Тема лекции – «Жанры и форматы»

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 24.04.2020 г.

 

 

Основные аспекты темы:

 

Жанры журналистикиэто устойчивые формы журналистских произведений. Жанры необходимы и для удобства журналиста, которому достаточно всего лишь выбрать наиболее подходящую форму для своего материала, и для удобства читателя, который, идентифицировав жанр, сможет сразу же понять, что за информация ему будет предложена. Если это новость, значит, суть события окажется вначале, затем пойдут подробности, а завершат статью мнения обеих сторон конфликта и прогнозы экспертов. Если это репортаж, то журналист как очевидец события предоставит возможность читателю пережить это событие вместе с ним. Если это комментарий, то в нем не будет новых фактов, но зато будет разъяснение и оценка уже известных. Литературовед Виктор Шкловский определял жанр как "установленный обычай, этикет порядка осмотра мира, негласный договор между авторами и читателями о том, в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу". При этом "каждый жанр связан с определенным типом жизненного материала" и "каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи".

Жанрообразующих признаков трипредмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос "Что отображается?", под методом – "Как?", под функцией – "С какой целью?". Например, для новости предметом будет событие, методом – поиск ответов на основные шесть вопросов, о которых будет сказано ниже, а функцией – объективный рассказ о событии. Слово "объективный" здесь означает, что два разных человека при написании новости об одном и том же событии должны прийти к одинаковому результату, так как технология их работы предполагает поиск ответов на одни и те же вопросы. Различия в материалах двух журналистов об одном и том же событии могут быть обусловлены лишь разницей в ресурсах времени и доступности источников информации, а также направленностью изданий, которая определяет иерархию тем и устанавливает приоритеты в этой сфере.

Выделяют три группы жанров печатной журналистики:

1) информационные жанры -

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной части учебного пособия.

 

2) аналитические жанры

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз рассматривается «срез» аналитических жанров, присущих современной периодической печати.

 

3) художественно-публицистические жанры

Их обычно относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоение искусства выступления в художественно-публицистических жанрах считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства.

 

Информационные жанры:

Заметка

Информационная корреспонденция

Информационный отчет

Информационное интервью

Блиц-опрос

Вопрос – ответ

Репортаж

Некролог

 

Аналитические жанры:

Аналитический отчет

Аналитическая корреспонденция

Аналитическое интервью

Аналитический опрос

Беседа

Комментарий

Социологическое резюме

Анкета

Мониторинг

Рейтинг

Рецензия

Статья

Журналистское расследование

Обозрение

Обзор СМИ

Прогноз

Версия

Эксперимент

Письмо

Исповедь

Рекомендация (совет)

Аналитический пресс-релиз

Художественно-публицистические жанры:

Очерк

Фельетон

Памфлет

Пародия

Сатирический комментарий

Житейская история

Легенда

Эпиграф

Эпитафия

Анекдот

Шутка

Игра

 

Понятие “ формат ” — так, как оно складывается в настоящий период, — в большинстве случаев используется для того, чтобы обозначить совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, если понимать таковой как направляемый аудитории информационный продукт. В условиях рыночных отношений признаки эти образуют набор критериев, по которым он соотносится другими предметами коммуникации для выявления его коммерческой состоятельности. На этой основе делается заключение о возможности или невозможности, целесообразности или нецелесообразности предъявления данного произведения аудитории. Так же как площадь, объем, форма предметов определяют их место в вещном мире, так и формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации, в процессе их движения на информационный рынок. Можно сказать, таким образом, что формат есть понятие коммуникативистики, характеризующее место предмета коммуникации в информационных потоках, адресуемых обществу.

Поскольку в информационные потоки поступают и разные жанровые модели журналистских произведений, они тоже могут рассматриваться с точки зрения места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий “жанр” и “формат”. Становится возможным говорить без риска быть непонятым: “На эту полосу обязательно нужен текст в формате репортажа”, с одной стороны, и “Сегодня жанр репортажа в журналистике бытует в нескольких форматах” — с другой. Разные значения оказываются интуитивно ясными. Как видим, обозначается понятиями “жанр” и “формат” отнюдь не одно и то же. Можно с уверенностью сказать, что они не дублируют друг друга.

 

Вопросы для самоподготовки:

1) Как Вы понимаете понятие «жанр»?

2) Как Вы понимаете задачи «информационных» жанров?

3) В чем цель «аналитических» материалов?

4) Как проявляется специфика журналистского творчества при создании текстов в «художественно-публицистических» жанрах?

5) Чем «жанр» отличается от «формата»?

 

Дополнительная литература:

1. Колесниченко А.В. «Практическая журналистика». – Изд-во Московского университета, - 2008.

2. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати». – Аспекс-Пресс, - 2000.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: