Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ

1. Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.

2. Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)

3. Внимательно читаем правило, данное после слова.

4. Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.

5. Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.

6. Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.

Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.
↑Гласные после шипящих и Ц

↑Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

· После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквы И, А, У.

Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д.

· После Ц, как правило пишутся А, О (под ударением), Е/И (без ударения), У.

Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные:Цюрих, Друцэ, Цявловский и др.

· Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы: в корнях пишется И, а в суффиксах и окончаниях Ы, кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ.

Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д.
↑Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.

· В корнях существительных и прилагательных пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово.

Примеры: чёрный – чернеть, но слово "шорох" – нельзя проверить.

· В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных пишется О, если эта буква под ударением, за исключением суффиксов ЁР

Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр.

· Вглаголах и отглагольных словах в любой части слова сбольшинстве случаев пишется Ё.

Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить.
↑Употребление мягкого и твердого знаков

Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ - для обозначения твердости. Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.
Мягкий знак пишется:

· для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения,

· после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения

· и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ),

· а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)

Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга.
Твердый знак пишется:

· для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я,

· а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.

Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный.

 

↑Правописание корней

Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне
↑ Проверяемая гласная в корне

В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением.
Также существуют корни-омонимы, при написании которых в зависимости от значения применяются разные правила.
Сравните:
Косить траву - кОсит (проверяемая гласная в корне)
Прикоснуться – чередующийся корень КАС/КОС. Пишем О, так как после корня нет суффикса.
Пример: молодой – мОлод, гористый - гОры и др.

↑Непроверяемая гласная в корне

Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю.
↑Чередующиеся гласные в корне
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:
гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор, плав/плов, лаг/лож, кас/кос, скак/скоч, раст/рос/ращ, равн/ровн, мак/мок

· Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.

· Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А

· Кас/кос, лаг/лож – написание зависит от суффикса А: если есть суффикс А, то пишем А.

· Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.

· Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения.

МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость».
РАВН – в значении одинаковый, РОВН - «ровный, гладкий».
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И:
бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит, им/ин//А(Я)

· Все корни с чередованием Е//И, кроме ИМ/ИН, зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.
Исключения: пригарь, выгарки, утварь, полог, пловец, пловчиха, ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль, подростковый, сочетать, сочетание, равнина, ровесник, поровну, уровень и другие.
↑Правописание приставок

↑Правописание неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки " под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др." пишутся всегда одинаково в любых словах.
↑Правописание приставок на..З и..С

· Написание приставок, оканчивающихся на...З и...С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.

Примеры: Бездарный, беспечный.
!!!Обратите внимание

· приставка С не чередуется (сделать)

· приставка ПРА пишется в словах со значением "предок" (праязык)

· ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)

 

↑Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
ПРЕ пишется

· в значении «Очень» (премудрый)

· в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)

ПРИ пишется в значении:

· приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)

· неполнота действия (приоткрыть)

· близость (пригородный)

· и другие. (приучить, приручить)

Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов.
↑Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание суффиксов зависит от части речи слова.
У существительных и прилагательных есть суффиксы, которые пишутся всегда одинаково.
Например, тор, ник, тель, чик,щик, изн, еств, чив, лив и др.
Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам

 

↑Правописание суффиксов существительных

ЕК/ИК (ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика)
Сочетание ИНК/ЕНК (ИНК пишется в существительных, образованных от сущ. на -ИНА: горошинка – горошина, ЕНК- в существительных, образованных от сущ., заканчивающихся на -НА, -НЯ (башенка – башня)
ЕЦ/ИЦ (ЕЦ пишется в сущ. мужского рода и в существительных среднего рода с ударением на гласную после суффикса: боец, пальтецО. ИЦ пишется в существительных ж.р. и в сущ. ср.р с ударением на гласную перед суффиксом: гусеница, платьице)
↑Правописание суффиксов прилагательных

ИВ/ЕВ: ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый)
ЧИВ/ЛИВ всегда пишется одинаково с И.
К/СК (если прилагательное образовано от сущ. с основой на К,Ц,Ч или имеет краткую форму, то пишем суффикс К, в остальных случаях пишем – СК) (немецкий – немец, флотский – флот)

↑Правописание суффиксов глаголов:

ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА:
ОВА/ЕВА пишется в глаголах, форма 1 лица ед.ч. этого глагола заканчивается на -УЮ/ЮЮ,
ЫВА/ИВА пишется, если в форме 1 лица ед.ч. ничего не меняется: ЫВА/ИВА сохраняется.
Примеры: заведовать – заведую, отчитывать – отчитываю.
↑Правописание суффиксов наречий:

Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна)
Суффикс О пишется, если в наречии приставки В/НА/ЗА (влево)

↑ Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание Н/НН зависит от того, к каой части речи принадлежит слово и от какой части речи оно образовалось.
↑Н/НН в прилагательных (от имени существительного)

В прилагательных, образованных от существительных,
НН пишется:

· В суффиксах ЕНН/ОНН (искусственный, лекционный)

· В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный)

Н пишется:

· В суффиксах ИН, АН, ЯН (лебединый, глиняный, кожаный)

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный.
↑Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
НН пишется:
Если есть приставка (кроме НЕ) (сделанный, но некрашеный пол)
и/или есть зависимое слово (раненный в бою солдат)
и/или образовано от глагола совершенного вида
и/или заканчивается на -ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ: балованный
Н пишется:  

если нет приставки

и/или нет зависимого слова
и/или слово образовано от глагола несовершенного вида: крашеная лавка, копченая рыба.
Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный.
Приданое невесты, названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, конченый человек, прощеное воскресенье, писаная красавица.
↑Н/НН в кратких прилагательных/причастиях

· В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна)

↑Правописание падежных и родовых окончаний

Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.

↑Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

↑Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола

· Глаголы I спряжения имеют окончания: у,ю, ешь, ем, ет, ете, ут, ют.

· Глаголы II спряжения имеют окончания: у,ю, ишь, им, ит, ите, ат, ят.

Исключения:
брить, стелить имеют окончания I спряжения,
Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть имеют окончания II спряжения.
↑ Правописание суффиксов причастий

· Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано.

Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ.
Если причастие образовано от глагола II cпряжения, то в причастии пишутся суффиксы: АЩ, ЯЩ, ИМ.

· В суффиксах причастий прошедшего времени пишется буква, которая стояла в инфинитиве перед -ТЬ: строивший – строИть

В страдательных причастиях прошедшего времени
пишется Е перед НН, если оно образовано от глаголов на ИТЬ/ЕТЬ (скрученный - скрутить)
пишется А/Я перед НН если причастие образовано от глаголов на АТЬ/ЯТЬ (сделанный – сделать)

↑Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи

Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.

· НЕ с глаголами и деепричастиями частица НЕ в большинстве случаев пишется РАЗДЕЛЬНО (кроме случаев, когда слово без НЕне употребляется или когда есть приставка НЕДО в значении «недостаточноть действия»: ненавидеть, жил бедно, часто недоедал) не любить, не делая.

· НЕс причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть зависимые слова (кроме слов меры и степени) или противопоставление с союзом А. (не решенная вовремя задача, не решенная, а списанная задача)

· НЕ с краткими причастиями также пишется РАЗДЕЛЬНО (задача не решена). В остальных случаях пишется СЛИТНО (нерешенная задача, абсолютно нерешенная задача (слово меры и степени))

· НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется СЛИТНО, если можно заменить синонимом без НЕ и если слово не употребляется без НЕ: нехороший =плохой, нехорошо=плохо, недруг = враг, неуч =не употребляется без не.

· НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть противопоставление с союзом А, если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и если нельзя заменить синонимом без НЕ и др.: не хорошо, а плохо, далеко не глупый человек, стол не деревянный.

· НЕ с предлогами (кроме НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА и др,) союзами, частицами, числительными, местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных) пишется РАЗДЕЛЬНО (не пять, не ты, не с кем, НО: никто, нечто, некоторый и др.)

· НЕ с отрицательными и неопределенными словами пишется СЛИТНО ( некто, некоторый, никто, несколько, некогда, никогда, незачем и другие)

↑ Правописание НЕ и НИ

· Частица НЕ пишется в значении «отрицания» (не говорил), используется в устойчивых сочетаниях (не в радость,не к добру), входит в состав сложных союзов: не то…, не то, не только…, но и, не то чтобы…,а, пока….не и др)

· Частица НИ пишется при «усилении» отрицания (при наличии слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, в придаточных уступительных, в повторяющемся союзе НИ…НИ (равно И..., И), перед словами ОДИН, ЕДИНЫЙ

Следует различать:
никто иной – не кто иной, как
Ни один (никто) – не один (много кто)
Ни разу (никогда)– не раз (много раз)
↑Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.

· Cлова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно.

Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

· Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

· Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС

!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.
Пример: Что (бы) мне почитать? =Что мне почитать?
Я вернулся, чтобы забрать документы.(нельзя убрать "БЫ")

· Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО

· Предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) В ЦЕЛЯХ, В СИЛУ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, НА ПРОТЯЖЕНИИ, В ОТНОШЕНИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, НЕ СЧИТАЯ пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО. (В течение суток, в продолжение дня и др.)

· Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯНА, то пишем в три слова. (Несмотря на обстоятельства (вопреки им). Не смотря себе под ноги. (не (что делая?) смотря)

· Следует различать сочетания со словом "ВИД": ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное "вид"), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный "из-за"), В ВИДЕ (В+ существительное "вид": в виде исключения)

· Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги (и их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то пишем раздельно.

Как проверить: попытайтесь вставить слово.
Примеры: Поговорить насчет работы= о работе. Положить деньги на (твой) счет. Он вроде ушел. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже.

· Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся черед дефис.

· ПОЛ с существительными можно написать

СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
Через ДЕФИС, если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза).
РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки)
Исключение: поллитровка

· Большинство НАРЕЧИЙ пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в-третьих)

↑Правописание словарных слов

Такие слова следует запомнить.

 

Задание 6. Анализ содержания текста.


Соответствие высказывания содержанию текста.
Формулировка задания 6 ОГЭ

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
Задание 6 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию.
↑Алгоритм выполнения

1. Внимательно прочитайте текст в первый раз (вид чтения – изучающее; о видах чтения читайте ниже), выделите непонятные слова. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем (его можно использовать на ОГЭ по русскому языку).
2. Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение (о видах чтения читайте ниже)
3. Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор(его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж (об этом читайте ниже
4. Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.), ее могут специально искажать, чтобы запутать.
↑ Теория для задания 6 ОГЭ по русскому языку.

Для того чтобы выполнить задание 6, необходимо в полной мере владеть разными видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.
Чтение - вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем необходимую информацию, эмоции.
Чтобы правильно выбирать стратегию чтения, важно понять мотив чтения. Он может быть разным: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения, наслаждения
В нашем случае мотивом является – получение информации.
↑ВИДЫ ЧТЕНИЯ

· Просмотровое чтение. Используется для составления общего впечатления от текста, как правило при таком чтении просматривается титульный лист, оглавление, отдельные абзацы и предложения. При помощи просмотрового чтения читающий решает, нужен ли ему текст для подробного изучения.

· Ознакомительное (выборочное) чтение. Текст читается целиком, но быстро. При помощи ознакомительного чтения читатель получает общее представление о проблематике текста. Воспринимается основная информация, детали опускаются. Ознакомительное чтение часто используют для выработки собственной позиции по теме/проблеме.

· Сканирование – быстрыйпросмотр текста для поиска нужного факта, слова, имени.

· Поисковое чтение. Цель поискового чтения - обнаружение какой-либо информации. При обнаружении необходимой информации чтение прекращается.

· Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуююся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто целью такого чтение - запоминание информации и ее дальнейшее использование.

· Быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного.

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные.
Как правильно понять содержание художественного текста? Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор.
На что обратить внимание:

· Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле. Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова.

Примеры иронии:
«Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга
Постой-ка, брат мусью!» («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
(Конечно, никаких друзей никто не собирался угощать)
«Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой!» (Илья Ильич — Захару в романе «Обломов» Гончарова, ч. I, глава 1).
(Под «чистотой» подразумевается грязь)
Примеры сарказма:
«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...» (Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, д. 3).
(Чацкий не хвалит Молчалина, он его высмеивает)
«И всю ночь напролет жду гостей дорогих. Шевеля кандалами цепочек дверных» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»Мандельштам).
(Герой не ждет гостей, это сарказм)

· Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста. Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый.

«Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич.
(Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)
Горький. «Пепел. А я вот — не боюсь...
Наташа. Как же!... Храбрость...
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые...
Пепел. Право не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца... умру — не охну!...

Бубнов (протяжно). А ниточки-то гнилые...»
(«На дне», д. 1).
(Подтекст этой сцены в пьесе говорит о том, что под «ниточками гнилыми» подразумевается внутренняя слабость ночлежников, неспособность их подняться со «дна»)

· Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.

· Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое "рассказать" о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь "выдает" его.

«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин» (Простакова в комедии «Недоросль» Фонивизина д. I).
«Господа енаралы.» (Пугачев в повести «Капитанская дочка» Пушкина)
«Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено...» (слова исправника в письме старосты в романе «Обломов» Гончарова ч. 1, глава 2).
«Такой уж он Езоп, — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком; поживет и с глупостью отойдет» («Отцы и дети» Тургенева, глава 5).

· Эзопов язык — вынужденное иносказание, используемое для того, чтобы не нарушать цензурных, этический и политических норм, существующих в обществе. В эзоповом языке часто используются другие тропы — ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д.

Салтыков-Щедрин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... И был тот помещик глупый, читал газету "Весть"...» («Дикий помещик»). Цензура могла не пропустить прямого указания на Россию, поэтому сатирик, пользуясь эзоповым языком, поясняет читателям, о каком именно «царстве-государстве» идет речь: упоминает русскую консервативную газету 1860-х годов.

· Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.

 

Задание 7. Анализ средств выразительности.


Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Изобразительные средства языка














































































































Лексические (тропы)

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. . Парус одинокий; весёлый ветер; грустныйдень.
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора Скрытое сравнение,(так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепь гор, хвостпоезда.
Метонимия Замена одного слова другим, смежным по значению. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева
Синекдоха Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия)
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
Гипербола Преувеличение В сто сорок солнц закат пылал
Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Перифраз(а) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна
Синонимы  Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварствои любовь; Белейлишь блеск, чернеетень.
Архаизм Устаревшее слово или оборот речи Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился...
Диалектизм Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить
Жаргонизм Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- изморского.
Неологизм Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий «Бездарь» вместо «бездарность»
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
     

 

Антитеза Противопоставление Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза.
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали;
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.


Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:
Однозначные (имеют одно значение)
Многозначные (имеют несколько значений)
Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа».
Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.
Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.
От многозначных слов следует отличать омонимы.
Омонимы - это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.
Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).
В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.
Синонимы бывают:

· Языковые (зафиксированы в словарях)

· Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Антонимы бывают:

· Языковые

Например:
молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать

· Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.

Например:
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский)

Фразеологизмы - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др.
Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке,

Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:

· Нейтральная

· Книжная

· Разговорная

· Просторечная

Нейтральная лексика - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.
Например:
стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.
Книжные слова - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе.
Например:
Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний, гегемония, иллюзия, иллюзорный, интуиция, искоренение, иссякнуть и др.
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.
Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.
К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи.
Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.
↑Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает:

· Общеупотребительная

· Ограниченная в употреблении
Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:

· Диалектизмы

· Жаргонизмы

· Профессионализмы

· Просторечная лексика
Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.
Примеры: бурак - свёкла, баской - красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворот
Термин - слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д. Термины, как правило, однозначны, эмоционально и стилистически нейтральны.
Термины могут быть узкоспециальными и общеупотребительными.
Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)
К терминам и профессионализмам примыкают профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота - солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.). Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.
Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта, жаргон любителей спиртного, жаргон уголовников, жаргон торговцев и т.п.
↑Происхождение слов
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:

· Исконно русской лексики

Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.

· Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)

Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.
↑Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.
Лексика пассивного запаса

К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д
Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.
После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.
В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить на общеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором).
Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
К устаревшей лексике относятся:
Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений
Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой
Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнувк энциклопедическому описанию.
Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно - всегда, чадо - ребенок, перст - палец, глаголить - говорить
Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура (природа).

 


































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: