кисть, часть, зять, чашка, честь, час, дача, сдача, шайка, шейка, зайка, езда

 

Выделяют 3 группы слов по высоте звуков:

1 группа - слова, состоящие из фонем басовой зоны (ум, мор, ром, вор, грач). Они слышны с расстояния в 5 м.

2 группа – слова, состоящие из фонем смешанной зоны (тюфяк, утюг, тетка, туфли, пуфик). Они слышны с расстояния 12-15м.

3 группа - слова, состоящие из фонем дискантовой зоны (заяц, чаша, честь, ситец). При произнесении шепотом они должны быть услышаны с расстояния в 20м.

Исследование слуха речью позволяет установить не только степень понижения слуха, но и локализацию поражений слухового анализатора. Например, худший слух на дискантовые звуки говорит о поражении звуковоспринимающего аппарата.

Оформление работы: Запишите: а) сколько из названных слов испытуемый повторил правильно; б) сколько услышал фонем басовой зоны; в) сколько фонем смешанной зоны; г) сколько фонем дискантовой зоны. Оцените качество слуха, сопоставив полученные результаты с нормой.

 

Работа 2. Исследование характеристик звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора с помощью камертонов.

Звуковые колебания могут передаваться к внутреннему уху не только по системе слуховых косточек (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость), если источник звуковых колебаний непосредственно контактирует с костями черепа, вызывая их вибрацию (например, если прислонить ножку камертона к сосцевидному отростку височной кости). При патологических изменениях в звукопередающем аппарате (наружное и среднее ухо) слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука. Однако костная проводимость не может обеспечить слышимость даже громких звуков и потому используется лишь в диагностике нарушений слуха или в слуховых аппаратах.

 Для того чтобы выяснить, какой именно из отделов слухового анализатора поврежден, необходимо исследование слуха камертонами.     

 Оснащение: набор камертонов с частотой колебаний от 128 до 2048 Гц, молоточек, секундомер, ватные тампоны.

Цель работы: Исследовать характеристики звукопроводящего (среднего ухо) и звуковоспринимающего аппарата (внутреннее ухо) слуховой системы с помощью камертонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: