double arrow

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

 НА ЗАНЯТИЯХ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЗАМАНА»

Закирова Зольхабиря Абдулхаевна,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ГДТДиМ №1»

г.Набережные Челны

 

В соответствии с новыми требованиями ФГОС перед любым педагогом встает задача формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также задачи по накоплению опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, другими словами ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для того, чтобы занятие с детьми в полной мере отражало компетентностный подход надо, чтобы в его основу были положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность обучающихся в которых будет воспитывать требуемые качества личности.

В своей педагогической практике, на занятиях в театральном объединении «Замана» я использую следующие педагогиченские технологии, поддерживающие компетентностный подход к обучению:

- технология проблемного обучения;

- технология проектного обучения;

- технология развития творческих способностей;

- технология «Творческая мастерская».

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей учащихся.

В ходе занятий, при проведении воспитательных мероприятий, я стараюсь использовать такие формы, методы и приемы, которые способствуют развитию следующих ключевых компетенций:

Коммуникативные компетенции – это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей, сюда же можно отнести умение создания различных текстов, публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Все эти умения и навыки успешно развиваются и формируются в ходе театральных занятий.

Высказать свое отношение к значению выразительности речи и интонации для артиста. Как можно с помощью выразительности речи и интонации передать: настроение, характер героя (аргументируя свой ответ);

Анализ характера героев, их настроения по выразительности и интонации после прослушивания отрывка из спектакля «Кэжэ белэн сарык» (аудио-запись).

Изложи в форме высказывания свое мнение о твоем исполнении стихотворения «Эш беткэч уйнарга ярый», удалось ли тебе прочитать это стихотворение с разной интонацией?

Найдите необычный способ, позволяющий передать настроение и характер стихотворений Габдуллы Тукая, используя верную интонацию.

Ранжируйте слова, характеризующие настроение человека от самых грустных к самым радостным и обоснуйте свой ответ (печаль, тоска, грусть, радость, веселье, восторг).

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция -  это знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. В театральном объединение «Замана» обучение ведется на татарском языке, большой акцент делается на изучении народной татарской культуры, ее особенностей.

Компетенции личного самосовершенствования. С целью развития данного вида компетенций я использую на занятиях задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определённых волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Использую сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде; применяю такие задания, которые формируют умения решать проблемы, так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат.

Примеры заданий.

Обрисуйте в общих чертах шаги собственного контроля, коррекции, оценки исполнения стихотворения.

Предложите способ, позволяющий определить и исправить ошибки неверной интонации при чтении отрывка из пьесы (работа в парах)

Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений, физических препятствий, активизации сил и энергии для решения поставленных задач при исполнении предложенного отрывка.

Проанализировать собственное исполнение стихотворения. Ответить на вопросы: «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что еще нужно сделать, чтобы исполняемый элемент получился правильно?»

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Участвуя в театрализованных занятиях, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Примеры заданий.

Назовите, какие особенности речи могут повлиять на ее выразительность (темп, ритм, громкость произношения, диапазон звука от низкого до высокого)

Сгруппируйте различные предложения из разных произведений Габдуллы Тукая так, чтобы получился согласованный текст.

Объясните причины того, что исполнение одного и того же текста, но с разными выражениями и интонациями, может по-разному влиять на слушателя.

Сравните исполнение одного и того же текста в быстром и медленном темпе («Карлыгач») в чем заключается отличие характера, какое исполнение вам понравилось больше?

Информационная компетенция при помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Я часто даю такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т. д. Ученикам необходимо сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.

Театральные занятия имеют большой потенциал в формировании общепредметных компетенций и предметных компетенций.

Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении.

Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, я стараюсь включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер.

В основе данного подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

Из сказанного выше следует вывод, что внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образовательного процесса и формирования ключевых компетентностей обучающихся.

Невозможно заставить человека творить. Человек должен сам прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество.

Введение ключевых компетенций в практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором знаний, умений и навыков и в дальнейшем использовать эти знания для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Социологи и учёные педагоги признают, что ценности сегодня немного сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться, и поэтому наша задача, задача педагогов дополнительного образования, не только научить всему детей, но и научить применять эти знания в современной жизни.

 

Литература

 

1. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие [Текст] / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. – СПБ.: КАРО, 2008. С. 9 9

2.. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 55-61.

3. Компетентность [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компетентность, свободный. (Дата обращения: 22.09.2019 г.).

4. Электронный ресурс: https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie (дата обращения: 02.11.2019)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: