Урок 1 «Период полураспада. Закон радиоактивного распада»

 

Задания для закрепления на уроке изучения нового материала «Период полураспада. Закон радиоактивного распада»

 

1. Задание на проверку понимания определения периода полураспада (из учебника):

1.1. На рисунке в учебнике изображен график зависимости активности некоторого изотопа от времени. (Активность пропорциональна количеству радиоактивных атомов) Каков период полураспада этого изотопа?

1.2. В некоторый момент времени имелось 4·1020 ядер радиоактивного изотопа с периодом полураспада 3 ч. Через 6 часов:

Сколько останется радиоактивных ядер?

Какая доля ядер останется не распавшейся?

Сколько ядер распадется?

Какая доля ядер распадется?

Комментарий:

задание простейшее, но с его помощью подчеркивается особенность радиоактивного распада: за определенные последовательные промежутки времени распадается одна и та же доля имевшихся радиоактивных ядер, а также необходимость быть внимательными при чтении вопроса задания по этой теме (что просят найти – количество распавшихся или оставшихся радиоактивных ядер)

 

2. Задания на понимание статистического характера закона радиоактивного распада (старые задания из ЕГЭ с выбором 1 верного ответа):

2.1. Период полураспада атомов свинца  составляет 3,3 ч. Какое утверждение справедливо?

1) за 3,3 часа массовое число каждого ядра свинца уменьшится вдвое

2) за 3,3 часа распадется половина имевшихся ядер

3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра

4) каждые 3,3 часа распадается в среднем одно ядро

2.2. Период полураспада атомов свинца  составляет 3,3 ч. Какое утверждение справедливо?

1) за 3,3 часа распадется примерно половина из имеющихся ядер

2) за 3,3 часа распадется в точности половина из имеющихся ядер

3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра

4) каждые 3,3 часа распадается в среднем одно ядро

 

Комментарий:

Формулировка задания одна и та же. Однако предложены несколько различающиеся наборы вариантов ответов. Учащимся демонстрируется, во-первых, что ситуация в задании может описываться с большей или меньшей степенью точности. В каждом задании необходимо выбрать тот ответ, который ближе к истине, что точнее описывает действительность. Во-вторых, вторым заданием подчеркивается статистический характер закона радиоактивного распада.

 

2.3. Вопрос после параграфа (из учебника): Счетчик регистрирует b-частицы радиоактивного препарата очень малой интенсивности. Происходят ли срабатывания счетчика через одинаковые интервалы времени?

Комментарий:

После того, как учащиеся выскажут свои предположения, им предлагается прослушать два аудио фрагмента работы счетчика Гейгера, в которой используется звуковая индикация (из интернета). Предварительно формулируется задание: внимательно прослушать, попытаться заметить:

1) равномерно ли распадаются ядра;

2) меняется ли активность препарата со временем;

3) если меняется, то с одинаковой ли скоростью у этих двух препаратов. Разные это два изотопа или одинаковые?

1-й фрагмент (30 с) – неравномерно, активность почти не убывает

Счетчик срабатывает неравномерно – статистический закон, распады – случайные события; активность почти не убывает – большой период полураспада

2-й фрагмент (10 с) – неравномерно, активность убывает заметно даже за 10 с.

Счетчик срабатывает неравномерно – статистический закон, распады – случайные события. Активность быстро убывает – период полураспада мал

Сравнение. Активность убывает с разной скоростью

Это разные изотопы

 

3. Задание, предполагающее использование математической записи закона радиоактивного распада:

3.1. Чему равен период полураспада изотопа, если за одни сутки распалось в среднем 875 атомов из 1000?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: