Сенсорное преобразование.
Звуковые колебания передаются от стремечка на овальное окно, вызывая колебания перилимфы верхнего и нижнего каналов. Эти колебания распространяются на основную мембрану и вызывают колебания находящихся на ней волосковых клеток. В результате их волоски, упирающиеся в покровную мембрану, сгибаются. Деформация волосков приводит к открытию ионных каналов клеток. Ионы К+, содержание которых в эндолимфы больше, проникая в клетки, вызывают процесс деполяризации мембраны. Возникает рецепторный потенциал, который вызывает выделение медиатора в базальной части волосковых клеток, деполяризующего чувствительные нервные окончания. В результате на постсинаптической мембране окончания дендрита возникает генераторный потенциал, обеспечивающий с помощью своего электрического поля возникновение ПД чувствительного нервного волокна.
Волосковые клетки расположены идеально для обнаружения малых движений основной мембраны. Благодаря изменяющейся ширине основной мембраны высокочастотные звуки максимально перемещают мембрану в основании улитки, а низкочастотные звуки максимально перемещают мембрану у вершины улитки.
|
|
Звуковые сигналы передаются через сложное последовательное соединение ядер в стволе мозга и таламусе, в конечном итоге достигая первичной слуховой коры в височной доле коры головного мозга (рис.16).
Рис. 16. Слуховые пути и центры
Функциональные особенности системы слуха в онтогенезе.
У новорожденного восприятие высоты и громкости звуков снижено и улучшается к концу 2-го месяца жизни. Различение звуков различных тональностей возможно на 3-м месяце жизни. Пороги на низких частотах меньше, чем на высоких. Пространственный слух (поворот головы на источник звука) возникает на 1-м году жизни.
К 4-му году заканчивается миелинизация проводникового отдела. Наибольшая острота слуха имеется в 14-19 лет (возможно восприятие частот до 30000 Гц). Максимальная чувствительность слухового анализатора достигается в 19-30 лет.
После 35 лет слух граница воспринимаемых высоких частот снижается до 15000 Гц (верхняя граница частоты слышимых звуков каждый год снижается на 160 Гц) и (если нет специальной тренировки) к 65 годам она достигает 10000 Гц. Ухудшается различение тонов (повышается дифференциальный порог частоты). В основе возрастных изменений слуха лежит расстройство звуковоспринимающего аппарата. По данным речевой аудиометрии уровень разборчивости речи у людей 70 лет по сравнению с 16-тилетними падает в 10 раз.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Слуховая сенсорная система, физиологическая роль в орагнизме.
|
|
2. Критерии оценки звукового раздражителя: сила, высота, громкость, тембр.
3. Структурно-функциональная организация системы слуха. Строение и функции наружного и среднего уха.
4. Внутреннее ухо – строение, функции. Механизм передачи звуковых колебаний в улитке. Электрические явления в улитке.
5. Проводниковый и корковый отделы слуховой сенсорной системы.
6. Центральные механизмы анализа звуков. Теории восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др.). Бинауральный слух.
7. Функциональные особенности слуховой сенсорной системы в онтогенезе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.