На первый план выходят социальные последствия промышленного переворота

Занятие 2. Конфликт цивилизаций

                  

Уважаемые студенты, работая над данным материалом используя учебник история авторы В.В.АРТЁМОВ Ю.Н. ЛУБЧЕНКОВ. Издание Москва «Академия» 2014 год. Часть 2. Глава 13 стр. 213-217. 230-236

                                                                                246-257

Моя почта rybkinvr@mail.ru

Я признателен тем студентам, которые прислали свои материалы по изучаемому материалу. Жду работы от остальных сразу по1и2частям.

Изучаемый материал поможет вам выработать самостоятельное представление о связи исторических эпох, истории и современности.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА И КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ.

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

    Занятие 2.

       Настоящее — это суммарно взятое прошлое.

    То́мас Ка́рлейль (1795—1881) — британский писатель, историк и философ шотландского происхождения.             

План

5. Конфликт цивилизаций на рубеже ХХ - ХХI веков.

6.Информационный прогресс против неоколониализма

    7.Глобализация и неоколониализм в качестве консервативной революции - вариант стагнации современной цивилизации.

              8. Технологические уклады как содержание научно-технического прогресса и условие эволюции цивилизации.

5. Конфликт цивилизаций на рубеже ХХ - ХХI веков.

Цивилизационное разнообразие современного мира - Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции

В послевоенный период мир стал чрезвычайно пестрым и разноликим. Одни считают, что это создает почву для конфликтов. Было бы лучше все свести к одному знаменателю, устроить жизнь по американским советам. Другие считают, что многополюсный мир сохраняет широкое поле для творческого соревнования, обмена опытом, взаимного обогащения.

Вступление человечества в третье тысячелетие новой эры (от Рождества Христова) вызвало очередной всплеск споров о будущем мира.

Понятие «цивилизация» является весьма популярным. Его используют политики, идеологи, журналисты, ученые-гуманитарии. В этой ситуации границы понятия оказались несколько размытыми, а возможности для бесконечных споров ничем не ограниченными.

В современном научном и художественном языке встречаются понятия «индустриальная цивилизация», «технологическая цивилизация», «городская цивилизация», «цивилизация досуга», «цивилизация счастья», «духовного кризиса цивилизация» и т. п.  Впрочем, несмотря на различные прилагательные, понятие в целом несет позитивную смысловую нагрузку. Чаще всего термин «цивилизация» применяется для характеристики достижений материальной и экономической культуры, для оценки уровня техники, комфорта, образа жизни, определения степени развитости образования, воспитания и досуга, позитивных накоплений в духовно-интеллектуальной сфере и т. д. Фактически речь идет об определенной теории и идеологии, которая оправдывает и закрепляет превосходство одних обществ над другими. Необходимостью защитить «цивилизацию» от тех или иных угроз оправдываются любые действия, любая политика, включая уничтожение целых культур, практику колониализма и неоколониализма, многочисленные войны. Например, во время американской интервенции в Ираке в результате военных действий погибло немало памятников древней шумеро-вавилонской цивилизации.

Идеологией цивилизации и в начале XXI в. оправдывается экономическая и политическая экспансия развитых стран. Происходит насаждение определенных ценностей, религиозных и моральных институтов, например демократии. При этом дискуссия оказывается возможной лишь в рамках европейского (европоцентризм) или американского (американоцентризм) понимания той или иной проблемы.

Учеными, сторонниками цивилизационного подхода к изучению истории всегда высказывались сомнения по поводу претензий «белого человека», «западного человека» на то, что созданная им цивилизация является наилучшей и приемлемой для всех народов и регионов. В конце XX в. в связи с завершением «холодной войны» и распадом СССР спор вокруг проблемы «одна хорошая, всемирная, прозападная цивилизация или сохранение цивилизационного многообразия» возобновился.

Выявилась имперская позиция, сформулированная С. Хантингтоном: «Понятие всемирной цивилизации является характерным продуктом Запада. В XIX в. идея „бремени белого человека" использовалась для оправдания распространения западного культурного, политического и экономического господства над не западными обществами. В конце XX в. концепция всемирной цивилизации способствует оправданию западного политического, культурного господства над другими обществами и необходимости для этих обществ имитировать западные образцы и институты. Универсализм – это идеология Запада, используемая в конфронтации с незападными культурами…

Явное заблуждение думать, что крушение советского коммунизма означает торжество Запада во всем мире и, следовательно, мусульмане, китайцы, индийцы и другие народы ринутся к западному либерализму как единственной альтернативе. Деления человечества, вызванного „холодной войной", не преодолено и сохраняется, порождая новые конфликты деление народов по этническим, религиозным и цивилизационным признакам…

В настоящее время Запад находится на спаде мощи и влияния. Однако, традиционно, решения Совета Безопасности ООН и мировых экономических институтов (МВФ, Мирового банка и др.) выражающие интересы западных стран,  представляются миру как мнение мирового сообщества. Само понятие „мировое сообщество" есть эвфемизм, заменивший понятие „свободный мир" и предназначенный придать глобальную легитимность действиям, отражающим интересы США и других западных держав».

Действительно, влияние Запада, США на современный мир весьма велико. В повседневной жизни абсолютное большинство выбирает не утопии (религиозные или квазирелигиозные), не борьбу во имя принципов и веры, а обеспеченную, благополучную и спокойную жизнь «как в Америке», «как в Европе».

Религиозный фундаментализм (например, иранская теократическая революция) повлиял на активизацию радикальных мусульманских и других религиозных течений в разных странах (Алжир, Судан, Египет, Израиль). У фундаменталистов есть не только сторонники, но и многочисленные противники – прозападная интеллигенция, постепенно формирующийся прозападный средний класс и большинство, которое не хочет потрясений находится в ситуации растерянности в связи мировым экономическим кризисом 2008 года и пандемией короновируса 2020 года, показавшими, что атлантическая цивилизация не может защитить ни человечество ни себя. Вместе с тем сателлиты США «государства нефтяного благоденствия» не спешат внедрять у себя демократию американского образца». Более того, некоторые из этих стран финансируют и фундаментализм, и международный терроризм. Своим путем идут Китай, Индия, Иран – наследники древнейших цивилизаций. Первые две страны уже стали ядерными державами. Попытки США и контролируемого ими «мирового сообщества» остановить развитие ядерной энергетики в Иране выглядят малоубедительными. В связи с выше изложенным выработка стратегии сосуществования различных цивилизаций представляется чрезвычайно актуальной задачей мирового сообщества.

На первый план выходят социальные последствия промышленного переворота

Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow