Представление об остроте слуха может дать измерение наибольшего расстояния, с которого испытуемый слышит шепотную или разговорную речь. Человек с нормальным слухом воспринимает шепотную речь на расстоянии 4-5 м.
Оснащение: рулетка.
Цель работы: Исследовать остроту слуха с помощью метода шепотной и разговорной речи.
Ход работы: Остроту слуха определяют в тихом помещении, с расстояния 4-5 м. Каждое ухо исследуют отдельно, причем исследуемое ухо должно быть направлено в сторону говорящего. Противоположное ухо закрывают. Испытуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. При этом следует исключить чтение с губ, для этого испытуемый не должен смотреть в сторону исследователя. Слух исследуют сначала шепотной, а затем – разговорной речью.
В качестве слов, удобных для исследования, можно пользоваться двузначными цифрами от 21 до 99, которые произносят не подряд, а в разбивку. Если испытуемый правильно их воспроизводит, исследователь начинает постепенно удаляться до тех пор, пока испытуемый не начнет ошибаться. Если испытуемый не слышит с исходного расстояния, исследователь последовательно подходит ближе до тех пор, пока испытуемый не будет повторять произносимые слова. Данное расстояние и будет определять ориентировочную оценку остроты слуха.
|
|
Для более точного определения остроты слуха имеются специальные таблицы слов (табл.4).
Таблица 4.
Слова с низкими звуками | Слова с высокими звуками |
У, О, М, Н, Р, В | А, Е,И, Й, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц,Ш, Щ |
Вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок | Ай, сияй, зажечь, сейчас, зиять, чайка, чаша, кисть, часть, зять, чашка, честь, час, дача, сдача, шайка, шейка, зайка, езда |
Выделяют 3 группы слов по высоте звуков:
1 группа - слова, состоящие из фонем басовой зоны (ум, мор, ром, вор, грач). Они слышны с расстояния в 5 м.
2 группа – слова, состоящие из фонем смешанной зоны (тюфяк, утюг, тетка, туфли, пуфик). Они слышны с расстояния 12-15м.
3 группа - слова, состоящие из фонем дискантовой зоны (заяц, чаша, честь, ситец). При произнесении шепотом они должны быть услышаны с расстояния в 20м.
Исследование слуха речью позволяет установить не только степень понижения слуха, но и локализацию поражений слухового анализатора. Например, худший слух на дискантовые звуки говорит о поражении звуковоспринимающего аппарата.
Оформление работы: Запишите: а) сколько из названных слов испытуемый повторил правильно; б) сколько услышал фонем басовой зоны; в) сколько фонем смешанной зоны; г) сколько фонем дискантовой зоны. Оцените качество слуха, сопоставив полученные результаты с нормой.
|
|
Работа 2. Исследование характеристик звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора с помощью камертонов.
Звуковые колебания могут передаваться к внутреннему уху не только по системе слуховых косточек (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость), если источник звуковых колебаний непосредственно контактирует с костями черепа, вызывая их вибрацию (например, если прислонить ножку камертона к сосцевидному отростку височной кости). При патологических изменениях в звукопередающем аппарате (наружное и среднее ухо) слуховая чувствительность частично сохраняется за счет костной проводимости звука. Однако костная проводимость не может обеспечить слышимость даже громких звуков и потому используется лишь в диагностике нарушений слуха или в слуховых аппаратах.
Для того чтобы выяснить, какой именно из отделов слухового анализатора поврежден, необходимо исследование слуха камертонами.
Оснащение: набор камертонов с частотой колебаний от 128 до 2048 Гц, молоточек, секундомер, ватные тампоны.
Цель работы: Исследовать характеристики звукопроводящего (среднего ухо) и звуковоспринимающего аппарата (внутреннее ухо) слуховой системы с помощью камертонов.