СБОРКА, ПРОВЕРКА И ИСПЫТАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ. МЕХАНИЗАЦИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ.
Сборка является весьма трудоемкой и ответственной частью процессов ремонта машин. Детали ремонтируемых машин в процессе сборки соединяются в соответствии с техническими условиями. Собранные узлы и детали машины должны обеспечить нормальное взаимодействие механизмов машины, ее мощность и производительность.
Перед сборкой нужно обязательно проверить, хорошо ли промыты и очищены детали, не засорены ли отверстия и каналы для смазки. При необходимости промывают детали повторно. Следует помнить, что даже тончайшая пыль, попав на трущуюся поверхность, будет вызывать преждевременный износ сопрягаемых деталей.
Собирают механизмы в порядке, обратном разборке. Детали, снятые при разборке последними, устанавливают при сборке первыми.
Сборка может быть выполнена методами полной взаимозаменяемости, выборочным методом, с применением компенсаторов и индивидуальной пригонки.
Метод полной взаимозаменяемости характеризуется тем, что детали собирают без предварительной подгонки. При данном методе сборки характер посадки обеспечивается изготовлением сопрягаемых деталей с определенными допусками, причем иногда весьма жесткими. Этот метод широко используется при массовом изготовлении машин и не всегда экономически оправдывается при ремонте.
|
|
Метод выборочной сборки заключается в том, что детали изготовляют с расширенными допусками, а перед сборкой сортируют на группы, с тем чтобы в соединениях получились зазоры, соответствующие требуемым посадкам. Выборочный (групповой) метод широко применяется при сборке узлов поршневой группы: палец – поршень, при сборке поршня с блоком.
Метод сборки с применением компенсатора экономически целесообразно при большом числе звеньев размерной цепи и малом допуске замыкающего звена. Этот метод также находит широкое применение при ремонте и компенсации износов в сопряжениях оборудования.
Метод индивидуальной пригонки заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена достигается за счет изменения величины одного из звеньев путем снятия с него необходимого слоя материала. Этот метод трудоемкий и по возможности его применять не следует.
ПОНЯТИЕ О РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЯХ
При выполнении ремонта наиболее сложной и ответственной задачей является восстановление их точности. Решению этой задачи может помочь размерный анализ, основанный на теории размерных цепей.
Размерной цепью называют все размеры, расположенные в определенной последовательности по замкнутому контуру и связывающие детали, взаимное положение которых необходимо определить.
|
|
Все размеры деталей, составляющие данную размерную цепь, называют звеньями размерной цепи. Звено размерной цепи, получающееся при ее построении последним, называется замыкающим и в отличие от остальных обозначается индексом D (дельта).
На рис. 126показана наиболее простая размерная цепь, включающая два составляющих звена: диаметр вала dB, диаметр отверстия doи замыкающее звено D3 (зазор между валом и втулкой).
Решая размерную цепь, можно, например, установить необходимую величину зазора.
Если допуск на обработку вала – Ddв, а на обработку отверстия Ddото максимальный зазор в данном соединении
а минимальный зазор
Допуск зазора будет равен разности
Теория размерных цепей при ремонте применяется:
- для построения размерных цепей, определяющих точность отдельных узлов и оборудования в целом;
- для выбора методов сборки, обеспечивающих необходимую точность.