Структура технической службы АТП.
Функции технической службы связаны с обеспечением определенного уровня безотказной работы подвижного состава в процессе эксплуатации с минимальными трудовыми и материальными издержками. С этой целью она осуществляет планирование и обеспечение оптимальной работы системы ТО и ремонта на текущий и длительный периоды.
Основными задачами технической службы являются: разработка годовых, квартальных и месячных планов ТО; совершенствование организации и технологического процесса обслуживания; проведение мероприятий по обеспечению безотказной работы автомобилей в процессе эксплуатации (учет и анализ количества отказов, организация технического контроля и др.); пересмотр нормативов работ по ТО и ремонту; внедрение средств механизации и автоматизации; организация и осуществление материально-технического обеспечения.
Техническая служба организует свою работу с учетом количества, возраста парка и условий эксплуатации автомобилей, состояния материально-технической базы и квалификации рабочих.
В организационную структуру технической службы входят следующие подразделения: производственно-технический отдел (ПТО), отдел главного механика (ОГМ), отдел материально-технического снабжения (ОМТС), отдел технического контроля (ОТК).
Рисунок 5.4 – Организационная структура технической службы
Производственно-технический отдел разрабатывает планы и мероприятия по организации работ по внедрению новой техники и технологий производственных процессов. ПТО организует изобретательскую и рационализаторскую работу на АТП и внедрение рационализаторских предложений, составляет технические нормативы и инструкции, конструирует нестандартное оборудование, приспособления, оснастку.
Отдел материально-технического снабжения обеспечивает бесперебойное материально-техническое снабжение АТП, составляет заявки по материально-техническому снабжению и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства.
Отдел технического контроля осуществляет контроль качества работ, выполняемых всеми производственными подразделениями, контролирует выборочно и периодически техническое состояние подвижного состава, в том числе при его приеме и выпуске на линию, анализирует причины возникновения неисправностей подвижного состава.
Отдел главного механика обеспечивает содержание в технически исправном состоянии технологического оборудования, зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйства, осуществляет монтаж, обслуживание и ремонт производственного оборудования, инструмента, а также изготовление нестандартного оборудования.
Централизованное управление производством
Изменение условий хозяйствования обусловливает необходимость применения новых, более совершенных организационных методов управления процессами ТО и ремонта подвижного состава в ATO с учетом ситуации на региональных сервисных рынках.
Инженерно-техническая служба АТП в своей повседневной деятельности решает ряд вопросов планирования и управления производством, которые условно можно свести к следующим четырем комплексам взаимосвязанных задач:
– определение программы ТО, номенклатуры и объемов ремонтных работ;
– распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащенности и занятости;
– распределение наличных запасных частей и материалов по автомобилям, агрегатам, постам и пополнение их запасов;
– распределение заданий между ремонтными рабочими, постами и участками.
Как показали исследования и опыт работы передовых АТП, наибольшая эффективность в решении вопросов организации производства может быть достигнута благодаря централизованной системе управления производством (системы ЦУП), основанной на централизации управления производством ТО и ремонта подвижного состава на АТП. Внедрение этой системы является первым этапом создания АСУ инженерно-технической службы АТП.
Система ЦУП строится на следующих принципах:
– разделение административных и оперативных функций между руководящим персоналом;
– сбор, обработка и анализ информации о состоянии производственных ресурсов и объемах работ, подлежащие выполнению;
– организация ТО и ремонта подвижного состава на принципе формирования производственных подразделений;
– объединение производственных подразделений (бригад, участков), выполняющих однородные работы, в производственные комплексы:
– использование дистанционной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники;
– подготовка производства
На рисунке. 5.5 приведена схема системы ЦУП крупного АТП. Центр управления производством возглавляется начальником, а основная оперативная работа по управлению выполняется диспетчером производства и его помощником – техником-оператором.
Численность персонала ЦУП определяется общим объемом выполняемых им работ (числом автомобилей в АТП, числом смен работы, наличием технических средств управления и др.).
ЦУП состоит из двух подразделений: группы (отдела) оперативного управления (ГОУ); группы (отдела) обработки и анализа информации (ГОАИ). Оперативное руководство всеми работами по ТО и ремонту автомобилей осуществляется отделом оперативного управления (ООУ) ЦУП.
Рисунок 5.5 - Схема централизованного управления производством ТО и ТР
Место расположения ЦУП в общей планировке производства оказывает значительное влияние на осуществление его функций. Возможны два варианта размещения центра управления на общей планировке производства:
1. ЦУП находится в производственной зоне, и его персонал имеет возможность контролировать ход наиболее важных производственных процессов, как с помощью средств связи, так и непосредственно. Для расширения возможности визуального контроля отдел управления в данном варианте целесообразно располагать на антресолях в застекленном помещении, предусмотрев способ передачи документации. Визуальный контроль может обеспечиваться телевидением.
2. ЦУП располагается в любом месте производственной зоны или вне ее. При этом должно быть предусмотрено обеспечение рациональных маршрутов движения документации, а также минимальных затрат при монтаже линии связи.
Выбор того или иного варианта размещения ЦУП производят применительно к местным условиям конкретного предприятия.