Сравнительная характеристика психологического анализа «по элементам» и «по единицам». Значение слова как единица анализа речевого мышления

Семинар на тему 9: «ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА И МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ Л. С. ВЫГОТСКИМ»

Вопросы для обсуждения:

1. Сложившиеся к 30-м годам XX в. подходы к решению проблемы мышления и речи. Их оценка Л. С. Выготским.
2. Сравнительная характеристика психологического анализа «по элементам» и «по единицам». Значение слова как единица анализа речевого мышления.
3. Взаимосвязь предмета и: метода психологического исследования на примере изучения Л. С. Выготским проблемы речевого мышления.
4. Связь интеллекта и аффекта и её значение для изучения проблемы речевого мышления.




Сложившиеся к 30-м годам XX в. подходы к решению проблемы мышления и речи. Их оценка Л. С. Выготским.

В истории психологии существовало два диаметрально противоположных подхода к проблеме взаимосвязи мышления и речи.

Первый заключался в разрыве процессов мышления и речи, в разъединении их между собой. Это было характерно для ассоциативного направления и Вюрцбургской школы. Ассоцианисты считали, что между мышлением и речью существует ассоциативная связь, устанавливающаяся в результате многократного совпадения восприятия предмета и слова, его обозначающего.

Второй подход, бихевиористов, заключался в отождествлении мышления и речи. Они считали, что мысль – это речь минус звук, а речь представляет собой вид мышления.

Решение проблемы взаимосвязи мышления и речи Л.С.Выготский связывал с используемым методом. Предшественники, по оценке Л.С.Выготского, использовали метод анализа по элементам, в результате которого возникало чужеродное по отношению к целому образование. Этому методу Выготский противопоставил метод анализа по единицам, предполагающий выделение такого продукта анализа, который обладает всеми свойствами целого.

С точки зрения Л.С.Выготского, взаимосвязь мышления и речи – величина переменная как в филогенезе, так и в онтогенезе. Проанализировав соотношение мышления и речи в филогенезе, он сформулировал следующие выводы:

1) мышление и речь имеют различные генетические корни;

2) их развитие идет по различным линиям независимо друг от друга;

3) отношение между мышлением и речью постоянно меняется;

4) у животных обнаружены человекоподобный интеллект в одних случаях (использование орудий) и человекоподобная речь в других (фонетика, эмоциональная функция и зачатки социальной функции);

5) у животных нет характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью;

В филогенезе мышления и речи выявлены доречевая фаза в развитии мышления и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

В онтогенезе взаимоотношения между мышлением и речью подчиняются следующим закономерностям:

1) развитие мышления и речи также имеют различные корни;

2) в развитии речи выделяется доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая;

3) до известного момента развитие мышления и речи идет по различным линиям независимо друг от друга;

В определенный момент обе линии пересекаются: мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Таким образом, каузально-генетический метод в изучении мышления и речи показал, что и в филогенезе, и в оногенезе они имеют различные и общие закономерности.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с речью. В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова – это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразит^ на разных языках. Одно и то же слово может выражать разные понятия -это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными Словами - это синонимы; например, путь - дорога, задира- забияка, граница - рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. т.е постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Сравнительная характеристика психологического анализа «по элементам» и «по единицам». Значение слова как единица анализа речевого мышления.

Принцип реактивности постоянно соседствует в основывающихся на механистическом материализме психологических теориях с принципом атомарного анализа психики. Этот принцип зиждется на присущей механистическому материализму уверенности, что целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того. (Анализ по единицам.)

Его суть состоит в том, что предмет исследования разлагается на части, чужеродные по отношению к этому предмету как целому и утратившие присущую ему характеристику.

Принцип анализа по единицам же имеет основную черту – продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. В зависимости от задачи у исследователя работают разные «единицы» деятельности.

Из принципа анализа «по единицам» исходит и А.Н Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной деятельности. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» — действия и операции. А. Н. Леонтьев специально указывает, что структурные моменты деятельности, «единицы» деятельности не имеют своего отдельного существования.

При анализе развития личности в качестве «единицы» основания анализа выступает «особенная деятельность». Классическим образцом такого рода исследований являются разработанные Д. Б. Элькониным представления о периодизации развития личности ребенка. При изучении мышления, запоминания или восприятия в качестве «единицы» анализа используется «действие». Именно оно рассматривается и в исследованиях памяти Зинченко и Смирнова.

Внутри деятельности выделяется иерархически подчиненный по отношению к первому системообразующий признак — цель, к которой стремится субъект, побуждаемый тем или иным мотивом. Процессы, направленные на достижение сознаваемого предвидимого результата, т. е. цели, и представляют собой действия. Но действие не происходит в пустоте, а всегда осуществляется в определенных условиях. Для того, чтобы ответить на вопрос, какими приемами осуществляется действие, в действиях вычленяются операции — способы достижения цели действия, которые соотносимы с условиями выполнения действия. В этих условиях, как правило, фиксированы в результате экстериоризации те или иные «функциональные значения». И наконец, четвертым необходимым моментом психологического строения деятельности являются психофизиологические механизмы — реализаторы действий и операций.

Продуктивность использования «действия» как «единицы» анализа восприятия можно проиллюстрировать на примере исследований, проведенных в русле концепции «перцептивных действий». Список работ, показывающих объяснительную нагрузку различных «единиц» анализа предметной деятельности, можно было бы продолжить. Представления о «единицах» анализа деятельности, взаимопереходах между ними уточняются и развиваются, но, как бы они ни изменялись, принцип психологического анализа «по единицам» задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности.

По Рубинштейну, Значение слова – это единство общения и обобщения, причем обобщение и общение – условия развития друг друга. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, следовательно, и значение слова представляет собой обобщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: