Физиологические ассоциации

• температурные — все цвета вызывают иллюзию либо теплых, либо холодных; к теплым цветам относятся красный, оранжевый, желтый, т. е. цвета огня, солнца; группу холодных цветов составляют голубой, синий, сине-зеленый, которые ассоциируются с цветом снега, льда, воды; при затемнении цвета становятся более теплыми, а при добавлении белой краски — «холодеют»;

• весовые — некоторые цвета воспринимаются как тяжелые, другие же как легкие; ощущение тяжести вызывают темные хроматические и ахроматические цвета, а также цвета малонасыщенные;

• пространственные — находясь в одной изобразительной плоскости, одни окрашенные пятна кажутся находящимися ближе, а другие — дальше, это связано с иллюзией отступающих и приближающих цветов; отступающими являются холодные цвета, особенно если они светлые; теплые же и темные цвета зрительно приближают предметы; независимо от светлоты, любой хроматический цвет кажется расположенным ближе, чем ахроматический;

• акустические — одни цвета воспринимаются как громкие, другие — как тихие; к первой группе относятся активные насыщенные цвета, особенно теплые; вторую группу составляют ахроматические и малонасыщенные, светлые, а также спектральные холодные цвета;

• фактурные — одни цвета создают ощущение фактурности, материальности, плотности, они помогают выявить форму предмета, подчеркивают настоящую фактуру; к ним можно отнести теплые, малонасыщенные, приближающие цвета; другие цвета воспринимаются бесфактурными, легкими, нематериальными; к ним относятся холодные, светлые, отступающие цвета.

    Кроме физиологических реакций цвета могут вызывать также эмоциональные:

• позитивные — некоторые цвета воспринимаются как радостные, веселые, бодрящие, они вызывают приятные ощущения и создают хорошее настроение; как правило, такими являются теплые, светлые, яркие насыщенные цвета;

• негативные — другие же цвета ассоциируются с грустью, печалью, они могут вызвать ощущение трагичности, душевного дискомфорта, угнетенности, даже страха; к таким цветам можно отнести фиолетовый цвет, а также все темные, малонасыщенные цвета;

• нейтральные — многие цвета являются очень пассивными и не порождают сильных реакций, они воспринимаются как спокойные, безразличные, уравновешенные; обычно это ахроматические цвета, не очень темные и не очень светлые.

    Физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми — одни и те же цвета вызывают у большинства людей одинаковые реакции независимо от их проживания, образа жизни, темперамента.

    Эмоциональные же воздействия цветов и их сочетаний отличаются у разных людей гораздо чаще и в значительной степени зависят от культурных традиций. Так, например, белый цвет у европейцев ассоциируется с радостью, чистотой, здоровьем, а у японцев он означает скорбь, являясь цветом траура.

    Знание особенностей психологического восприятия человеком различных цветов является очень важным для художника, так как оно помогает ему осуществить главную свою задачу — создание предметной среды как можно более комфортной и «человечной».

Подведем итоги:

 • Цвет — одно из важных композиционных средств в одежде, он способствует выявлению формы.

 • Иное восприятие цвета, происходящее вследствие его соединения с другими цветами, называется одновременным цветовым контрастом (выделяют светлотный и хроматический контраст).

 • Некоторые иллюзорные свойства цвета:

 – теплые цвета относятся к «выступающим», холодные – к «отступающим»;

 – теплые цвета выявляют, подчеркивают форму, холодные – сглаживают ее, заглушая светотень;

 – светлые цвета увеличивают размеры предмета, темные – уменьшают их;

 – светлые цвета понижают четкость контура, темные – выявляют контур;

 – светлые цвета легкие, темные – тяжелые (в одежде наиболее естественно сочетание светлого верха и темного низа);

 – черный цвет, с одной стороны, заглушая светотень делает форму строже и аккуратнее, а с другой стороны – четко очерчивает силуэт фигуры.

 • При искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, «гаснут», а синие и синезеленые – становятся более активными и яркими.

 • Эмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно: различные цвета и их сочетания вызывают различные чувства и ощущения.

 • Выбор цветовой гаммы одежды осуществляется в соответствии с назначением (для служебной, нарядной, домашней, спортивной одежды), сезоном (осенью, весной, зимой, летом), возрастом (пожилых людей, молодых).

 • Человек, желающий быть одетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает цвета, которые гармонируют с цветом его кожи, волос, глаз.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Что такое цвет и каковы его основные характеристики?

2. На какие две группы подразделяется все многообразие цветов?

3. Что такое колорит?

4. Что представляет собой цветовой круг Шугаева?

5. Как составляются однотоновые гармонические сочетания цветов?

6. Как составляются гармонические сочетания родственных цветов?

7. Как создаются гармонические сочетания родственно-контрастных цветов?

8. Как создаются гармонические сочетания контрастно - дополнительных цветов?

9. Какие физиологические ассоциации вызывают цвета и цветовые сочетания?

10.  Какие эмоциональные ассоциации вызывают цвета и цветовые сочетания?

 

 

Контрольные вопросы

В.1. Что такое масштабность?

В.2. Что определяет масштабность в композиции костюма?

В.3. Как масштабность связана с пропорционированием?

В.4. Как учитывается масштабность при создании костюма из ткани с четко выраженным рисунком?

В.5. Что такое контраст?

В.6. Что такое нюанс?

В.7. Что такое тождество?

В.8. Чем обусловлен выбор контрастного или нюансного решения в композиции костюма?

В.9. Как контраст или нюанс проявляется в форме, конструкции, пластике, тональном и цветовом решении костюма?

В.10. Какие виды контраста в костюме проявляются наиболее активно?

В.11. Каким образом могут сочетаться в одном костюме контраст и нюанс?

В.12. Что такое симметрия?

В.13. Какие виды симметрии существуют в природе и художественном творчестве?

В.14. Как симметрия влияет на достижение равновесия в композиции?

В.15. Что такое асимметрия?

В.16. Как симметрия и асимметрия могут проявляться в композиции костюма?

В.17. Дать определение диссиметрии?

В.18. Как получить асимметричную композицию в костюме за счет аксессуаров?

В.19. Чем нужно руководствоваться при выборе симметрии или асимметрии в костюмной композиции?

В.20. Что такое ритм?

В.21. Что такое метр?

В.22. Какие виды ритма существуют в художественном творчестве?

В.23. Как ритм и метр могут проявляться в костюмной композиции?

В.24. Дать определение понятию «динамика».

В.25. Дать определение понятию «статика».

В.26. Чем нужно руководствоваться при выборе преобладания динамики или статики в костюмной композиции?

В.27. Как проявляется динамика и статика в силуэтной форме костюма?

В.28. Как пластические свойства ткани влияют на динамику и статику костюмной композиции?

В.29. Как характер конструктивных линий членения костюма влияет на статичность и динамичность композиции?

В.30. Каково значение метра и ритма для достижения статичности и динамичности костюмной композиции?

В.31. Как симметрия и асимметрия определяют статичность и динамичность композиции костюма?

В.32. Как в одной композиции могут сочетаться статичность и динамичность?

В.33. Какие факторы влияют на поиск композиционного решения проектируемого костюма?

В. 34. Что такое силуэт и как он связан с формой предмета?

В. 35. Какие виды силуэтных форм существуют в современном костюме?

В. 36. Что такое оптические коррективы и как они используются в моделировании современной одежды?

В.37. С помощью, каких приемов можно сделать фигуру полной невысокой женщины визуально более стройной?

В. 38. Каким образом пластические свойства швейных материалов влияют на динамику и статику композиции костюма?

В. 39. Какие факторы определяют выбор динамики или статики в костюмной композиии?

 

 

Литература

Козлова Т. В. и др. Основы моделирования и художественного оформления женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2000 г.

Пармон Ф. М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 2010 г.

Гусейнов Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. и др. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

 Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010 г.

Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.

Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1999 г.

Медведева Т. В. Художественное конструирования одежды. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 г.

Козлова Т. В. Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1988 г.

 «Индустрия моды», «Интернэйшнл Текстайлз».

 Журналы мод «Ателье», «L’Officiel», «Fashion collection» и др.

 Направление моды.

 

 

 

 

Заключение

    Пособие содержит структурированный учебный материал, накопленный педагогом в течение нескольких лет, по развитию теории проектирования костюма. В нем даны новые принципы классификации формы и закономерностей ее развития во времени на структурно-морфологическом, композиционном, статистическом и прогностическом уровнях.

    Пособие снабжено богатым иллюстративным материалом, собранным из лучших работ студентов колледжа. Рисунки пронумерованы, в тексте имеются ссылки.

Каждая тема имеет следующую структуру:

· План темы;

· Конспект лекции;

· Подведение итогов (ключевые моменты лекции);

· Вопросы для повторения.

Представленный комплекс позволит студентам систематизировать большой объем учебного материала, и успешно освоить его, а также использовать его для самостоятельной подготовки к урокам. Для контроля знаний студентов представлены вопросы для повторения после каждой темы и контрольные вопросы по итогам изучения модуля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: