Зрительные коррективы в моделировании

              В большинстве случаях богатые возможности, скрытые в зрительных иллюзиях, даже не подозреваются и в одежде не используются. Однако просто взять и перенести известную иллюзию в область одежды нельзя. Необходимо проверить ее в приложении к одежде, где она может дать неожиданные результаты.

        Важно, чтобы работающий в области создания одежды знал принцип определенного впечатления и мог его применять в многообразных, не предусмотренных заранее, случаях.

        Необходимо владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной внешний вид и нужно знать, что может содействовать определенному впечатлению. При этом для осуществления желаемой формы необходимо считаться с фактором, данным извне – размерами и очертаниями человеческой фигуры – основным зрительным элементом. 

        Дополнительными зрительными элементами являются те линии, площади и формы, которые образуются:

покроем одежды;

ее отделкой;

рисунком ткани;

ее цветом.

Способы придания одежде желаемой формы

        Всякая одежда есть известное видоизменение, преображение внешности человека. Кроме того, человеческая фигура не всегда соответствует задуманной, желательной в том или ином случае форме.

        Для достижения цели выделяют в фигуре желаемые очертания. А если выделять нечего, то создают их видимость, а невыгодное замаскировывают, скрывают, попросту закрывают. Сутулую спину прикрывают накидкой или широким воротником; подшивают накладки – и узкие плечи делаются широкими. Это путь самый простой. В этих случаях фактически, физически получаются другие очертания, т. е. обман не зрительный. Или же мы не иллюзорно видим спину прямой, а мы просто спины с ее сутулостью не видим, а видим одну накидку.

        Другого рода задача возникает, когда фактически, физически форму изменить не возможно. Если рост можно прибавить высокими каблуками, то убавить его теми же методами нельзя. Худобу можно скрыть различными подкладками, но стянуть корсетом излишнюю полноту можно только в ограниченных пределах. Здесь-то и имеют значение способы зрительного изменения фигуры. Именно зрительные иллюзии могут помочь до известной степени выпрямить неправильную форму, сделать приземистую фигуру более стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая.

        В этом положительная роль иллюзий. Но не надо забывать, что они могут оказать и очень вредное действие, если с ними не считаться. Знание законов зрительного восприятия и зрительных иллюзий дает возможность этого избежать.

Вопросы для повторения:

1. В чем состоит роль оптических иллюзий, возникающих при восприятии формы в моделировании современной одежды?

2. Какие зрительные иллюзии возникают при сравнении величины отрезков?

3. Каким образом влияют на восприятие формы наличие пересекающих ее линий?

4. Как зрительно изменяются пропорции фигуры в зависимости от характера их заполнения?

5. Что такое зрительные коррективы и как они используются в моделировании современной одежды?

6. С помощью каких приемов можно сделать фигуру невысокой полной женщины визуально более стройной?

7. Как при помощи зрительных иллюзий можно замаскировать слишком широкие или слишком узкие бедра?

8. Как зрительные коррективы помогают исправить недостатки фигуры с нарушенными пропорциями?

 

РАЗДЕЛ 1. ЦВЕТ В КОСТЮМЕ

Тема 3.1. Цвет и его основные характеристики.

План:

1. Основные сведения о цвете.

2. Характеристики цвета

3. Колорит

4. Гармонические сочетания цветов

5. Психологические особенности восприятия цветов

Основные сведения о цвете

    Цвет — это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света, отраженного от предметов окружающего мира. Человек может видеть только то, что имеет цвет, все бесцветное — невидимо для нашего глаза.

    Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы. Цвета бывают ахроматические и хроматические. Группу ахроматических цветов составляют белый, черный и результат их смешения — бесчисленное разнообразие серых цветов. Все остальные цвета являются хроматическими.

    Различать цвета, соединять их в гармоническое единство, создавая определенный художественный образ, помогает знание их характеристик.

 

Характеристики цвета

цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название, например, желтый, зеленый, фиолетовый и т. д.; эта характеристика присуща только хроматическим цветам; естественной природной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света;

• светлота — это степень отличия цвета от черного или белого; самым светлым является белый цвет, самым темным — черный; в гамме спектральных цветов как самый светлый воспринимается желтый цвет, а самый темный — фиолетовый; светлотные отношения очень важны в композиции, так как одни и те же цветовые тона вызывают у зрителя различные ощущения в зависимости от степени их светлоты; светлота является единственной характеристикой ахроматических цветов;

• насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; самыми насыщенными являются спектральные цвета, у которых нет ахроматических примесей и цветовой тон воспринимается резко; чем ближе цвет к серому, тем он менее насыщен; насыщенность определяет активность цвета — спектральные цвета более активны, чем малонасыщенные.

    Все многообразие хроматических цветов и их оттенков получается благодаря бесконечному числу их смешения друг с другом. Но существуют три цвета, которые не могут быть получены путем смешения других цветов, — это желтый, синий и красный. Эти цвета называются основными. Все остальные цвета получаются смешением основных цветов и называются производными.

Колорит

    Ни в природе, ни в художественных произведениях цвета не встречаются изолированно друг от друга, они всегда находятся в каком-то взаимодействии. При этом механическая случайная совокупность цветов принципиально отличается от сочетания цветов в колорите.

    Колорит (от лат. color — цвет, краска) — это система соотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим проявлением красочного многообразия действительности. Колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, существенным компонентом художественного образа произведения.

    Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения искусства, с эпохой, стилем, а также индивидуальностью художника.

    В колорите цвета соединяются по принципу соподчиненности, они находятся в тесном взаимодействии и сотрудничестве. Количественно и качественно здесь различаются главные цвета, определяющие общий колористический настрой композиции, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов.

    По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, холодным и теплым, светлым и темным, радостным и мрачным и т. п.

    По степени насыщенности и силе цвета различают яркий или блеклый, активный или сдержанный колорит. В любом случае цвета, составляющие колорит, должны согласовываться друг с другом по законам гармонии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: