Конструктор кейс -технологии

Этапы Цель Задачи Деятельность педагога Деятельность обучающегося Система отношений (учитель-ученик) Способы Педагогические ситуации
Подготовительный этап Подготовительнвй Закрепление те­оретических знаний; предоставление учащимся воз­можности проявления и развития инициативы, коммуникатив­ных навыков, аналитических способностей, умения вырабаты­вать и аргументировать По  определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока: 1.Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся 3. Разрабатывает сценарий занятия  4. Деление на команды и распределение ролей (при необходимости). Если запланировано распределение ролей (капитан, аналитик(-и), креативщик(-и) и др.), преподавателю необходимо определить функции каждой из них и объяснить обучающимся их специфику. 5 Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся (команд) над кейсом (при необходимости). 6Предоставление обучающимся списка дополнительных источников информации и рекомендаций по работе над кейсом (при необходимост 1.Знакомство с темой предстоящего занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии. 2.Получает кейс и список рекомендованной литературы 3.Индивидуально готовится к занятию Формулировка домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания; ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса; определение технологической модели занятия; проведение консультаций Определение мотивов проведения урока и его цели, планирова­ние, конструирование содержания урока При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований: 1.пример должен логично продолжать содержание теорети­ческого курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся; 2.сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой —3.вызывать жела­ние с ней справиться и испытать чувство успеха; 4.содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты; 5.ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией. .
Ознакомительный этап Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения; вовлечь учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Организация работы с кейсом На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации: 1. Введение в ситуацию 2. Описание ситуации 3. Информационный материал 4. Глоссарий Возможно несколько вариантов: 1. Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомят­ся с рекомендованной преподавателем дополнительной литера­турой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома ин­дивидуально каждым. 2.Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивиду­ально каждым. 3.Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и ра­ботают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.   Вступительное слово преподавателя; распределение обучаемых по малым группам (не более 4-6 человек в каждой); организация работы обучаемых груп­пах: краткое изложение членами групп прочи­танных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем. Организация, ведение и направление работы в группах: примерные рекомендации для работы с кейсом (можно подготовить и раздать обучающимся): 1.прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать; 2.прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам; 2.определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса; 3.формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач; 4.выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые  предстоит использовать при решении кейса. 5.перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи.   Сам кейс - это письменно представленное описание определённых условий из жизни какой-либо организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующее обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения. Кейс – это всегда моделирование жизненной ситуации, а работа с кейсом позволяет рассмотреть проблему за письменным столом и предложить свой неповторимый вариант решения. Кейс содержит исчерпывающую информацию о том: что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем всё это Нет только ответа на вопрос: как достичь поставленной цели и получить необходимый результат? Это и предлагается решить участнику.
Аналитический этап Аналитический Развитие навыков: аналитических; практических;творческих; коммуникативных; социальных . Научить дей как самостоятельно так и группе: анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы 1. Вступительное слово учителя; 2. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков; 4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений; 5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений. Ученики в общей дискуссии вырабатывают мнение по каждому вопросу, разрабатывают варианты решений, принимает во внимание мнения других; принимают или участвует в принятии решений. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы. Рекомендации могут такими: 1.корректная постановка проблемы требует ясности, четкос­ти, а главное, краткости формулировки; 2.успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив; 3.необходимым условием для принятия окончательного реше­ния является разработка критериев решения проблемы - требований к содержанию альтернатив и их обоснование; 4.при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осу­ществления; 5.при составлении программы деятельности нужно ориентиро­ваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения. Дискуссия — обсуждение проблемных моментов, поиск решения (объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами). На данном этане после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса: 1.Почему ситуация выглядит как дилемма? 2.Кто принимал решения? 3.Какие варианты решения имели место? 4.Что надо было делать? Очень важно не ограничивать время высказываний, дать воз­можность высказаться каждому, обратить внимание выступаю­щих на конкретные проблемы данного кейса, определить мне­ние присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
Итоговый этап Освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала, устойчивый навык решения практических задач Принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации Самооценка преподавателя о проведении занятия с применением кейс-технологии, достижении поставленных целей обучения. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Самооценка обучающихся по результатам работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств. Рассмотрение результатов работы обучающихся над кейсом с позиции установления междисциплинарных связей в решении профессиональных задач. 2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы. 3.Осуществление контроля знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся посредством оценки выработанных решений, проведения контрольной работы, написание эссе и др. (при необходимости). Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)  Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации Публичная презентация предполагает представление решений кейса группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии, формирует ситуацию успеха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: