Любое произведение прикладного искусства формирует цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности. Цвет, таким образом, является ведущим началом, организующим пространство и способным вызвать у зрителя активную эмоциональную реакцию.
В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвета на психику и физиологию человека. Общий колорит среды, в которую помещен человек, способен управлять не только его настроением, но даже самочувствием и работоспособностью. Этот факт необходимо учитывать при проектировании современного бытового костюма.
Столь сильное влияние цвета на психику человека объясняется тем, что отдельно взятые цвета или их сочетания могут вызвать у зрителя так называемые цветовые ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями, определенными эмоциями и образами.
Очевидно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста, темперамента каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Цветовые ассоциации могут быть физиологическими и эмоциональными.