Этапы | Цель | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Система отношений (учитель-ученик) | Способы | Педагогические ситуации |
Подготовительный этап Подготовительнвй | Закрепление теоретических знаний; предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать | По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. | Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока: 1.Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся 3. Разрабатывает сценарий занятия 4. Деление на команды и распределение ролей (при необходимости). Если запланировано распределение ролей (капитан, аналитик(-и), креативщик(-и) и др.), преподавателю необходимо определить функции каждой из них и объяснить обучающимся их специфику. 5 Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся (команд) над кейсом (при необходимости). 6Предоставление обучающимся списка дополнительных источников информации и рекомендаций по работе над кейсом (при необходимост | 1.Знакомство с темой предстоящего занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии. 2.Получает кейс и список рекомендованной литературы 3.Индивидуально готовится к занятию | Формулировка домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания; ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса; определение технологической модели занятия; проведение консультаций | Определение мотивов проведения урока и его цели, планирование, конструирование содержания урока | При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований: 1.пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся; 2.сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой —3.вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха; 4.содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты; 5.ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией. . |
Ознакомительный этап | Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения; вовлечь учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. | Организация работы с кейсом | На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации: 1. Введение в ситуацию 2. Описание ситуации 3. Информационный материал 4. Глоссарий | Возможно несколько вариантов: 1. Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. 2.Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. 3.Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики. | Вступительное слово преподавателя; распределение обучаемых по малым группам (не более 4-6 человек в каждой); организация работы обучаемых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем. | Организация, ведение и направление работы в группах: примерные рекомендации для работы с кейсом (можно подготовить и раздать обучающимся): 1.прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать; 2.прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам; 2.определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса; 3.формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач; 4.выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые предстоит использовать при решении кейса. 5.перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи. | Сам кейс - это письменно представленное описание определённых условий из жизни какой-либо организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующее обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения. Кейс – это всегда моделирование жизненной ситуации, а работа с кейсом позволяет рассмотреть проблему за письменным столом и предложить свой неповторимый вариант решения. Кейс содержит исчерпывающую информацию о том: что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем всё это Нет только ответа на вопрос: как достичь поставленной цели и получить необходимый результат? Это и предлагается решить участнику. |
Аналитический этап Аналитический | Развитие навыков: аналитических; практических;творческих; коммуникативных; социальных . | Научить дей как самостоятельно так и группе: анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы | 1. Вступительное слово учителя; 2. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков; 4. Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений; 5. Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений. | Ученики в общей дискуссии вырабатывают мнение по каждому вопросу, разрабатывают варианты решений, принимает во внимание мнения других; принимают или участвует в принятии решений. | Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы. Рекомендации могут такими: 1.корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное, краткости формулировки; 2.успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив; 3.необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы - требований к содержанию альтернатив и их обоснование; 4.при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления; 5.при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения. | Дискуссия — обсуждение проблемных моментов, поиск решения (объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами). | На данном этане после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса: 1.Почему ситуация выглядит как дилемма? 2.Кто принимал решения? 3.Какие варианты решения имели место? 4.Что надо было делать? Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным. |
Итоговый этап | Освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала, устойчивый навык решения практических задач | Принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации | Самооценка преподавателя о проведении занятия с применением кейс-технологии, достижении поставленных целей обучения. | Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Самооценка обучающихся по результатам работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств. | Рассмотрение результатов работы обучающихся над кейсом с позиции установления междисциплинарных связей в решении профессиональных задач. 2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы. 3.Осуществление контроля знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся посредством оценки выработанных решений, проведения контрольной работы, написание эссе и др. (при необходимости). | Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы) Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации | Публичная презентация предполагает представление решений кейса группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии, формирует ситуацию успеха. |