Виды и формы русской пляски

В каждую историческую эпоху, различные русские народные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце свое мироощущение, свою культуру. Пляска, имевшая в древности религиозно-магический смысл и исполнявшаяся с определенной целью по религиозным праздникам, со временем, отделившись от обрядов, утратила ритуальный смысл, и превратился в бытовой танец, выражающий радостное настроение. Поэтому народный танец всегда современен и в наше время мы исполняем его с учетом современного уровня развития человека, невольно привнося в него современный жест.

На протяжении многих сотен лет русская пляска, развиваясь, приобретала устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и так далее, — признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.

Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска, — так и из видов, сложившихся в русском тайце и вошедших в быт русского человека в более позднее время — кадриль, полька, лансье и другие. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский пляска продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяя сообразно с требованием современной жизни содержание, стали появляться новые темы, отражающие социалистическую действительность. Под воздействием бурно развивающихся ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца, форма его подачи, но те формы и виды, сформировавшиеся столетиями, продолжают оставаться первоосновой для ново создающихся. «Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка, костюм — органично и творчески были слиты воедино. Но, опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, советские хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы, прославляющие наших современников».

«Одиночная» (сольная) пляска

В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Пляска — это самовыражение, полная самоотдача. Мужчина или женщина в любом возрасте, могут выйти в круг и отдать свое умение плясать на суд многочисленных зрителей. Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью, всегда вызывают восторг зрителей, заставляя окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.

Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Исполнители одиночной пляски своими движениями кроме радости, удали и веселья могут передавать и глубокое любовное чувство, и юмор, и другие различные настроения, и переживания. Так, в старинной, очень популярной одиночной пляске «Спиря», плясун часто подражал пьяному человеку. «Эта остроумная пародия на подвыпившего человека, представляла собой фейерверк сложнейших, осмысленных положений, чередовавшихся в самом причудливом рисунке и построенных, главным образом на равновесии, под аккомпанемент балалайки, лиры или жалейки исполнитель демонстрировал образцы высокого мастерства. Он старался показать трезвым людям, на что они бывают, похожи, когда в состоянии опьянения пытаются плясать. Интерес такого зрелища, в основном зависел от умения талантливости исполнителя...»

Иногда, в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом. В пляске «Горшечник» в одном из сел Курской области, плясун показывал весь процесс изготовления горшков. Парень медленно, с достоинством выходил в круг и, исполняя проходку, засучивал рукава, подвязывал фартук, закреплял волосы — готовился к работе. Затем, он замешивал ногами глину, где движения этого трудового процесса очень органично соединялись с дробными плясовыми движениями. Он притопывал, прыгал, подскакивал и делал различные дроби. Стоя на одной ноге, продолжая плясать, другой ногой он как бы крутил гончарный круг, одновременно показывая руками конфигурацию горшка, который он создавал. Обжигая руки, вынимал он затем горшки из печи. И в конце пляски, «дарил» готовые воображаемые горшки окружавшим его зрителям. Иногда, в одиночных плясках исполнители своими движениями, создают образы различных птиц, зверей, рыб и т. д.

Каждый исполнитель, внося в одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры характера исполнения одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения.

 

«Женская одиночная» пляска

 «Во всем танцевальном искусстве Европы нет такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской», - так ярко и с любовью писал в XVIII веке о женской одиночной пляске Якоб Штелин.

Чаше всего, женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин, — это, всего лишь, заявка на танец, на создаваемый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «выступной», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий — «плывет как лебедушка». В руках у девушки платочек, который она держит то одной, то в двух руках, она играет и любуется им, «играет» также верх ее корпуса, а руки «поют». Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз. Затем идет музыкальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. «Девка пляшет, сама себя красит»— говорят в народе. Она исполняет «припадания», «ковырялочку», «веревочку», которые сочетаются с проходкой и излюбленными движениями русской женской пляски — дробями, дроби могут быть и быстрые—веселые, и мягкие—лирические, все зависит от характера исполнительницы и сопровождающей мелодии. Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно, к финалу, исполнительница приберегает какое-нибудь наиболее эффектное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, соединенные с какими-либо движениями.

Блестящее описание одиночной женской пляски дает А. М. Горький в книге «Детство», вспоминая о своей бабушке: «... Она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжелую голову, и пошла по кухне, вскрикивая. Она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводи руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь, все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее...».

«Мужская одиночная» пляска

Мужская одиночная пляска, чаще всего, начинается с исполнения, какого-то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив заковыристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоченившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дескать, я каков, смотрите! - сделав паузу, чтобы окружающие вполне могли оценить его выходку, его стиль и молодцеватость он начинает проходку, чаще всего по кругу. Затем исполняется какое-либо движение и вновь проходка, затем снова движение и т. д. Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, а затем постепенно все увеличивается. Элементы пляски в начале, также сравнительно просты, но постепенно их сложность непрерывно растет. В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца как в калейдоскопе сменяют друг друга. Выделывая сложные и эмоциональные по своему накалу движения, исполнитель готовит себя к завершающей части пляски, к ее финалу. В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску. К финалу, как и в женской одиночной пляске, плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой и горделивой позе.

Одиночную русскую мужскую пляску, исполняемую мастером плясуном, нашим современником, ярко описывает писатель Василий Белов: «Ванька заиграл, а Сметана, избочась всем своим кряжистым корпусом, поставил носки сапог впритык, раздвинул нитки и звонко щелкнул каблуками; потом пошел по кругу, мелко-мелко перебирая с каблука на носок, плавно изгибаясь и поводя руками. Стук сапог становился все сильнее и чаше, и вот Сметана, выкидывая чуть кривые ноги, начал плясать изо всей правды, изо всей силы».

Существуют различные варианты исполнения женской и мужской одиночной пляски, но, как правило, построение в целом остается традиционным. Одиночную пляску исполняют под особо полюбившиеся и пришедшиеся по душе русскому человеку задорные, жизнерадостные, четкие по ритму плясовые песни и мелодии. Так, под старинную песню «Спиря, Спиря, Спиридон» плясали популярную старинную пляску «Спиря». Широко известная в народе пляска «Стрепак», исполнялась под мелодию того же названия.

«Мелодия плясовой песни для «трепака» отличается бешеным весельем, порывистым, стремительным течением, бойкой, точно топором рубящей, отчетливостью темпа, с каждой минутой все более и более ускоряемого, среди гика и свиста, пока, наконец, и песня, и пляска не превратятся в какой-то шумный и зычный вихрь страстного, вакханального увлечения. Когда слышишь эту песню и видишь саму пляску, трудно остаться равнодушным: невольно поддаешься этой мошной огневой вспышке молодецкого веселья и молодецкой удали, как-то дух захватывает, по телу пробегает бодрящая, Возбудительная дрожь, и ноги сами собой притопывают...».

Одиночную пляску пляшут под такие широко распространенные и любимые народом песни, как «Камаринская» и «Барыня». Эти высоко эмоциональные, жизнерадостные, не умирающие мелодии дают огромный простор для фантазии пляшущих. Пляшут также под энергичные искрометные частушки и лирические страдания, под «русскую», под «деревенскую» и под многие, многие другие песни и мелодии. «Были бы песни, будет и пляска», «Голосом пляшет, а ногами поет» — говорят в народе.

В настоящее время одиночная пляска распространена в народе и пользуется большой любовью у русского человека. Пляшут ее на гуляньях и на различных вечерах. Мастера-исполнители, живущие и в деревне, и в городе, принимают участие в коллективах художественной самодеятельности. Они участвуют в различных конкурсах и смотрах. Особенно много плясунов-солистов выступает на районных и областных смотрах художественной самодеятельности.

«Парная пляска»

Исконно русская, очень красивая пляска, при исполнении которой возраст уже имеет большое значение. Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие, или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего, это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы

Парная пляска не имеет строго установленного рисунка. Она вся построена на импровизации исполнителей, и каждая пара вносит в пляску свои движения, свою манеру. Исполнители разнообразят композицию пляски, исходя из своих возможностей и способностей. Но для всех парных плясок существует одно обязательное условие исполнения, одна цель и задача: исполнители посредством разнообразных движений должны донести чистоту отношений, целомудрие и взаимную любовь.

Русский этнограф А. Терещенко, так описывает парную пляску, увиденную им на свадьбе: «Молодец, надев шапку набекрень, выходит на середину, расхаживает спесиво и посматривает на красных девиц. Одна, которая ему давно нравится, составляет предмет его поисков, — он ищет ее. Он нашел ее здесь, подходит к ней и, сняв шапку правой рукой, с важностью просит наклонением головы начать с ним русскую. Выходит, девица-душа — молодец первый начинает плясать. Подбоченясь одной рукою, он пламенными телодвижениями выражает любовь свою: то манит к себе, то прижимает свою руку к груди, мысленно обнимает и расстается».

В парной пляске, как правило, нет того бурного нарастания и энергии исполнения, как в одиночной пляске, она более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями. Это и понятно, ведь в парной пляске не демонстрируется личное мастерство, девушка и парень не состязаются в технике исполнения, они раскрывают свои взаимоотношения.

Парную пляску, чаще всего, начинает парень, девушка реже приглашает парня на пляску. Иногда, парень и девушка выходят в крут одновременно. После короткого приглашения — вступления — начинается сама пляска, которая очень незначительно развивается как по темпу, так и по сложности исполняемых движений.

Пляску можно условно разделить на две, очень неравные части. Все движения парня и девушки, особенно в первой части пляски, исполняются мягко, без громких стуков, лирично, в определенном настроении, выражающем их чувства. Вся пляска идет как бы на полутонах. Исполнители больше пляшут вместе — один вокруг другого или же друг перед другом, а отдельные движения исполняют одновременно. Постепенно, по ходу развития пляски, парень и девушка с помощью своих движений и яркой богатой мимики раскрывают друг перед другом разнообразные грани своих душевных чувств — застенчивость, ласку, гордость и т. п. Но, несмотря на обоюдные симпатии, а порой и близкие отношения, парень в традиционной парной пляске не обнимал девушку, и даже не брал ее за руки, а девушка не клала свои руки на плечи парня, хотя парень и девушка в пляске «ласкались как голуби. Эту характерную особенность в исполнении парной пляски, заметил русский этнограф Георги Иван Иванович (Иоганн Готтлиб). «...Оная пляска весьма изразительна (выразительна). Плясунья складывает руки накрест к грудям, помавает (Помахивает) плясуну перстом, пожимает плечами, и тотчас уклоняется от него, наклоняя голову и поглядывая на него нежно сбоку, без всякого подавания ему рук... В пляске, называемой «Голубец», изображают телодвижениями ласканье голубей...».

В парной пляске, парень исполняет разнообразные движения: «веревочки», «ковырялочки», «переборы», полуприсядки. иногда полные присядки. Широко используются различные шаги, особенно переменный шаг с разнообразными акцентами и в сочетании с притопами и дробями.

Одним из обязательных движений парной пляски, является «голубец». «Голубец» исполняется как парнем, так и девушкой. Каждый пляшет его в своем характере и с различной силой ударов в пол.

При исполнении движения «голубец», создается полное впечатление, что влюбленные переговариваются — воркуют. Есть момент в пляске, когда парень и девушка исполняют «голубец» одновременно. Во второй части пляски, особенно к ее концу, темп все же немного увеличивается, движения, особенно у парня, усложняются, он старается показать девушке свою удаль. Лишь иногда в финале парень и девушка, взявшись за руки, делают несколько поворотов по кругу, еще реже бывает, чтобы парень, обняв девушку, кружился вместе с ней. Пляска, как правило, заканчивается в середине круга обоюдным поклоном. Парень и девушка благодарят друг друга за пляску. Парная пляска исполняется под многие распространенные в народе свадебные, любовные, хороводные и плясовые песни, такие, как «При долинушке калинушка стоит», «У голубя, у сизого», «Во колодце водица холодна» и т. д.

Часто, парная пляска исполняется в сопровождении различных музыкальных инструментов. Этот вид русской пляски редко, но встречается в народе и в настоящее время. Парная пляска продолжает оставаться интимной пляской двух любящих сердец. Она, как и прежде, чаще всего исполняется на свадьбах, реже на вечерах и гуляньях. Парную пляску можно видеть и на сцене в исполнении самодеятельных и профессиональных артистов. Но, к сожалению, в пляске, исполняемой на сцене, характер исполнения часто искажается, пропадает чистота отношений парня и девушки. В 1944 году в Государственном русском народном хоре Имени Пятницкого Т. А. Устиновой была поставлена парная пляска, которая сопровождалась русской народной песней «А я по лугу», исполняемой хором. Эта прекрасная в своей чистоте парная пляска до сих пор украшает репертуар хора имени Пятницкого. Т. Устинова и автор этих строк были первыми ее исполнителями. В 1948 году Государственный ансамбль народного танца показал в постановке И. А. Моисеева программу «два Первомая», где во второй ее части — «Победный Первомай» — под музыку известной песни советского композитора М. Блантера «Под звездами балканскими» артистами А. Лактиновой и М. Шишкиным была исполнена парная пляска. Они создали яркие образы двух русских советских людей. Парень — офицер-гвардеец, возвратившийся домой после победы, и девушка-невеста, которая ждала его долгие годы войны. Пляска называется «Возвращение». Это долгожданная встреча любящих друг друга людей, ярко выраженная в русской парной пляске. В этой изумительной по своему характеру и настроению пляске, нет виртуозных движений, какого-то бодрячества, перепляса. В ней прекрасно выдержаны отношения пляшущих, в ней сохранены все признаки, характеризующие этот вид русской пляски.

«Перепляс»

Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Интересное описание перепляса дает исследователь Дона, А.А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые, став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое колено—фигуру. Этим «коленам и счету нет: пляшут на ногах, пляшут на животе, пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение разные фигуры».

Принять участие в переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много колен, много тренироваться. И исполнители, задолго до соревнования, готовились к нему. Часто репетировали в одиночку или вдвоем с товарищем где-нибудь вдали от дома или на лесной поляне, придумывали новые колена, ревниво храня свои секреты. Некоторые плясуны-мастера, знали по пятьдесят и более колен. О соревновании плясунов, было известно заранее, задолго, иной раз в нем принимало участие несколько пар исполнителей. Выйти на такое соревнование было делом ответственным, ведь на него собирались не только местные жители, но съезжались и из окружающих сел, деревень и народ строго и взыскательно судил исполнителей.

В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной победы — кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Учитывалось и мастерство исполнения — чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование. В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела.

Старинный русский перепляс имеет свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло исполнение. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг против друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника.

Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника. Первый плясун, пройдя по кругу, повторял его движение и после небольшой проходки исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух. По-разному складывалось исполнение перепляса: иногда один из пляшущих, особенно если он встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения, приберегая самые сложные под конец перепляса. А другой сразу ошарашивал противника каким-нибудь эффектным коленцем. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. По правилам перепляса повторяемые движения в счет не идут. Вот один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур!» — громко объявляют его болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным до следующего состязания.

Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться.

Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их, и, если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывал из перепляса. Со временем, в переплясе появились новые правила, колена, показанные соперниками, не повторяются, и они оба пляшут одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о которых говорилось выше.

С изменением, бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нем стали принимать участие девушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины. В переплясе появились новые черты исполнения, возникают новые разновидности перепляса - когда его исполняют две женщины, органично в действие входит частушка. Следовательно, в соревнование теперь заключалось не только в пляске, но и в остроумии, и в поэтическом творчестве.

Перепляс и в настоящее время является в народе одним из популярных видов русского народного танца. Это очень доступный вид русской пляски. Все желающие могут принять в нем участие, хотя одновременно участвуют только двое. В народе есть много талантливых плясунов, которые продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют сильнейших. Во многих областях России дома народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах. Характер исполнения перепляса— соревнование — очень близок по духу нашему времени.

Перепляс распространен по всей территории России. В каждой области под баян или гармошку, гитару, балалайку, исполняющие песенную мелодию, присущую этой области, или общеизвестные распространенные мелодии: «Барыня», «Камаринская», «Полянка» — пляшут разнообразные переплясы. Иногда они исполняются под частушки. Многие переплясы получили определенные названия: «Рассыпухи» (Астраханская область), «Рязаночка», «Елецкого» (Рязанская область), «Мотанечки» (Саратовская область), «Ой рива, рива» (Брянская область) и другие.

Один из таких переплясов — «Топтушка» — бытует в селе Дорогорском Архангельской области. Это интересный и своеобразный перепляс, в котором принимает участие неограниченное количество исполнителей, но пляшут не все сразу, а по очереди, по парам — парень и девушка, остальные стоят по кругу. В начале перепляса в круг выходит самая смелая пара — «заводилы», они пляшут одновременно, друг перед другом, показывая свои лучшие движения. Через какое-то время пляс прекращается, но гармонист продолжает игру и внимательно следит за действиями этой пары. Девушка указывает правой или левой рукой на любую другую девушку, стоящую в круге, предлагая вместо себя замену. Если парень не согласен на смену партнерши, то, посмотрев в сторону девушки и оценив обстановку, топает ногой — это отказ, и его партнерша не может уйти из круга, она должна продолжать перепляс. Проплясав еще какое-то время, девушка вновь предлагает замену, указывая рукой уже на другую девушку. Или снова отказ-притоп, или согласие — парень делает поворот вокруг себя за четыре простых небольших шага, руки при этом свободно опущены вниз. Девушки меняются местами, гармонист с новым подъемом начинает играть «Русскую». Парень и вновь вышедшая в круг девушка продолжают перепляс. Теперь наступает очередь парня вызвать себе замену. Перепляс останавливается, но гармонист продолжает парень показывает правой или левой рукой на парня, стоящего в круге. Девушка, посмотрев на него, или дает отказ — топает правой ногой, одновременно делая движение правой рукой от себя, от локтя, или же соглашается — делает поворот вокруг себя за четыре небольших шага; движение рук при этом произвольно. Бывает, что и девушка, и парень дают согласие на замену с первого раза.

Хотя исполнение перепляса, в основном построено на индивидуальности исполнителя, в нем можно видеть и отражение местных особенностей исполнения. Так, в описанном выше дорогорском переплясе исполнители пляшут в манере присущей пляскам Архангельской области: довольно сдержанно, почти совсем не улыбаясь, руки не поднимаются выше плеч, чаще всего они опущены.

Перепляс, прочно вошел и в репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей перепляса. Переплясы сочиняются постановщиками на различное количество исполнителей — бывает двое, трое, четверо, пятеро и больше участников. Есть переплясы, исполняемы одними парнями — мужские переплясы, или одними девушками - девичьи переплясы, но бывают и смешанные переплясы. Есть переплясы солдатские, матросские и др. Часто на сцене одновременно пляшут несколько человек с одной стороны и несколько человек с другой, не и при этом задача и характер исполнения народного парного перепляса сохраняются.

Массовый пляс.

Массовый пляс — это древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал в игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он, не только от избытка сил и энергии, но и в связи с различными событиями в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т. д. Русский историк Н. М. Карамзин предполагает, что древний игрищный пляс состоял «из сильных порывистых движений, взмахивания руками, верчения на одном месте, приседаний и топтания ногами».

Массовый пляс, чаще исполняют в парах — один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом вес же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

В большинстве исполняемых массовых плясов других задач и условий, связывающее его участников, нет. Каждый исполнитель может войти и выйти из Пляса, не дожидаясь его окончания, в любой момент. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником. Может покрикивать, похлопывать подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

За многие века массовый пляс не изменил своего названия и своего содержания, лишь частично изменилась лексика, характер манера исполнения. Массовый пляс и в наше время широко распространен в народе. Он исполняется под те же мелодии, что и перепляс, и одиночная пляска, пляшут его всегда в быстром темпе, задорно. В некоторых областях он имеет свои местные названия. На Урале его называют «Общий пляс», «Большой пляс». В Ленинградской области существует «Плясовая рассыпная в 12 колен». В этом плясе перед его участниками ставится условие — каждый должен исполнить не меньше двенадцати колен, и все колена должны быть разные и не повторяться. Во многих областях России массовый пляс называют — «Рассыпная», «Рассыпуха», «Общая» и т. д. В селе Секирино Рязанской области на одном из праздников плясали «Общую», как говорят секиринцы — кто во что горазд. И действительно, на первый взгляд казалось, что на площадке беспорядок. Но на самом деле это было не так. В этом стихийно возникшем плясе существовал определенный порядок, определенная форма построения — парами.

Массовый пляс часто можно увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на свадьбах и т. д. На сцене, как в исполнении профессиональных коллективов, так и коллективов художественной самодеятельности массовый пляс встречается, к сожалению, очень и очень редко.

 

«Групповая пляска»

В групповой пляске, так же, как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Групповая пляска обычно имеет определенное количество участников, ей присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение Различные фигуры и перестроения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработаны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, не «клеится», а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно: он может перепугать весь рисунок пляски. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками.

Групповая пляска вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, перепляс. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и так далее, групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и свое индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста, в редких случаях — люди пожилые. Чаще всего групповые пляски исполняются по парам или по тройкам в различных сочетаниях: парень и девушка, две девушки, или парень и две девушки, или два парня и одна девушка. Встречаются групповые пляски, исполняемые одними девушками или женщинами, еще реже одними парнями или мужчинами

Исполняются групповые пляски под популярные в народе песни и плясовые мелодии, под различные припевки, страдания, частушки. У большинства групповых плясок существует своя оригинальная мелодия или песня. Исполнять ту или иную пляску под другую мелодию бывает очень трудно, а порой просто невозможно, ведь каждая мелодия, каждая песня имеет определенный характер и стиль, присущий той или иной местности, и помогает раскрытию содержания пляски, одновременно, сохраняя суть пляса — соревнование. Пары располагались в произвольном порядке. Они были и женские, и мужские, и смешанные. Партнеры в каждой паре плясали или по очереди, или одновременно. Гармонист, находившийся в самой гуще пляса, выкрикивал частушку, содержание которой относилось ко всем, время от времени кто-нибудь из пляшущих пел частушку, адресованную своему партнеру. В течение всего пляса пары, стоящие рядом, изредка менялись партнерами. В каждой групповой пляске есть своя определенная задача и свое содержание, на протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями.

Это делалось не только для того, чтобы групповые пляски были более доступными для исполнения, но и для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главное — мысль, идею. В конечном результате все это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Групповые пляски очень разнообразны по своему содержанию, сюжетам и рисунку. Одни пляски навеяны наблюдениями над жизнью животных, птиц и являются «подражательными»: «Медведь», «Гусачок», «Журавель» и т. д. В этих плясках с помощью различных движений передаются характер, поведение и повадки животных, птиц. Другие пляски связаны с трудовыми процессами— «Толкуша», «Веретено», «Косари» и т. д. В них благодаря рисунку и движениям исполнителей раскрываются и имитируются различные трудовые процессы. Существуют пляски, в основе которых лежит построение или рисунок, от которого и происходит название пляски: «Звездочка», «Воротики», «Цепочка» и т. д. Названия многих групповых плясок связаны с количеством участвующих в них исполнителей: «Пятера», «Семера», «Восьмерка» и т. д. Есть названия, передающие характер исполнения пляски. «Метелица», «Сновуха», «Бешеная» и т. д. Есть пляски, получившие свои названия от движения исполнителей. «Дробушечка», «Гопотуха». «Перехватка» и т. д. Часто групповые пляски называются по песне, под которую они исполняются: «Сени», «Барыня», «Камаринская» и т. д. Но какую бы пляску мы ни взяли, как бы она ни называлась, групповая пляска всегда имеет точное место своего рождения и бытования. Гак, «Напарочка» — это вологодская пляска, «Тимоня» — курская, «Топтуша» — пермская, «Костеля» — новгородская, «Гусачок» — смоленская, «Карачанка» — саратовская и т. д. В этом особенноегь и своеобразие групповых плясок — каждая область, каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, свои традиционные песни и мелодии, традиционные формы построения, манеру исполнения, местный колорит.

Групповые пляски сочинялись одаренными, талантливыми плясунами, мастерами своего дела, шлифовались и отделывались народом десятки, сотни лет, пока не приобретали устойчивые, традиционные формы. Групповая пляска не обязательно должна быть сложной по рисунку, разнообразной по построению и состоящей из нескольких различных фигур Чаще всего это построение в две линии, квадратом или кругом. Например, «пляска под кугиклы» в Брянской области (село Дорожево). Основное построение этой пляски — две линии, то есть фигура «улица» или «стенка». Линии, состоящие из одних женщин или составленные из небольшого количества пар, стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. У края линий лицом к пляшущим стоят четыре женщины, играющие на кугиклах. Таким образом, получается П-образное построение. Из одной линии выходит вперед женщина и начинает плясать, показывая свою выходку, свою пляску. Если пляшут парами, то могут выходить сразу двое — он и она. Пляска эта построена на импровизации. Исполнив какое-то количество движений, женщина или пара исполнителей становится на свое место, а из другой линии выходит женщина или пара исполнителей и начинает плясать, показывая свое мастерство. Все остальные участники, импровизируя, подплясывают на месте, не мешая основным исполнителям. После того, как исполнители из другой линии, наплясавшись, возвращаются на место, обе линии, повернувшись лицом к кугикильницам. начинают одновременно обходить их сзади. Линия, стоящая справа от кугикильниц, проходит ближе к ним. Пляшущие идут произвольно, кто простым, кто переменным шагом. Все они подплясываю, притопывают, подсвистывают на ходу, а женщины подергивают то одним, то другим плечом. После того как линии поменялись местами, на пляску выходили и другие исполнители. Затем снова переход и так далее.

Или пляска «рогульками» в Архангельской области (село Хотеново), которая состоит из одного построения — квадратом. Восемь женщин или девушек стоят парами по углам квадрата и пляшут, делая в основном переходы по диагонали, пара перед парой. Пляшут одна или одновременно две женщины — по одной из каждой пары, иногда две противоположные пары. Основное обязательное движение в этой пляске — мелкая непрерывная «дробная дорожка».

Многие групповые пляски имеют в основе своего построения круг. Это «Круговушка» в Оренбургской, «Круговая» в Пензенской, «Тимоня» в Курской областях и ряд других плясок. Возьмем для примера «Карагод». Название «карагоды» встречается и в Белгородской области, так как северные районы нынешней Белгородской области раньше входили в состав Курской губернии. Групповые пляски — карагоды — исполняются чаше всего по кругу, в сопровождении музыкальных инструментов, очень редко под песни.

Мужская пляска разнообразнее и техничнее, нежели женская. Парни движутся вокруг девушек более свободно, более азартно пляшут каждый около своей партнерши. Иногда, продолжая плясать, уходят от них за круг, а затем, лихо, исполняя какое- либо движение, вновь возвращаются.

Во время пляски они произвольно размахивают руками, наклоняются вперед, в сторону, приседают, подпрыгивают, очень крепко выбивают дроби всей стопой. Часто парни размахивают руками, двигая ими, как крылья мельницы. Они высоко поднимают вытянутую правую руку, а затем через сторону опускают ее вниз. Одновременно вверх поднимается левая рука и т. д.

Очень типичное движение в пляске, когда парень, наклонив корпус вперед и отведя его немного вправо, смотрит на девушку снизу-вверх. Правая рука при этом согнута перед собой на уровне груди, а левая, согнутая в локте, заведена за спину. Кисти обеих рук сжаты в кулаки и не прикасаются к корпусу. В этом положении парень, притопывая на каждую четверть поочередно то одной то другой ногой, продвигается вперед - влево. При этом правое плечо постепенно разворачивается вперед по ходу движения. При перемене рук меняется и положение корпуса, и направление движения. Парни, то подчеркивают исключительное внимание и уважение к своим партнершам, то начинают показывать свою выходку перед ними — «петушиться». Хотя каждый из участников импровизирует на ходу, и многие его движения отражают индивидуальность исполнителя, все пляшущие сохраняют общий рисунок — движение тройками по кругу. Вообще, наличие единой композиции — существенная и обязательная особенность групповой пляски.

Есть групповые пляски с более сложным построением. Они включают в рисунок две, три и более фигур. Это пляска «Восьмерка» в Архангельской, «Корзиночка» в Ярославской, «Карачанка» в Саратовской, «Бешеная» в Брянской областях и многие другие

Групповые пляски очень разнообразно представлены как в самодеятельных, так и в профессиональных хореографических коллективах, народных хорах и ансамблях. Каждая область, каждая местность выносит на суд зрителей обработанную с учетом сцены свою традиционную самобытную пляску. Перенесенные на сценическую площадку, эти пляски не только доставляют радость и эстетическое наслаждение зрителю, но и дают возможность еще больше познать жизнь русского человека, его обряды, обычаи, а также разнообразие местных особенностей исполнения. Такие пляски воспитывают уважение и любовь к несметному хореографическому богатству русского народа. Эту большую творческую работу проводят многие балетмейстеры, перенося на сцену жемчужины народного творчества.

Групповые пляски, обработанные для сцены талантливым балетмейстером, который, обогатив лексику и рисунок пляски, бережно и любовно сохраняет их самобытность, манеру исполнения и мысль, обогащенные таким образом, часто вновь возвращаются к себе на родину. Народ иногда полностью, иногда частично принимает эти пляски и исполняет их как свои. Групповые пляски, творчески обработанные для сцены, часто продолжают свою жизнь в новом виде, как народные пляски. Можно привести много таких примеров из практики наших ведущих балетмейстеров: пляски «Тимоня», «Давыдковская кадриль», поставленные Г. А. Устиновой в хоре имени Пятницкого, «Шестера», поставленная О. Н. Инязевой в Уральском хоре, «Похвистневская кадриль», поставленная М. С. Чернышевым в Волжском хоре, и др.

Но на сцену переносятся не только конкретные групповые пляски, на основе бытующих в народе и записанных плясок, балетмейстеры создают оригинальные групповые пляски, сюиты, хореографические композиции, обобщающие характер и манеру исполнения, типичные рисунки и колорит плясок той или иной области, края или отдельной зоны.

Это относится к таким пляскам, как, например, «Вензеля» в постановке И. А. Моисеева, «Сибирь» в постановке Н. С. Надеждиной, «Волжская пляска» в постановке Т. А. Устиновой и многие другие.

Новые постановки отражают также современную тематику. В пляски вводятся интересные сюжеты, при глубоко национальном колорите в них еще больше усиливается роль действующих лиц, еще четче обрисовываются характеры. Здесь можно назвать «Партизаны» в постановке И. А. Моисеева, «Вечерком на реке» в постановке Н. С. Надеждиной, «Королева полей» в постановке Т. А. Устиновой и др.

Так групповая пляска продолжает жить и развиваться в новых общественных условиях, в условиях социалистического общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: