Характеристика управления

План.           

Общие положения.

Функции управления.

     а)характеристика управления, б) планирование, в) организация, г) мотивация, д) контроль, е) координация

Методы снижения рисков.

Стили управления.

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

 

С переходом России к рыночным отношениям стали уделять внимание менеджменту, который в широком смысле слова смыкается с управлением, но имеет более узкую направленность, а именно управление хозяйственной, административной, организационной, социальной и другими видами человеческой деятельности.

 

Можно дать следующее определение менеджмента.

                                                                                                      

Менеджмент — это процесс, направленный на достижение целей предприятия посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т. п.) в требуемые результаты (изделия, услуги).                                  

 

Менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент предприятия — людей, организуя и координируя их деятельность.

 

Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление без научных знаний,  полагаются лишь на опыт, интуицию и везение.  Однако опыта многим из них не хватает.

Лучше управляют и достигают более высо­ких результатов те менеджеры, которые владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.

 

Многие положения управления в жизнедеятельности обще­ства носят мировоззренческий характер и заставляют задумать­ся о системе ценностей, которыми должны руководствоваться менеджеры.

Рыночная экономическая система, основанная на кон­куренции и свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных интересов воле центра, требует все больше управленцев-менеджеров -

во всех развитых странах растет доля численности административно-управленческого персонала.

  При этом уве­личение численности и удельного веса менеджеров происходит в условиях, когда в частном и государственном бизнесе ведется строгий контроль средств, затраченных на управление.

Мировая статистика показывает, что в условиях рыночной системы хозяйствования множество предпринимателей стараются добиться успеха и только 10~15% его достигают.

Это происходит потому, что не все идущие в бизнес для самореализации своих творческих возможностей обладают необходимыми знаниями основ менеджмента.

 

Конец XX — начало XXI в. характеризуется интернациона­лизацией менеджмента, развитием транснациональных корпо­раций, многонациональных корпораций и значительной взаимозависимостью мировой экономики.

 

Принципы и методы управления-менеджмента можно сис­тематизировать по следующим трем аспектам:

  1) социально-психологические принципы и методы уп­равления, которые предусматривают:

      * рациональное сочетание единоначалия и коллективности, централизма и автономности,

* рациональное распределение обязанностей,

* конкурсное назначение,

* обеспечение творческой инициативы,

* повышения квалификации,

  * создание благоприятных условий для работы и т. п.;  

2) организационные принципы и методы управления, которые предусматривают:

 *   рациональное сочетание централизма и автономности,

 *  обеспечение эффективности и оптимальности,

 *  плановость,

 * законность и объективность и т. п.;

                                                                                                      

3) кибернетические принципы и методы управления, которые предусматривают:

* структуризацию информации,
     *  и переход информации в знание субъекта,

* ее верификацию, адекватность, обогащение и т. п.                  

      Важным аспектом социально-психологического управления является рациональное сочетание двух противоположных, или антагонистических, начал — единоначалия и коллегиальности.

   Если единоначалие повышает персональную ответственность руководства в процессе принятия решений, то

              коллегиальность позволяет лучше привлекать интеллектуальный потенциал коллектива и каждого члена в выработке решений.

        Оптимальное сочетание вертикальных и горизонтальных связей в организационной системе управления, которой является предприятие, обеспечивает рациональное сочетание принципа централизма и автономности.

      Централизм и вертикальные связи в иерархической системе управления являются наиболее важными. Однако излишняя централизация имеет свои недостатки и неприемлема.

 

     Для перевода взаимодействия между элементами системы с вертикального принципа на горизонтальные необходима автономность или относительная самостоятельность.

     Оптимальное сочетание централизма (отношения по вертикали) и автономности (отношения по горизонтали) позволяет стратегические решения принимать по вертикали на верхнем уровне, а тактические — по горизонтали в пределах своей компетенции.

       Если до настоящего времени в системе организационного управления производством и предприятиями доминировали (и пока еще доминируют) вертикальные связи, то в XXI в. более эффективными в системе организационного управления окажутся горизонтальные связи. Рациональное распределение круга обязанностей каждого сотрудника обусловливает четкость, ответственность и эффективность в работе членов коллектива.

Человеческая деятельность из-за сложности самого чело­века слабо формализуема. Ее в определенной степени форма­лизуют имеющиеся инструкции, распоряжения, должностные обязанности,

а творческая инициатива людей требует нешаблон­ных подходов и поощрения. Для раскрытия индивидуальных осо­бенностей каждого сотрудника и поиска лучших нестандартных решений руководитель или менеджер должен создавать в кол­лективе атмосферу творчества и высокий моральный климат.

Для обеспечения эффективного достижения целей необ­ходим принцип плановости как основы управления, особенно в условиях неопределенности и риска.

 

Плановость — модель намечаемого будущего состояния системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний.

Наиболее полное решение поставленных перед системой задач при возможно минимальных затратах достигается при использовании принципа оптимальности и эффективности.

 

 В управленческой деятельности известно, что законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может привести к правонарушениям или даже к преступности. Поэтому лица, принимающие решения, должны придерживаться законов и подзаконных актов.

 

Важную роль играют и методы организационного управ­ления. Однако в литературе методам управления уделяется недостаточное внимание. Это в какой-то степени объясняется тем, что пока в обществе предпочтение отдается искусству ор­ганизационного управления, чем науке управления.

    В методах управления значительное внимание уделяется методам стимулирования и методам регулирования.

     Стимули­рование предусматривает критические оценки деятельности исполнителей, поощрение и наказание.

      Регулирование очер­чивает рамки действия субъекта управления, а также созда­ет ориентирующие ситуации, в том числе с использованием личного примера.

           Методы регулирования предусматривают нормирование поведения типа разрешения, запрещения, пред­писания.

        В набор функций управления входит планирование, организация, мотивация, контроль, координация. (Содержание, функция управления подробно рассмотрены в следующем разделе). Реализация этих функций управления способствует адаптации системы к изменяющимся ситуациям. Среди различных функций управления особая роль отводится функции организации как целенаправленному организующему воздействию руководителя на исполнителя.

Рассмотрим вкратце понятие процесса управления, где про­цесс представляет динамическую характеристику явления.

Процесс управления носит циклический характер, что означает, что он протекает непрерывно и представляет собой множество сменяющих друг друга циклов. Каждый цикл начинается с определения цели и заканчивается ее достижением, затем на основе информации о достигнутых результатах начинается новый цикл.                                                                

 

Циклы могут отличаться по задачам, путям и средствам их решения, масштабу и продолжительности осуществления.

 

Процесс управления заключается:

    * в анализе ситуации

    * выработке и принятии управленческого решения,

    * организации выполнения управленческого решения и итогового контроля, который замыкает управленческий цикл.

 

Существует еще:

     *предварительный контроль на стадии выработки и принятия управленческого решения,

     * а также текущий контроль на стадии организации выполнения решения.

 

Таким образом, процесс управления представляет такую систему, элементы которой, т. е. операции, имеют органическую связь и направленность на последовательное достижение промежуточных и конечных результатов путем построения "дерева целей".

     

Из сказанного следует, что в процессе управления выделяются этапы:

1) анализ ситуации;                                                                                                

2) принятие решения;                                                                                            

3) реализация решения;                                                             

4) контроль исполнения.

 

Процесс управления включает в себя конкретные управ­ленческие действия по принятию и реализации решений.

Для этого лицо, принимающее решение, или субъект управления

1. сначала оценивает сложившуюся ситуацию, для чего получает данные о ситуации.

2. н а основании результатов оценки субъектом управления выявляется проблема, т. е. несоответствие между настоящим и прогнозируемым положениями.

3. в ыявив и сфор­мулировав проблему, субъект может переходить к процедуре целеполагания.

Эта процедура начинается с определения цели системы.

Формулирование цели является важным действием субъекта управления.

 

4.Сформулированная цель отражает ре­зультат, на достижение которого должна быть направлена сис­тема управления,

 

5   но этого еще недостаточно. Далее  перед каждым исполнителем должны стоять конкретные задачи, при которых деятельность системы (предприятия) станет эффективной.

Для этого целесообразно применение метода построения "дерева целей" и декомпозиции цели системы по уровням, вплоть до конкретных исполнителей.

 

6. Для осуществления деятельности в соответствии с "деревом целей " определяются функции и задачи для каждого уровня.

7. После того как раскрыты задачи и функции каждого уровня системы управления, приступают к составлению программы действий по достижению намеченной цели.

 

Эта программа представляет собой сценарии будущей деятельности, направленной на достижение цели.

В программе должны быть отражены мероприятия, способы их осуществле­ния, исполнители и сроки.

Программа деятельности ложится в основу управленческого решения. При этом необходимо посто­янно помнить, что управление не сводится только к достижению цели, оно служит средством поддержания целостности любой сложной системы (любого предприятия) и стимулирования ее саморазвития.

   Чтобы эффективно управлять сложными хозяйствен­ными объектами, в том числе предприятиями, необходимо применять современные достижения управленческой науки и менеджмента, и, похоже, другой возможности выжить в сов­ременных условиях нет.

 

  8. Для устойчивого управления сложными объектами менеджеры должны отслеживать не только внутрен­нюю структуру объекта, но и внешнюю среду, ее изменения, а иногда весьма резкие изменения или возмущения.

 

  9.   Прогнози­ровать эти внешние возмущения необходимо для того, чтобы система могла быстро под них подстраиваться и сглаживала результаты возмущения.

 

   10.       Как следствие — сегодня особенно актуальны проблемы эффективного управления и научного дол­госрочного планирования на основе использования современных компьютерных технологий.

 

11. В связи с переходом России на рыночные отношения возни­кает ряд сложных проблем, принципиальное решение которых возможно только при условии гармонизации высокоразвитой управленческой культуры с нравственностью.

Необходима та­кая организация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, в которой социальная справедливость при совместном существовании людей реализовывалась бы пос­редством всех экономических и правовых механизмов.         |


Функции управления

Характеристика управления

Как уже было отмечено выше, управление следует рассмат­ривать как процесс.

Содержание функций, осуществляемых в процессе управ­ления, зависит:

• от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.);

• от размеров и сферы ее деятельности (производство, тор­говля, оказание услуг);

• от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний);

• от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.

Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, кото­рые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации, поэтому их на­зывают общими.

Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций:

• планирование;

• организация;

• распорядительство (или командование);

• мотивация;

• руководство;

• координация;

• контроль;

• коммуникация;

• исследование;

• оценка;

• принятие решений;

• подбор персонала;

• представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.

Одним из наиболее распространенных в настоящее время является подход, при котором выделяются пять общих функций управления:

1. Планирование (выбор целей и план действий по их до­стижению).

2. Организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними).

3. Мотивация (стимулирование исполнителей к осущест­влению запланированных действий и достижению поставленных целей).

4. Контроль (соотнесение реально достигаемых или достиг­нутых результатов с запланированными).

5. Координация (обеспечивает соответствие и согласован­ность между различными частями управленческой системы предприятия путем установления рациональных связей).

Эти пять общих функций управления объединены связу­ющими процессами коммуникаций и принятия решений. Вза­имосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого про­цесса управления (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Схема процесса управления

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивирование работающих. В центре диаграммы находится функция коорди­нации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

  Рассмотрим последовательно содержание каждой из основ­ных функций управления.

 

Планирование

Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения.

К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту:

• системный;

• комплексный;

• интеграционный;

• маркетинговый;

• функциональный;

• динамический;

• воспроизводственный;

• процессный;

• нормативный;

• количественный;

• административный;

• поведенческий;

• ситуационный.

Их соблюдение является обязательным условием разработ­ки обоснованного плана. К дополнительным принципам плани­рования относятся:

• ранжирование объектов по их важности;

• сбалансированность плана;

• вариантность плана;

• экономическая обоснованность показателей;

• преемственность стратегического и текущего планов;

• автоматизация планирования;

• согласованность плана с параметрами внешней среды;

• социальная ориентация плана;

• обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

 

  Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.

 

  Со­ответственно, планирование включает:

• установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом, функция планирования осуществляется в сов­ременных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направле­нию деятельности организации определяется объем деятель­ности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, плана выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта покварталь­но и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продаж и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен курс, которого намерена придер­живаться организация в определенный промежуток времени (обычно 1-3 года).

С помощью бизнес-плана предприниматель может также оценить результаты деятельности за определенный период. Этот план также может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе.

Кроме того, инвесторы, прежде чем вложить деньги в бизнес, должны ознакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обратить внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

 

Бизнес-планы, как правило, имеют следующие разделы:

• Общая характеристика организации.

• Характеристика товаров (услуг).

• Рынок сбыта товаров (услуг).

• Конкуренция на рынках сбыта.

• План маркетинга.

• План производства.

• Организационный план.

• Финансовый план.

• Приложения к бизнес-плану.

Содержание разделов бизнес-плана рассматриваются под­робно в главе 6.

 

Организация

Организация (франц. organisation, от лат. organize — придаю стройный вид) — составная часть управления, суть ко­торой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирова­ния ее частей.

Большое значение имеет рациональная организация управ­ленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основ­ные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческие решения, информа­ция, документы. Если операция направлена на изменение пара­метров труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным — операции, в результате которых создаются нормальные условия для выпол­нения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управ­ленческих процессов являются:

• пропорциональность;

• непрерывность;

• наличие целей;

• эластичность действий;

• устойчивость;

• разделение труда;                                                                    

• соблюдение норм управляемости;                                        

• делегирование обязанностей и полномочий;                      

• параллельность;                                                                       

• прямоточность;                                                                       

• ритмичность;                                                                           

• концентрация однородных предметов труда в одном месте;

    • гибкость процессов.                                                                                         
  Так, при пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными
ресурсами и т. д., при параллельности — совмещение операций во времени, при прямоточности — оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности — равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов.
  Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: