Основные неисправности и диагностирование тормозной системы

План занятия: 

1. Прочитать теоретический материал (см. ниже).

2. Ответить на вопросы занятия.

Ответы на вопросы записываются в рабочую тетрадь по предмету и направляются преподавателю на электронную почту

myasisheva 1976@maul.ru

Теоретический материал занятия.

Основные неисправности и диагностирование рулевого управления

     Характерными отказами и неисправностями рулевого управления являются: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и неправильная регулировка (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма.

     Неисправностями гидроусилителя рулевого привода являются: недостаточный или слишком высокий уровень масла в бачке насоса, наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров, неисправная работа перепускного или предохранительного клапана насоса (периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное натяжение ремня привода насоса.

     Указанные неисправности приводят к возрастанию свободного хода (люфта) рулевого колеса, усилия на проворачивание обода рулевого колеса при повороте, стуков в рулевом механизме, к появлению масла из сапуна насоса (гидроусилитель рулевого колеса) и т.д. Возможно заедание или заклинивание рулевого механизма.

     При ЕО проверяют герметичность соединений гидроусилителя. Убеждаются в отсутствии подтекания жидкости. При необходимости подтягивают крепления. Проверяют состояние привода рулевого управления внешним осмотром, убедившись в наличии шплинтов, гаек пальцев шарнирных соединений и в отсутствии погнутости тяг.

     При ТО-1 контролируют рулевой механизм динамометром-люфтометром при прямолинейном положении колес автомобиля. Контролируют усилия проворачивания рулевого колеса при вывешенных передних колесах.

     Проверяют и при необходимости устраняют люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг. Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении.

     Проверяют шплинтовку гаек шаровых пальцев осмотром и сняв крышку бачка гидроусилителя, проверяют в нем уровень масла и уровень масла в картере рулевого механизма, при необходимости его доливают.

     Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня привода насоса гидроусилителя.

     При ТО-2 поверяют крепление рулевого колеса. Осевой зазор в роликовых подшипниках червяка рулевой передачи обычно регулируют прокладками, имеющимися под нижней крышкой картера рулевого механизма. Рулевой механизм автомобиля с гидроусилителем регулируют по результатам замеров усилий пружинным динамометром на ободе рулевого колеса. После регулирования зацепления ролика и червяка рулевого механизма динамометром проверяют усилие, необходимое для поворота рулевого колеса.

     При СО заменяют масло, одновременно промывая картер (бачок и фильтры насоса гидроусилителя) бензином в соответствии с временем года.

Основные неисправности и диагностирование тормозной системы

     Водитель, выезжая на линию, должен помнить, что тормоза – это одна из основных систем, обеспечивающих надежность и безопасность управления автомобилем.

        К основным неисправностям тормозных систем относятся: неэффективное действие тормозов, заедание тормозных колодок, плохое растормаживание, неравномерное действие тормозных механизмов, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического тормозного привода, снижение давления в системе пневматического привода и негерметичность системы пневматического тормозного привода.

     Неэффективное действие тормозов имеет место при загрязнении или замасливании тормозных колодок, нарушении регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, попадании воздуха в систему привода, уменьшении объема тормозной жидкости, негерметичностии в соединениях гидравлического или пневматического тормозного привода.

     Заедание тормозов происходит по следующим причинам: поломка стяжных пружин, обрыв заклепок фрикционных накладок, засорение компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре, заклинивание поршней в колесных тормозных цилиндрах.

     Неравномерное действие тормозных механизмов колес вызывает увод или занос автомобиля в сторону при торможении из-за неправильной регулировки тормозных механизмов.

     Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность действия тормозов при нажатии на тормозную педаль. Для нормального торможения в этом случае необходимо нажимать на педаль несколько раз. При утечке жидкости происходит полный отказ всей системы или какого-то контура.

     При техническом обслуживании выполняются работы, предусматриваемые видами ТО.

     При ЕО проверяют действие тормозов в начале движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропривода и пневмопривода. Утечку жидкости контролируют по уровню жидкости в бачках и наличию подтеков в местах соединений. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре на неработающем двигателе на слух и др.

     При ТО-1 кроме работ при ЕО проверяют: состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, эффективность действия тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза, уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, рычагов и других деталей привода.

     При ТО-2 проводят работы в объеме ЕО и ТО-1 и дополнительно проверяют состояние тормозных механизмов колес при их полной разборке, заменяют изношенные детали (колодки, тормозные барабаны), собирают и регулируют тормозные механизмы. Прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.

     СО совмещают с работами при ТО-2 и дополнительно производят работы в зависимости от сезона.

     Регулировочные работы по тормозной системе включают в себя устранение подтекания жидкости из гидропривода тормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, регулировку стояночного тормоза.

     Подтекание жидкости из системы гидропривода устраняется подтяжкой резьбовых соединений трубопроводов, а также заменой вышедших из строя шлангов, манжет и других деталей.

     Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующем порядке:

- проверяют уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливают жидкость до заданной отметки;

- снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и на него надевают резиновый шланг, конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;

- отвертывают на пол-оборота клапан выпуска воздуха и резко нажимают на педаль тормоза несколько раз;

- удерживают в нажатом положении до выхода пузырьков воздуха;

- завертывают клапан при нажатой педали.

     Далее в таком порядке прокачивают остальные колесные цилиндры.

     При прокачке следует постоянно доливать жидкость в наполнительный бачок.

     После прокачки гидропривода педаль тормоза должна приобрести «жесткость» и ход педали восстанавливается в пределах допустимого.

     Регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном на большинстве легковых автомобилей осуществляется автоматически благодаря перемещению упорных колец в колесных тормозных цилиндрах по мере изнашивания тормозных накладок.

     В автомобилях без автоматической регулировки зазор в колесном тормозном механизме изменяют поворотом эксцентрика.

     В тормозных механизмах с пневмоприводом регулировку зазора выполняют с помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжимного кулака. Для этого колесо вывешивают и, поворачивают ключом червяк за квадратную головку, доводят колодки до контакта с барабаном. После этого поворачивают червяк в обратном направлении до свободного вращения колеса. Правильность регулировки проверяют щупом.

     Регулировка свободного хода педали тормоза в тормозных устройствах с гидроприводом заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра, который регулируют изменением длины толкателя. Она должна быть такой, чтобы зазор был в пределах 1,5-2,0 мм, что соответствует свободному ходу педали тормоза 8-14 мм.

     Свободный ход педали в системах с пневматическим приводом регулируют изменением длины тяги, связывающей педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. После регулировки свободный ход должен быть 14-22 мм. Рабочее давление в пневматической системе должно поддерживаться автоматически 0,6-0,75 МПа.

     Регулировка стояночного тормоза производится за счет изменения длины тяги, отвертывая или завертывая регулировочную вилку, чтобы при затянутом тормозе рычаг перемещался не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

     Если укороченная до предела тяга не обеспечивает полного затормаживания при перемещении стопорной защелки за шесть щелчков, то нужно перенести палец тяги, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, надежно затянув и зашплинтовав гайку. После этого регулировку повторить в указанном выше порядке.

 

Вопросы:

1. Перечислить основные неисправности рулевого управления.

2. Назвать неисправности гидроусилителя.

3. Какие работы выполняют при ТО-2 рулевого управления?

4. Назвать основные неисправности тормозных систем.

5. Назовите причины при которых происходит заедание тормозов.

6. Что происходит при попадании воздуха в тормозную систему?

7. Какие работы выполняются при ТО-1 тормозной системы?

8. Что включают в себя регулировочные работы по тормозной системе?

9. В чем заключается регулировка свободного хода педали тормоза с гидроприводом?

         

         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: