Умение слушать и слышать других
2. Звуковая сторона речи:
• правильно произносить все звуки речи;
• четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);
• говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
• изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
3. Функции языкового анализа:
• делить предложения на слова;
• делить слова на слоги;
• уметь выделять все звуки в словах;
• устанавливать последовательность звуков в слове.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас):
• точно подбирать слова;
• ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
• дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
• употреблять сложные слова (например, длинноногий);
• пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
• подбирать метафоры (например, туча комаров);
• использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
• подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный)
5. Грамматическая сторона речи:
А) Навыки словоизменения
изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
употреблять различные предлоги;
• согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе,
падеже (например, голубое полотенце); согласовывать существительные;
• с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять
карандашей);
• правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит,
бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
б) Навыки словообразования
образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки –глазищи);
образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);
образовывать название детенышей животных;
образовывать относительные и притяжательные прилагательные
от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья)
6. Связная речь:
свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
рассказывать о пережитых событиях;
пересказывать содержание сказки, рассказа;
описывать окружающие предметы;
• раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей
действительности.