В практике многоэтажного строительства используют рамную, рамно-связевую и связевую конструктивные схемы каркаса, отвечающие различным условиям его статической работы.
Рамная схема представляет собой жесткую и устойчивую пространственную систему колонн, ригелей и плит перекрытий, соединенных между собой. Все вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимаются узлами колонн и ригелей, которые выполнены жесткими. Такая система очень трудоемка и требует повышенного расхода металла. Ее применяют в тех случаях, когда по условиям технологии не допускается установка поперечных и продольных перегородок или связей между колоннами.
Связевая схема отличается от предыдущей тем, что колонны работают только на вертикальные нагрузки, а горизонтальные воспринимаются системой вертикальных дисков и ядер жесткости.
Рамно-связевая схема является промежуточной и для многоэтажных каркасных зданий включает плоские рамы, расположенные в поперечном направлении относительно продольной оси здания, и диафрагмы жесткости. Продольная устойчивость здания создается за счет вертикальных дисков жесткости, которые выполняют в виде металлических решеток или железобетонных плоскостей.
|
|
Перспективной считается сборно-монолитная железобетонная конструкция, в которой пространственная жесткость обеспечивается ядром жесткости, выполненным в монолитном или сборном железобетоне.
Конструктивные схемы каркасов: а - рамная; б – рамно-связевая; в - связевая; 1 - колонна; 2 - ригель; 3 – жесткий диск перекрытия; 4 – диафрагма жесткости.
Многоэтажные ж/б каркасы по своей структуре могут быть разделены на:
- стоечно-балочные, включающие колонны, ригели и плиты,
- безригельные ( безбалочные), включающие колонны, капители (опорные воротники) и плиты.
Стоечно-балочные каркасы
Стоечно-балочные каркасы устраивают из сборных элементов, соединяемых в виде рамных или шарнирно-связевых систем.
Разрезы многоэтажного каркасного здания:
а – продольный; б – поперечный; 1 – колонна, 2 – ригель, 3 – ребристая плита, 4 – пристенный ригель.
Стоечно-балочные каркасы имеют сетку колонн 6х6, 6х9, 6х12м., а высоту этажа до 6м. В отдельных случаях высота может быть до 10.8м.
Основные элементы каркаса:
- колонны с фундаментами
- ригели (прогоны)
- плиты перекрытий
- связи
Число пролётов в поперечном направлении каркаса определяется предельной величиной температурного блока, которая не должна превышать 60м.
В продольном направлении протяжённость каркаса ограничивается также 60м.
При необходимости строительства здания большей длины оно нарезается на температурные блоки, каждый из которых должен иметь протяжённость не более 60м.
|
|
Ригели многоэтажных каркасов разработаны двух типов:
1-й тип – предназначен для опирания настилов на полки ригелей
2-й тип – с опиранием настилов на верх ригелей.
Т.е. прямоугольной формы и с полками, их располагают поперёк и в отдельных случаях вдоль здания.
Совместно с колоннами ригели образуют рамы.
Каркас состоит из поперечных рам, на ригели которых укладывают плиты перекрытий.
Рамы каркаса собирают из вертикальных элементов колонн и горизонтальных элементов ригелей, которые соединяют между собой в узлах.
Поперечные рамы обеспечивают жесткость в поперечном направлению, а плиты перекрытий и стальные вертикальные связи между колоннами – жесткость в продольном направлении.
При значит.нагр. в прод.направл.зд. устанавливают ригели, жестко соединенные с колоннами, образующие продольные рамы каркаса.
Колонны каркаса разделяют на крайние и средние.
Для опирания ригелей у колонн предусмотрены консоли.
Основной тип колонн – высотой в два этажа, стык колонн устраивают на высоте 600- 1000 мм выше плит перекрытия.
Дополнительный – высотой в один этаж, сечением 400х400 и 400х600мм.
Колонны устанавливают в стаканы ж/б фундаментов, верх которых располагают на -0,150мм ниже уровня ч.п. первого этажа.