История возникновения и развития института судебных приставов в России»

Введение

Сегодня наибольшей популярностью пользуются профессии связанные со сферой юриспруденции. Юридические факультеты буквально переполнены желающими стать успешными адвокатами, прокурорами, юридическими консультантами и т.д. Но есть определенные профессии, которые не очень сильно распространены и о специфике которых знает далеко не каждый.

Не относится к рядовым профессия судебного пристава-исполнителя, так как далеко не каждый может исполнять данные обязанности и успешно справляться с поставленными задачами. Для того, чтобы стать претендентом на получение должности судебного пристава-исполнителя, нет необходимости получать специальное образование. Для этого достаточно обладать даже средним юридическим образованием.

Судебные приставы служат государству, способствуя осуществлению правосудия. Они действуют строго в рамках закона, ведь верность делу, служение стране не терпит компромиссов. Главная их задача - принудительное исполнение решений судов и других полномочных органов

В настоящее время существует две категории служебных приставов: приставы-исполнители и приставы по обеспечению порядка. Представители первой категории занимаются принудительным исполнением судебных решений. Если судебное решение не убедило человека выполнить ту или иную обязанность, выплатить долг или заплатить алименты, в дело вступает судебный пристав, который должен исполнить волю правосудия вопреки желаниям недобросовестного должника. Судебные приставы по обеспечению порядка выполняют охранные функции, на них возложена обязанность обеспечивать установленный порядок деятельности судов, обеспечивать безопасность судей, участников процессов и их свидетелей.

 

Актуальность работы заключается в том, что надлежащее исполнение судебных решений является важнейшим условием функционирования судебной системы Российской Федерации. Неисполнение субъектами права вступивших в законную силу решений суда свидетельствует об отсутствии государственной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Проблема – недостаточная осведомленность граждан о работе судебного пристава.

Тема проекта: «История возникновения и развития института судебных приставов в России».

Конечный продукт будет выполнен в виде буклета о истории возникновения и развития института судебных приставов.

Цель проекта: создание буклета по теме «История возникновения и развития института судебных приставов».

Задачи проекта:

1. Изучить и систематизировать литературу об истории возникновения и развития института судебных приставов;

2. Охарактеризовать историю возникновения и развития института судебных приставов;

3. Описать процесс составления буклета об истории возникновения и развития института судебных приставов.

История возникновения и развития института судебных приставов в России»

В своей современной форме институт судебных приставов является молодым элементом российской государственной и правовой системы. Однако, подобные институты имели место быть в нашем государстве на протяжении практически всей его истории.

На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов.

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель он с дружиной выезжал на полюдье – собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы, - волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, - она установила «уроки», т.е. фиксированный размер повинности, и создала новую форму получения дани – «повоз». Дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища. [1, с 56]

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054г.г.) общественные отношения, в том числе и имущественные, регулировались сводом законов «Русская Правда». Уже в ХI веке в «Русской Правде» был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники - отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, - они собирали судебную пошлину и содействовали в получении обратно по принадлежности заемного имущества.

В период с конца XI века по XV век были приняты нормативно-правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

 В XVI–XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, а функции самих приставов закрепляются законодательно. В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался «недельщиком», поскольку исполнял свои обязанности неделями. Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге. [4, с 272]

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых «ездоков». При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV-XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.

Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника приставу, последнему предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, - столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

С течением времени исполнительное производство как вспомогательный институт при судах постепенно сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, например, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы. В это же время (XVIII – XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы», действовала круговая порука. За неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям. [2, с 208]

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.

В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам. Также большое внимание уделялось морально-нравственными качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью» [5, с 128].

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).

Так институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма.

В период 1917–1991 гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также и институт судебных приставов.

Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции. [3, с 256]

До середины 90-х годов порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции от 24.04.1973 г. и Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 года. Исполнительное производство носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

В 1997 г. вступили в силу Федеральный закон "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название Служба судебных приставов.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которую исполнительное производство выполняет только одним способом – путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. [6, с 122]

Таким образом, мы изучили историю возникновения и развития института судебных приставов. Узнали, что институт принудительного исполнения складывался постепенно, в процессе которого закрывался и вновь восстанавливался несколько раз. Ознакомились с перечнем требований и цензов. Взглянули в прошлое и узнали, что было до появления профессии судебного пристава. А также рассмотрели значимость судебного пристава на сегодняшний день.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: