В комплексной оценке развития, в выявлении возможностей ребенка чрезвычайно важным является педагогическое диагностирование. Задачей педагогического обследования является выявление готовности ребенка к обучению по соответствующей образовательной программе, определение степени сформированности трудовых, игровых и учебных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и социальной адаптации.
Педагогическое обследование позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог может составить мнение о ребенке и состоянии его навыков в процессе наблюдения за игровой, элементарной трудовой и учебной деятельностью. Система педагогической диагностики так же должна включать в себя задания, построенные на основе интересных и привычных для ребенка видов деятельности, имеющих, в основном, игровой характер и усложняющиеся от задачи к задаче. Так можно получить оценку способности ребенка принимать помощь, действовать в аналогичной ситуации (перенос навыков), что определяет его “зону ближайшего развития”.
|
|
В процессе выполнения диагностических заданий можно выявить трудности их выполнения и определить причины, мешающие ребенку эффективно воспринимать передаваемые знания. Трудности обучения и социализации детей с отклонениями в развитии, в основном, обусловлены недостаточностью внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем познавательной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания). К подобным особенностям можно отнести негрубые недостатки речи, недостаточную координацию движений, двигательную расторможенность, а также ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, низкую умственную и физическую работоспособность.
Результаты педагогической диагностики заносятся в карты наблюдения и фиксируются в Педагогическом представлении.
По результатам диагностики воспитатель на заседании консилиума дает характеристику на каждого ребенка с отклонениями в развитии.
Схема педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста.
В характеристике должно быть отражено:
1. как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли болеет, охотно ли ходит в детский сад;
2. как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателями, со сверстниками);
|
|
3. достаточно ли он овладел навыками самообслуживания;
4. как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях; какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;
5. как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;
6. особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой детского сада;
7. какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;
8. что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у воспитателя.
Заключение и рекомендации по обучению.
В заключении должны быть в предельно краткой форме отражены особенности поведения ребенка, характер деятельности, резюмировано соответствие (частичное соответствие или несоответствие) готовности ребенка к усвоению соответствующей образовательной программы, соответствие программных знаний возрасту ребенка. Здесь же следует сформулировать выводы и привести необходимые рекомендации по организации дальнейшего обучения, если это необходимо, по форме и виду обучения, адекватных возможностям ребенка, соответствующим направлениям коррекционной работы разных специалистов.
Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов.
Психологическое обследование направлено на:
· выявление особенностей психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии, анализ степени сформированности психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.);
· определение уровня интеллектуального развития (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, основных мыслительных операций);
· диагностику эмоционально-волевой готовности к обучению (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога);
· выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития высших психических функций, познавательной и эмоционально-личностной сфер;
· определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
Результаты диагностики оформляются в соответствии с требованиями используемых методик. Обобщение результатов психологического обследования фиксируется в Психологическом представлении
Заключение психолога. Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Итогом психологического обследования ребенка должен явиться комплексный психологический диагноз.
Логопедическое обследование устной речи ребенка направлено на выявление, предупреждение и максимальную коррекцию трудностей при обучении. При этом обращается внимание не только на звукопроизношение, но и на общее развитие речи ребенка. Логопедическое обследование включает в себя:
· Обследование состояния артикуляционного аппарата, общего звучания речи (голос, внятность речи, дыхание, артикуляция).
|
|
· Произношение и различение звуков. Произношение слов сложной слоговой структуры
· Состояние фонетического слуха и понимание звучащей речи
· Обследование словаря
· Выявление навыков словообразования
· Оценку уровня владения грамматическими нормами
· Оценку уровня владения связной речью
· Оценку неречевых процессов (слуховое внимание, слуховая память и т.д.)
Результатом обследования являются данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого дефекта, а также наметить пути его коррекции.
Результаты обследования уровня речевого развития воспитанников фиксируются в Речевой карте. По результатам диагностики логопед составляет на каждого ребенка индивидуальную программу логопедической работы и готовит Логопедическое представление на каждого ребенка
Результаты комплексного обследования всех специалистов заносятся в сводный протокол диагностического обследования и являются основой для разработки индивидуальной личностно-ориентированной программы.
По результатам диагностики специалистами консилиума определяется уровень готовности ребенка к обучению.
Готовность ребенка с отклонениями в развитии к обучению включает в себя:
в эмоционально-волевой сфере:
· возможность контактировать с другими детьми;
· отсутствие страха перед новыми людьми, новым помещением;
· возможность расстаться с мамой (первоначально хотя бы на короткое время);
· умение концентрировать внимание на короткое время;
· способность удерживать какой-либо сюжет в игре;
в познавательной сфере:
· осознание собственного “Я”;
· стремление к самостоятельности;
· возможность усвоить правила игры и соблюдать их;
· возможность играть в ролевые игры;
· возможность сравнить свою работу с образцом или с работой других детей.
Заключение
Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум является наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе, которая позволяет обеспечить систему комплексного психолого медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка; предоставить многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
|