Технология ремонта МАХП
Технологическим процессом ремонта машин называется совокупность всех ремонтных операций, выполняемых в определенной последовательности.
В зависимости от количества однотипных машин в цехе и условий выполнения ремонта применяются 4 метода проведения ремонта: индивидуальный, стендовый, секционный и узловой.
При индивидуальном методе детали после ремонта устанавливаются на ту же машину, что приводит к большому простою оборудования в ремонте.
При стендовом методе машина переносится на ремонтную площадку, а на ее место ставится запасная. Этот метод ремонта применяется в основном при капитальном ремонте. Он резко снижает простои оборудования.
Секционный метод проведения ремонта осуществляется отдельными частями в нерабочую смену. В остальное время машина работает.
Узловой – наиболее прогрессивен. Сущность узлового ремонта состоит в том, что узлы, нуждающиеся в ремонте, снимаются и заменяются запасными: заранее отремонтированными или изготовленными заново, или покупными.
|
|
Узловой метод ремонта имеет следующие преимущества:
1) продолжительность ремонта сокращается в несколько раз против обычного, благодаря отделению собственно ремонтных работ от разборочных и сборочных;
2) выполнение операций по восстановлению деталей и ремонту отдельных узлов не вызывает простоев оборудования;
3) создаются условия для рационального разделения труда между исполнителями ремонтных работ и для их специализации;
4) обеспечивается постоянство рабочих мест ремонтников и наиболее удобное их размещение;
5) обеспечивается постоянная и более полная загрузка оборудования РМЦ;
6) повышается качество ремонтных работ и снижается их себестоимость.
Внедрение узлового ремонта требует хорошо продуманной, тщательной подготовки. Необходимо, в частности, определить, какие именно аппараты целесообразно ремонтировать узловым методом, подготовить на все узлы, намеченные к изготовлению или ремонту, чертежи и другую технологическую документацию. При этом надо разработать технологические процессы ремонта, изготовления и проверки узлов, определить исполнителей, установить сроки работ и т.д.
Разновидностью узлового метода ремонта является последовательно-поузловой, при котором узлы агрегата ремонтируются в определенной очередности во время плановых перерывов в работе оборудования. В обеденные перерывы, выходные дни или нерабочие смены то один, то другой подлежащий ремонту узел разбирают и в нем заменяют изношенные детали или целиком данной узел заранее отремонтированным.
Последовательно-поузловой метод особенно целесообразен при ремонте автоматических и агрегатных станков, так как эти станки имеют четко оформленные в конструктивном отношении узлы.
|
|
Наиболее полно технологический процесс ремонта представлен при КР, который состоит из таких работ:
1) передача оборудования в ремонт;
2) подготовительные работы
3) разборка машины;
4) очистка и мойка детали;
5) дефектация;
6) восстановление дефектных и изготавливаемых новых ремонтных деталей;
7) комплектация и сборка машины;
8) испытание отремонтированных машин.
Рассмотрим более подробно каждую из этих работ.
Передача оборудования в ремонт
Отвечают за подготовку оборудования для передачи в ремонт начальник производственного цеха или начальники участков (старшие мастера). Перед остановкой на ремонт оборудование должно быть очищено от стружки, грязи, пыли и охлаждающей жидкости.
Передача оборудования в капитальный и средний ремонты оформляется специальным актом, составленным инспектором отдела главного механика совместно с механиком производственного цеха. В акт заносят результаты внешнего осмотра, испытания на ходу, а также замечания работающего на машине (аппаратчиков, машинистов).
Внешним осмотром устанавливают комплектность всех механизмов и узлов агрегата, определяют имеющиеся неисправности, определяют, нет ли на деталях механизмов задир, забоин, вмятин, трещин, изломов, изгибов и других дефектов, видимых без разборки механизмов, кроме того, оценивают состояние смазочных и защитных устройств.
Путем опроса работающих на машине устанавливают, какие недостатки свойственны ей на разных режимах работы, состояние механизмов, узлов и даже отдельных деталей.
Прослушиванием действующей машины определяют, нет ли шумов и стуков, не испытывает ли она вибраций.
Все неисправности, зафиксированные в акте, учитываются при составлении окончательной ведомости дефектов на ремонт.
Подготовительные работы.
Проводятся заранее до остановки машины на ремонты.
К этим работам относятся следующее:
1.Составление предварительной ведомости дефектов на основании внешнего осмотра машины и записей журнала поломок. Проверка наличия запасных частей и наличия чертежей.
2.Составление проекта работ на основе предварительной ведомости дефектов.
В проекте намечаются способы ведения работ, средства механизации, количество рабочих. Составляется собственный график ремонта.
Разработка технологического процесса ремонта машины включает:
а) определение объема и последовательности разборки машины для ремонта;
б) перечень заменяемых деталей;
в) определение методов ремонтной обработки ремонтируемых деталей;
г) последовательность и методы сборки;
д) ТУ на оперативный контроль и испытания в процессе ремонта;
е) перечень необходимых оснастки, приспособлений и инструментов.
3.Подготовка и доставка на ремонтную площадку сменных сборочных единиц и деталей, такелажа, инструмента и приспособлений.
4.Тщательный инструктаж всего ремонтного персонала по вопросам организации и сроков ремонта, техника безопасности ведения ремонта.
Разборка машины
При ремонте любого механизма и тем более системы механизмов необходимо придерживаться определенного порядка действий для наиболее четкой организации и наилучшего проведения ремонтных работ. Этот порядок в основном такой:
1) определение неисправностей механизма;
2) установление последовательности разборки механизма;
3) разборка механизма на узлы и детали, промывка их;
4) определение характера и величины износа деталей, их дефектовка;
5) ремонт деталей;
6) сборка механизма с подгонкой деталей;
7) проверка и регулировка собранного механизма.
Подготовка к разборке
Успешное выполнение ремонта станка или машины в значительной мере зависит от того, как была сделана их разборка. Операции разборки – это ответственные операции, производимые по определенной технологии для каждого данного агрегата.
|
|
Перед разборкой аппарата нужно ознакомиться с его устройством, назначением и взаимодействием его узлов и деталей. Если это трудно осуществить обследованием, необходимо ознакомиться с инструкциями и чертежами, которые по данному аппарату имеются, и только после этого приступить к его разборке. Точно так же перед по-детальной разборкой того или иного узла следует хорошо изучить его внутреннее устройство и способы крепления отдельных деталей, установить порядок и способы разборки.
Перед разборкой, а также в процессе разборки очень сложных и ответственных узлов рекомендуется составлять их схемы, и делать зарисовки, особенно в тех случаях, когда ремонтник впервые имеет дело с подобными узлами. При разборке следует наносить на нерабочие торцовые поверхности деталей цифровые метки, облегчающие подбор деталей к сборке и самую сборку.
Разбирая крепежные детали, нужно помнить, что некоторые детали после снятия части креплений могут оказаться в положении неустойчивого равновесия и упасть, а это опасно для окружающих и может привести к аварии. Помня об этом, нужно принимать соответствующие меры предупреждения. Например, снимая тяжелый кронштейн, надо открепить верхний болт и обеспечить надежную поддержку кронштейна. Вообще при откреплении деталей необходимо учитывать, где находится их центр тяжести и в каком направлении переместится деталь, когда освободят то или иное их крепление.
Разборкой крупных и особо сложных станков и машин обычно непосредственно руководит механик цеха, а уникальных машин – главный механик завода.
Порядок и правила разборки
Помимо рассмотренных выше положений, разборка должна производиться с соблюдением следующих правил:
1) разборку нужно вести инструментами и приспособлениями, применение которых исключает возможность порчи годных деталей;
|
|
2) удары молотком следует наносить по деталям при помощи подставки или выколотки из дерева либо мягкого металла;
3) разбираемые детали надо снимать аккуратно, без перекосов и повреждений;
4) к трудно снимающимся деталям нельзя прилагать большие усилия; следует выяснить причину «заедания» и устранить ее;
5) разборка длинных валов должна производиться с применением нескольких опор;
6) детали каждого разбираемого узла необходимо укладывать в отдельные ящики, а не нагромождать одну на другую; особенно осторожно следует укладывать детали с хорошо отделанными поверхностями;
7) ящики с деталями обязательно закрывают крышками;
8) болты, шайбы и другие крепежные детали при полной разборке узла укладывают в специальный ящик; при частичной разборке целесообразно крепежные детали вставлять обратно в предназначенные для них отверстия;
9) крупные детали укладывают на подставки возле ремонтируемого оборудования.
До начала разборки необходимо: подготовить около машины площадь, достаточную для нормальной работы слесарей-ремонтников и правильной укладки снятых деталей, а также для их кантовки; проверить наличие всех необходимых для работы исправных и испытанных стропов, чалочных приспособлений; заготовить требуемое количество подкладок, распорок и козел для укладки снятых деталей.