Скульпторы Древней Греции»

Их творчество мы будем изучать в группах на основе анализа одной из работ каждого скульптора.

Скульптор Мирон.

Самым прославленным афинским скульптором середины 5 в. до н.э. можно твердо назвать выходца из городка Элевферы в Беотии Мирона. Увы, время не пощадило ни одного из его произведений, однако скульптуры Мирона были столь хороши и столь знамениты, что множество других мастеров и из самих древних греков, и (позднее) из числа римлян старательно делали копии его произведений. Конечно, копия – она и есть копия, однако общее представление составить по ней все-таки можно.

Однажды Мирон получил заказ на изготовление скульптуры юноши – победителя в состязании по метанию диска. Так появился непревзойденный «Дискобол», до такой степени поразивший воображение эллинов (а позднее и римлян), что копии этой статуи во множестве стали украшать дворцы и парки богатых ценителей искусства от античного времени до наших дней. Мирон сумел удивительно точно передать ощущение движения, рывка, удара и вместе с тем ледяного, почти космического, триумфального спокойствия. Его герой еще только бросает диск, еще борется за победу, а мы уже знаем – он победит. Мирон «остановил» своего героя за короткий миг, за полсекунды до броска, когда каждая мышца атлета максимально мобилизована для одного решающего движения, и вместе с тем придал его лицу абсолютно безмятежное, буквально каменное выражение. Контраст напряженных мышц и спокойного лица рождает одновременно ощущение безмерной силы и некоей холодноватой упорядоченности, характерной для обстановки цивилизованного античного общества. Физическая красота юноши-атлета подчеркивалась материалом статуи – подлинник был отлит из теплой, солнечной бронзы. Скульптора Мирона

 отличается от скульптуры других скульпторов, тем, что он у своих героев при сильнейшем мышечном напряжении показывает спокойно-равнодушное выражение лица.

Произведения: «Дискобол», «Афина и Марсий»

Фидий

Самым известным, почитаемым и несравненным скульптором периода зрелой («высокой») классики являлся Фидий. Это был поистине великий человек, совмещавший в себе не только таланты скульптора и архитектора, но и недюжинные организаторские способности. Именно это последнее качество помогло Фидию в третьей четверти 5 в. до н.э. возглавить перестройку афинского Акрополя и возведение на нем знаменитого Парфенона и других прекрасных храмов.

Фидий создал для Акрополя три статуи афинской богини-покровительницы. В 438 г. до н.э. он закончил двенадцатиметровую статую Афины Парфенос, специально изготовленную из дерева, золота и слоновой кости для внутреннего убранства Парфенона.

На открытом воздухе, на высоком пьедестале возвышалась среди Акрополя другая Афина работы Фидия – бронзовая Афина Промахос («Воительница»). Богиня была изображена в полном вооружении, с копьем, позолоченный наконечник которого так сиял на солнце, что заменял кораблям, плывущим в Пирей, прибрежный маяк. Всем своим обликом Афина Промахос внушала гражданам города мысль о незыблемости афинского государства, о надежности его вооруженных сил и о несомненной божественной поддержке правящего режима. Скульптора Фидия

 отличается от скульптуры других скульпторов, тем, что он своих героев показывает в большом, монументальном размере.

Произведения: «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский», «Афина Лемния»

 

Поликлет

Нередко случалось, что власти какого-нибудь богатого полиса (чаще всего это бывало в Афинах с их сильными демократическими традициями) не сразу принимали того или иного мастера для выполнения важного заказа, а организовывали конкурс. Однажды победителем такого конкурса на статую Амазонки для Афин вышел уроженец Сикиона скульптор Поликлет, большую часть жизни проработавший в городе Аргосе, однако хорошо известный ценителям красоты по всей Элладе.

Поликлет был современником Фидия и, как и он, стремился к достижению абсолютного совершенства. Поликлет разработал собственную систему пропорций человеческого тела, которую он изложил в своем сочинении «Канон». Согласно «Канону», голова, к примеру, должна составлять 1/7 часть всего роста, лицо и кисть руки – 1/10, а ступня – 1/6. Применяя свою систему на практике, скульптор создавал статуи мощных, широких, несколько приземистых, с великолепной мускулатурой людей с безмятежно-спокойными и прекрасными лицами героев. Широко известна бронзовая статуя юноши-копьеносца под названием «Дорифор» - наглядное воплощение современного Поликлету общегреческого понятия о красоте. Перед нами обнаженный юноша с идеально гладкой, очевидно, смазанной оливковым маслом кожей и с выпуклыми, энергично вылепленными мышцами. Непринужденным движением руки он закинул за спину свое копье, лицо с прямым носом и тяжелым округленным подбородком безмятежно и, честно говоря, не слишком выразительно. Несмотря на правильные черты, оно не имеет у Поликлета самостоятельного значения. Скульптора Поликлета

 отличается от скульптуры других скульпторов, тем, что он своих героев показывает в спокойном, размеренном движении.

«Раненая амазонка», «Копьеносец» (Дорифор), «Юноша, завязывающий повязку» (Диадумен).

Скопас

Скопас изображал своих героев в героическом ключе. Скопас являлся талантливым архитектором. Он работал на территории, так называемой Великой Греции около 50 лет.

В поисках гармонии Скопас создал новый тип лица: широкий овал, довольно низкий перерезанный горизонтальной морщиной лоб, взгляд, направленный вверх, словно в состоянии крайнего напряжения, резко изогнутые брови. Это ощущение дополнялось сложными положениями фигуры и глубоким знанием человеческой пластики, тончайших нюансов движения.

Скопас изобразил безумную спутницу бога вина Диониса «Менаду» (IV в. до н.э.) в момент принесения жертвы. Задавшись целью передать надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства. Тело также показано в состоянии танца, когда движения не могут быть ни выверенными, ни разумно продуманными. Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Скульптура рассчитана на круговой обзор. Скульптора Скопаса отличается от скульптуры других скульпторов, тем, что он своих героев показывает в быстром движении, бешеном ритме. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Новое соотношение ткани и плоти обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

«Танцующая менада».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: