Понятие устойчивой 1-ой ступени - Тоники

     Тоника носила синее бархатное платье, где было вышито «1» и корону. Тоника – Королева, гордая, за ней всегда было последнее слово в песенках. Ей все кланялись в конце каждой песни и она никогда не меняла своего мнения.

 Пед. действия:

  • Играть: Д –Т, Д7 – Т,  S-D\7-T. VII7 – T, и т.д.
  • На карточке рисовать как королеву из сказк и и разрисовывать её синим цветом.
  • Допевать Т во всех песенках и попевках.
  • Транспонировать попевки в другие тональности и допеть там тонику.

 

10. Понятие Кварто-квинтового круга[Ольга 4] [Ольга 5]

                                    

  

 

Давать в 3-ей четверти «0», и каждый год в начале 1-ой четверти, пока ученик не усвоит:

На большой «дороге» жили Мажоры (толстые и большие), от города ДО до города СОЛЬ было 5 км.(квинта), и в каждом городе прибавлялось по негритёнку, чёрному жителю – ДИЕЗУ(на7-ой ступеньке, брали чёрного стражника на работу) – вверх и вправо, или БЕМОЛЮ (4-ой ступ. «Бабушка покрасилась») на дороге вниз и влево! 

 

  • Играть ГАММЫ мажорные от всех тональностей в 1 октаву, по одной руке.
  • Объяснить, что Мажоры любили строиться по 1,1, ½, 1,1,1, ½ (тон,тон, полутон, 3 тона, полутон) это их пинкод или ионический пароль. Почему секунд звали тонами? Потому, что они были очень тоненькие, тонюсенькие, как ниточки.
  • Миноры жили на «задворках», или «под землёй», или в сарае, на «заднем дворе» у Мажоров (на VI-ом этаже жила Хромоножка - грустная сестра Тоники, и домой ходила часто не вверх на 6-ой этаж, а вниз, перевернувшись «через» голову, на терцию малую (обращение интервалов) И по малому кругу ходили к друг другу в гости (см. таблицу в сб. Тургеневой и Шванюкова «Пианист-Фантазёр») Их пинкод:

-1-1- ½ -1-1-1- ½.   и есть 2 ключа –гармонический и мелодический.

 

            11. ТРЕЗВУЧИЯ –

 

Звуки любили собираться вместе и жить семьями. Все женились или выходили замуж

 и рожали детей. Мажорные трезвучия - ”

 Это дружная и весёлая семья в мажоре и грустная ” в миноре. Трезвучие состояло из 2-х терций или из 3-х человек.

 Трезвучия были Мажорные с Б3/5 и минорные с М3/5. Их звали гармониями, потому что они жили дружно внутри семьи и не ссорились.

 МАМА- Королева Тоника жила на 1-ым этаже,

 Дочка – Медианта - 3-ем этаже,

 Папа- Министр Доминанта на  5-ым этаже

Пед. действия:

· по всей клавиатуре в виде перелётов играть Т3/5 – рука через руку,

С помощью пуговиц разного цвета (синий, розовый и красный).

· Аккомпанировать педагогу попевки на Т3/5,

· --------//-------------------------------------на 2-ух трезвучиях: Т3/5 и Д3/5

 

 

12 Обращение трезвучий.

 Когда семья выходила гулять, то Тоника могла опередить всех и прыгнуть вверх (на голову папе), затем III ступень прыгнуть вверх на голову маме, и Доминанта подпрыгнуть и вернуть правильный порядок. Или: Трезвучие любило кувыркаться через голову, как и интервалы.

· правой рукой играть Т3/5, а левой р. перекладывать пуговицы в нужную клавишу.

На каждом этаже жила своя семья. (2-семья стражника, 3-ий – семья дочки, 4- семья субдоминанты бабушки, на 5-ом – семья Министра, (Д7, К6/4 – брат тоники)...

· Педаг. действия: выученные одноголосные попевки играть с подходящими функциями в левой руке в виде Т3/5, затем используя обращение: Т- T- S6/4- T – D6 – T. («Едет, едет паровоз..»)

· сочинить прелюдии на основной гармонический путь: Т - Д6- Т; Т-S-K4/6 – D – T.

 

13. Функции

этокогда трезвучия ходили друг к другу в гости и кланялись! А тому, кто не узнавал их и не здоровался, они кричали: - «ФУ-ФУ-ФУ!» (fuk!). А когда их узнавали они были счастливы и гармонично и красиво кланялись друг другу!

· Играть разрешения Д7- Т, в виде секвенции по квартам. (гармонический «Эллипс»)

· Черни – Гермер: Этюд № 1-2, (педагог играет пр. р., а ученик играет левую руку.)

· Ученик играет в правой Т3/5 (сверху вниз K, а левой СОЛЬ – ДО J навстречу вверх)

 

Штрихи

 3 брата любили пошутить с нотками и звуками («хи» – хихикали и шипели), любили в нотах пририсовывать всякие усики и точки над нотами, и изображать разные рожицы.

   а) Старший брат – Маркато (любил топать) – любил собирать марки и слушать марши

   б) Стаккато - Хитрый зверек – легко и высоко прыгал – стаккато-прыгато – как заяц.

           в) Толстяк, тяжёлый, все лежит, и всё лижет legato, любил на лыжах кататься и обниматься

         г) тетушка non legato - её боялись (она тоже могла толкнуть).

 

15 Кони – Темпы

Медленные – тяжело и медленно возили и катали песенки и детей:

Grave -Граве - тяжело вздыхал (гравий, гробы, у графа) и получал за работу 40 рублей

Largo -Ларго – широко расставлял ноги и руки чтобы никого не пропустить впереди себя, ехал очень медленно и плавно, получал 48 рублей в час.

Lente – любил вплетать ленты в гриву и заплетать косы, до минор, пел протяжные песни и плакал: «Клен ты мой опавший» - и все тянет, тянет, часами поет, получал за езду 55 рублей.

Adagio – со скоростью 60 км. в час и получал по 60 рублей.

 

Умеренные темпы ходили неторопливо:

Moderato – знал во всём меру и не гонял, но ездил со скоростью 80 км. в час и получал 80 рублей в час.

Allegretto – ездил на скорости 90км. в час и получал 90р.

 

Быстрые кони- темпы гоняли по роялю очень быстро:

  Allegro – носился -120км. и получал 120 руб в час

Presto -  носился со скоростью 200 км. в час

  Педагогические действия:

· Петь выученные попевки, песенки, пьески, аккомпанировать с педагогом в разных темпах,

объявляя вслух на какого коня садимся. Упражнение развивает голос, слух, чувство ритма, темпа и координацию движений.

 

16 Отклонение и Модуляция:

   Если ТОНИКА убежала из своей страны в другую, и там оставалась, происходила модуляция; если она возвращалась обратно – называлось отклонение

Каждая страна, где правила какая-то ТОНИКА (их всего было24 страны) и ее имя было всем известно, кроме того, было известно, кто живет в этой стране – мажоры или миноры, называется тональностью.

   Если в разных странах (мажоры и миноры) правили царицы ТОНИКИ с одним одинаковым именем, то такие тональности называются одноименными.

   Например: фа мажор – фа минор

                      соль # мажор – соль # минор

                      ре мажор – ре минор

                      си мажор – си минор и т.п

если мажоры между собой не ссорились, а жили в ладу, ладили между собой про них говорили – мажорный ЛАД так же и о минорах – минорный ЛАД.

 

· Пед. действия: слушать и смотреть на клавиши, определить на каком звуке закончилась песенка, анализировать ЛАД, и 1-ую ступень называние этой  тональности – государства.

Вариация

Жила была добрая волшебница тетушка Вариация. Она все время варила яйца и делала из них краски и одежду. Кроме того, она умела так изменить одного и того же человека, что его не сразу можно было узнать. Например, у кого-то она сначала изменит форму носа, затем цвет глаз, потом прирастит огромные уши или удлинит голову и т.п. А то начнет, разукрашивать его различными тембрами – красками звука.

Вот например, как изменила Вариация один из трихордов: сначала он был простым «ля соль фа», потом голова «ля» стала трястись, стучать – «ля – ля – ля – соль, фа».

           После то же случилось и «фа» - ля – ля – соль – фа – фа, после «затряслось» «соль» - ля – соль – соль – соль, фа; или «ля ля –соль – соль – фа. Затем соль и и ля стали «болтать» - ля – соль, ля – соль – ля соль, фа (с начала быстро, потом медленно). Потом стали болтать фа и соль – соль фа, соль фа, соль фа. Потом на помощь «ля» прибежала вспомогательная  (раз она помогала, ее так и назвали) «cubемоль»:

           ля – си, ля соль, фа, и ля с ней стала «болтать»

           ля си ля си ля соль фа

           ля си ля си ля си ля, соль фа

           Голова (основной звук ФА) обиделась и тоже пригласила к себе вспомогательную ми – получилось:

           ля соль, фа ми, фа,

           ля соль фа ми фа ми фа

далее вспомогательные cu – b и ми встретились: – ля си, ля соль, фа ми - фа   и т.д.

 То же происходит в левой руке.

Пед.действия:

· любой трихорд обрабатываем по этой схеме и задаём на дом.

·  Сделать аналогичное действие с другими трихордами, тетрахордами и пентахордами и т.д.

· Анализ мелодии песенок: найти основной звукоряд (интонационный мотив) и досочинить

вспомогательные звуки, форшлаги, повторы, (эхо) и т.д.

Можно воспользоваться сб. Тургеневой и Шванюкова «Пианист-фантазёр»

 

 

18. Динамические оттенки –

- были волшебниками, они могли изменять силу голоса, и силу рук! (как в сказке «Конёк-Горбунок»)

    В тёмном лесу жил огромный медведь - Forte – такая кличка у него была. Он громко орал, когда ему на ногу упало дерево и отдавило лапу. И таким громким, сильным голосом громко пел или кричал на весь лес свои песни и стихи, что все другие звери затыкали уши!

В лесу жили так же:

· Piano – это маленькая птичка, как колибри, пела очень сладко и тихо-тихо, нужно было замереть, чтобы её услышать! Как маленькая фея, или дюймовочка, которая жила в цветке – в лилии.

· Лиса-лисонька – её звали Mezzo-piano - она говорила и пела человеческим голосом, не очень тихо, но и не громко, но о-о-о-очень нежно и красиво – все её любили слушать, как голос мамы, когда она тебя обнимает

· Mezzo-forte – это зверёк очень похожий на волчонка – воет (плачет) от одиночества, но не очень громко,

(можно назвать медвежонком, у которого ещё не прорезался громкий голос и     он поёт не очень громко).

  • В тёмной пещере жили ста-а-а-арый Волшебник (или дракон) по кличке КРЕЩЁНЫЙ, (КРЕЩЕНДО) – итальянец, он как только перекрестит кого-нибудь, то голос у человека и сам человек и его песня начинают расти всё больше и больше, становятся всё ближе и ближе.
  • И рядом жил его младший брат, которого звали ДИМА.- ласковый, добрый его звали уважительно «ДИМИ–Ну-ЭН-ДО». ДИМА делал постепенно всех зверей маленькими, тоненькими, тихими и ласковыми.

 (Как в сказке про Кота в сапогах, который пришёл к Великану и попросил его показать как он превращает всех во ЛЬВОВ, а потом может сделаться маленькой мышкой).

 

19. Акценты

 хитрые, ловкие, бегали быстро и вприпрыжку, любили всем неожиданно дать щелчка по голове. И пальцы тоже научились делать акценты —щелчки по клавишам, когда надо выделить сильный звук в песне. Они замахивались! И-и-и-и -- Рррра-а-а-аз! и у всех зверей искры из глаз! Каждый когда-нибудь ударялся обо что-нибудь головой! и кричал от боли!

Пед. действия:

·   вместе с ребёнком разрабатываем динамический план и поём попевки, песенки,

· аккомпанируем с определёнными оттенками.

· в произведениях, составляем планкарту  динамических оттенков – изменений силы или слабости голоса и, соответственно, давления-толчка веса руки на нужные пальцы.  (рисуем в нотах-перепечатках знаки оттенков)

 

[К.О.П.1]

[К.О.П.2]

[К.О.П.3]

[Ольга 4]

[Ольга 5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: