Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты использования типов дивидендной политики
1 2
I. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивиден­дных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат
II. Умеренный (компромиссный) подход 3. Политика минимального ста­бильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды
III. Агрессивный подход 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрас­тания размера дивидендов

 

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполага­ет, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собс­твенных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например коэффи­циент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так - как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от выплат в период высоких инвестици­онных возможностей, что отрицательно сказывается на фор­мировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жиз­ненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

 

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфля­ции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности пред­приятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная де­ятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прирос­та собственного капитала.

 

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-ди­виденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минималь­но предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивиден­дная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижает­ся и, соответственно, падает их рыночная стоимость. Следует отметить, что указанная зависимость между размером диви­дендов и рыночной стоимостью предприятия относится только к акционерным предприятиям, и только к тем, акции которых котируются на фондовой бирже.

 

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматри­вает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером форми­руемой прибыли. В то же время основным ее недостатком явля­ется нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осу­ществления такой политики (потенциальные инвесторы могут рассматривать ее в качестве признака наличия высокого уровня риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут поз­волить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

 

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая по принципу "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе пост­роена "модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики явля­ется обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т. е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, она представляет собой верный путь к банкротству.

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 7.6).

Первоначальным этапом формирования дивидендной поли­тики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы.   

 

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возмож­ности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации ин­вестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовительные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собс­твенных финансовых ресурсов в эти периоды).

 

Рис. 7.6. Последовательность формирования дивидендной политики акционерного общества

 

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников.

В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформи­рованных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного ка­питала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

 

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:     

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обуслов­ленный сложившимся соотношением используемого собствен­ного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

 

4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значи­тельно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурен­тами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритет­ной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компа­нией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового за­хвата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспек­тивный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики пре­дусматривает такую последовательность действий (рис. 7.7):

 

• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, пре­дусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый дивидендный коридор, в рамках которого реализуется соответствующий тип Дивидендной политики.

На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли рас­пределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов при­оритетной задачей является формирование фонда производс­твенного развития, и наоборот.

Рис. 7.7. Последовательность распределения чистой прибыли акционерного общества

 

На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предус­матривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну про­стую акцию осуществляется по формуле

 

где УДВПА — уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в со­ответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегиро­ванных акций (по предусматриваемому их уровню);

КПА — количество простых акций, эмитированных акцио­нерным обществом.


Важным этапом формирования дивидендной политики яв­ляется выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются (рис. 7.8):

Рис. 7.8. Основные формы выплаты дивидендов в акционерном обществе

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осущест­вления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусмат­ривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

 3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выпла­ты предоставляет акционерам право индивидуального вы­бора — получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соот­ветствующее соглашение).

4. Выкуп акций компаний. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшу­юся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акцио­нерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:

 

где Кдв - коэффициент дивидентных выплат;

  ФДВ - фонд дивидентных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПА — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию;

 

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле

Кц/д=РЦАА                                                             (7.11)

где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

  РЦА — рыночная цена одной акции;   

    ДА — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию. 

При оценке эффективности разработанной дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.


Эмиссия акций

Привлечение собственного капитала из внешних источни­ков путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику фор­мирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.


С позиции финансового менеджмента основной целью уп­равления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

Процесс управления эмиссией акций строится по следую­щим основным этапам (рис. 7.9):

Рис. 7.9. Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акционерного капитала

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекатель­ности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировок, объ­емов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на по­явление новой эмиссии и оценка его потенциального поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка потенциальной инвестиционной привлекательнос­ти своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конку­рентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки опреде­ляется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

 

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимос­тью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей сущес­твенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

а) реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска про­дукции и т. п.);

б) необходимость существенного улучшения структуры ис­пользуемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и сни­жения за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т п.);

в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сто­ронних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимуществен­ная доля в уставном капитале);

г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значитель­ного объема собственного капитала.

 

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потреб­ности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

 

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных катего­рий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвес­торами, а наименьшие — на приобретение населением). В про­цессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, устанавли­вается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не должна превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируе­мых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала данной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

 

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:

а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);

б) затратам по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).      

Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

 

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то, для того чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними степень их участия в размещении эмиссии, цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения (спрэда), обес­печить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала пред­приятие имеет возможность, используя неизменный коэффици­ент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: