Современная белорусская драматургия

Дзялендзік А. Выклік багам

Кавалёў С. Стомлены д’ябал

Карэлін А. Герда, або Горад, у якім мы будзем шчаслівыя

Курэйчык А. П’ямонцкі звер

Папова А. Сняданак на траве

Рудкоўскі М. Жанчыны Бергмана

Шчуцкі А. Каласнікі

Русская драматургия

Андреев Л. Жизнь человека

Арбузов А. Таня

Булгаков М. Бег

Вампилов А. Утиная охота

Володин А. С любимыми не расставайтесь

Гоголь Н. Ревизор

Горький М. На дне

Грибоедов А. Горе от ума

Лермонтов М. Маскарад

Маяковский В. Клоп

Островский А. Гроза. Таланты и поклонники. На всякого мудреца

Пушкин А. Борис Годунов

Чехов А. Чайка. Три сестры. Вишнёвый сад

Западноевропейская драматургия

Беккет С. В ожидании Годо

Брехт Б. Добрый человек из Сычуани (Сезуана). Матушка Кураж и её дети

Гёте И.-В.  Фауст

Ибсен Г. Кукольный дом (Нора). Дикая утка

Ионеско Э. Лысая певица. Стулья

Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве

Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора

Уильямс Т. Трамвай «Желание»

Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет

Шиллер Ф. Братья Моор (Разбойники). Коварство и любовь

Шоу Б. Пигмалион

 

На вступительном испытании по режиссуре экзаменационной комиссией также проверяются режиссёрская инициатива абитуриента, его изобретательность, творческая фантазия, художественный вкус, наличие организаторских способностей, умение работать с исполнителями (актёрами) и эмоционально-образного мышления.

Оценка за второе испытание “Режиссура” выставляется экзаменационной комиссией сразу после защиты  абитуриентом режиссёрского анализа пьесы.

 

Часть ІІІ. КОЛЛОКВИУМ

Третья часть вступительных испытаний – коллоквиум (собеседование) абитуриента с экзаменационной комиссией – предусматривает выявление общего культурного и образовательного уровня абитуриента, его знаний в области национальной и зарубежной истории театра, сценического творчества, живописи, музыки, литературы, кино.

Экзаменационная комиссия выявляет личностные качества абитуриента, его мироощущение и мировоззрение, уровень его подготовленности к занятиям режиссёрской профессией (концентрация внимания, наблюдательность, абстрактное мышление, воображение и фантазия, скорость реакции, харизма, целеустремленность, смелость), выясняет его (абитуриента) творческую и гражданскую позицию.

Вступительные испытания проходят в устной форме в виде ответов абитуриента на вопросы экзаменационной комиссии.

 

Примерный перечень вопросов для собеседования с абитуриентом:

1. Какие театры в Беларуси Вы знаете? Какие из них работают в Минске. Расскажите немного о них.

2. Назовите имена известных режиссёров Беларуси. Расскажите о них и их творчестве.

3. Назовите любимых актёров нашей страны. Расскажите об их творчестве.

4. Назовите своего любимого драматурга и объясните, почему Вас привлекает его творчество.

5. Назовите фамилию любимого актёра и объясните, почему Вас интересует его творчество.

6. Назовите Ваш любимый театр, его репертуар и любимый спектакль. Расскажите о нём.

7. Когда Вы в последний раз были на спектакле? Расскажите о своих впечатлениях о нём.

8. Какую литературу Вы любите читать? Расскажите о любимых поэтах и (или) писателях.

9. Назовите своего любимого художника. Почему Вам нравится его творчество?

10. Какие художественные выставки (музеи) Вы посещали?

11. Назовите свой любимый художественный (документальный, анимационный) фильм и расскажите, почему он Вам понравился.

12. Ваше понимание профессии «режиссёр». Почему Вы выбрали эту профессию?

13. Какова роль режиссёра в современном театральном искусстве?

14. Какими чертами характера и личностными качествами должны обладать режиссёр и актёр театра?

15. В чём, по-вашему, особенность театрального искусства?

16. Опишите Ваше любимое место в родном городе.

17. Назовите крупнейшие театры мира.

18. Перечислите крупнейшие мировые спектакли.

19. Какое культурное событие города, в котором Вы живете, оказало на Вас наиболее сильное воздействие?

20. Какие жанры театрального искусства Вы знаете?

21. Как Вы понимаете «систему Станиславского»?

22. Как Вы понимаете «этику Станиславского»?

23. Каким Вы видите будущее белорусского театра?

24. Какие пьесы из предложенного списка для чтения и режиссёрского анализа Вы читали?

25. Чего Вы ждёте от обучения в университете?

По результатам собеседования экзаменационная комиссия оценивает самостоятельность и критичность мышления абитуриента, его способность грамотно формулировать свою мысль и умение ее высказать, общекультурный уровень абитуриента, его эстетический вкус, взгляды и интересы, эрудицию, а также осмысленность выбора абитуриентом будущей профессии, его увлеченность театральным искусством.

Оценка выставляется экзаменационной комиссией после ответа абитуриента.

Литература

Актёрский тренинг по системе Станиславского: упражнения и этюды / сост. О. Лоза. – М.: АСТ; Полиграфиздат; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.

Беларусы: тэатральнае мастацтва / НАН Беларусі “Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы // Мн.: Беларуская навука, 2012.

Бобылёва, А. Л. Хозяин спектакля. Режиссёрское искусство на рубеже XIX – XX веков / А. Л. Бобылёва. – М.: Эдиториал, 2000.

Бродовский, М. М. Руководство к выразительному чтению. Искусство художественного чтения вслух и декламирования // М. М. Бродовский. – изд. 3-е. – М.: USSR: [ЛИБРОКОМ], 2012.

Головащенко, Ю. Режиссёрское искусство Таирова / Ю. Головащенко. – М.: Искусство, 1970.

Гончарук, А. Ю. Актёрское мастерство и основы режиссуры: монография / А. Ю. Гончарук; Российский государственный социальный университет, Высшая школа музыки им. А. Г. Шнитке (Институт). – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017.

Захава, Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра: учеб. пособ. для спец. учеб. завед. культуры и искусства / Б. Е. Захава. – М.: Просвещение, 1978. 

Искусство режиссуры. ХХ  век / Сост. С. К. Никулин, Л. А. Пичхадзе. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2008.

Карпушкин, М. А. Работа режиссёра над литературным первоисточником и его воплощением на сцене. / М. А. Карпушкин; науч. ред. В. П. Скобелев. – Самара, 1991.

Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли: Учеб. пособие для театральных вузов / М. О. Кнебель. – М.: Искусство, 1982.

Малочевская, И. Б. Режиссёрская школа Товстоногова / И. Б. Малочевская. – Л.: Искусство, 1989.

Мейерхольд, Вс. Э. Лекции (1918-1919) / Сост. О. М. Фельдман. – М.: О.Г.И., 2000.

Михайлова, А. Образ спектакля / А. Михайлова – М.: Искусство, 1978.

Морозова, Г. В. О пластической композиции спектакля: методическое пособие / Г. В. Морозова. – СПБ, 1987.

Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены) / Ю. Мочалов. – М.: Искусство, 1989.

Мусский, И. А. Сто великих режиссёров / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2004.

Немирович-Данченко, Вл. И. Театральное наследие: В 2 т./ Вл. И. Немирович-Данченко. – М.: Искусство, 1952–1954. – Т. 1: Немирович-Данченко Вл. И. Статьи. Речи. Беседы. Письма / Ред.-сост. В. Я. Виленкин. – 1952.

Поламишев, А. М. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению: Учеб. пособие для высш. и средних спец. учеб. заведений / А. М. Поламишев. – М.: Искусство, 1992.

Поламишев, А. М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы: Учеб. пособие для студентов театральных ин-тов и ин-тов культуры / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение, 1982. 

Попов, А. Д. Творческое наследие: В 3 кн. / Редкол.: Ю.С. Калашников и др.; Вступ. ст. Ю. С. Калашникова. – М.: ВТО, 1979 – 1986. – Кн. 1: Воспоминания и размышления о театре; Художественная целостность спектакля. – 1979.

53. Режиссёрский театр от Б до Ю: Разговор под занавес века: Сб. ст. / Авт. проекта, ред.-сост. А. Смелянский, О. Ожогина. – М.: Моск. худож. театр, 1999. – Вып. 1.

Ремез, О. Я. Мастерство режиссёра. Пространство и время спектакля: Учеб. пособие для студ. театр. вузов и ин-тов культуры / О. Я. Ремез. – М.: Просвещение, 1983.

Ремез, О. Я. Мизансцена – язык режиссёра / О. Я. Ремез. – М.: Искусство, 1976.

Рехельс, М. Режиссёр – автор спектакля / М. Рехельс. – Л.: Искусство, 1969.

Свобода, Й. Тайна театрального пространства: Лекции по сценографии  / Й. Свобода, пер. с итал. А. Часовниковой. – М.: ГИТИС, 1999.

Смолина, К. Сто великих театров мира / К. Смолина. – М.: Вече, 2002.

Станиславский р епетирует: Записи и стенограммы репетиций. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Моск. худож. театр, 2000.

Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1985. – Ч. 1. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.

Станиславский, К. С. Работа актёра над собой / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990. – Ч. 2. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика.

Сулимов, М. В. Посвящение в режиссуру / М. В. Сулимов. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2004.

Сулимов, М. В. Режиссёр наедине с пьесой / М. В. Сулимов. – СПб: Изд-во СПбАТИ, 1992.

Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1980. – Кн. 1: О профессии режиссёра.

Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1980. – Кн. 2: Статьи. Записи репетиций.

Тэатральная Беларусь: энцыклапедыя: у 2 т. / пад агульн. рэд. А. В. Сабалеўскага. – Мн.: БелЭН, 2002-2003. – Т. 1: А. – К.- 2002. – 568 с.: іл.; Л. – Я. – 2003.

Эфрос, А. Профессия: режиссёр / А. Эфрос. – М.: Вагриус, 2000. 

Эфрос, А. Репетиция – любовь моя / А. Эфрос. – М.: Искусство, – 1975.

 

Зав.кафедрой театрального творчества                             Р.Л.Бузук

Декан ФТБК и СИ                                                              А.В.Сурба


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: