Как уже отмечалось, основным фактором сохранности арматуры в бетоне и отсутствия токов утечки является образование в нем щелочной среды. Одной из основных характеристик бетона, определяющей его защитные свойства, является величина рН капиллярной и поровой влаги бетона. Эта величина, представляющая собой логарифм значения концентрации ионов водорода с обратным знаком, при пассивном состоянии арматуры колеблется в пределах от 12,2 до 12,7. Однако эта величина водородного показателя не остается постоянной в процессе эксплуатации, а постепенно уменьшается под действием углекислого газа окружающей среды. Явление это получило название карбонизации бетона. Процесс карбонизации начинается на поверхности конструкций и постепенно распространяется внутрь бетона. Скорость распространения карбонизации зависит от плотности бетона и условий доступа воздуха. Для центрифугированного бетона при хорошем доступе воздуха скорость карбонизации вследствие высокой плотности бетона в целом достаточно низкая. Непосредственные измерения глубины карбонизации бетона с помощью пробы фенолфталеина, проведенные на ряде дорог при отсутствии промышленных выбросов, показали, что после 20 лет эксплуатации центрифугированных опор глубина карбонизации бетона составила 1,5 — 2 мм. На участках со значительными промышленными выбросами эта глубина составила 3 — 4мм также после эксплуатации опор в течение 20 лет. Для опор, выполненных из вибробетона, при аналогичном сроке эксплуатации глубина карбонизации бетона оказалась значительно больше и составила величину порядка 12мм. При этом необходимо отметить, что данные по глубине карбонизации центрифугированного бетона относятся к опорам, не имеющим внешних повреждений конструкции. Однако при наличии повреждений в форме микротрещин, а также при уменьшенной плотности бетона над арматурными стержнями глубина карбонизации бетона и ее скорость резко возрастают. В частности, на ряде опор с отмеченными повреждениями и несовершенствами после 5 лет эксплуатации она составила 3 — 4мм, а после 16 лет эксплуатации глубина фронта карбонизации достигла примерно 8 мм. Поэтому для обеспечения сохранности арматуры и достижения требуемых сроков эксплуатации в пределах 50 — 70 лет толщина защитного слоя бетона должна быть не менее 18 — 20 мм.
|
|
Особое значение для сохранности арматуры в бетоне имеет неравномерное распределение пористости и влажности бетона по объему конструкций. Ранее отмечалось, что в силу специфического метода уплотнения бетона центрифугированных опор и особенностей их тепловлажностного режима по толщине стенки опор бетон имеет не-
|
|
102
Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор
равномерное распределение пористости и влажности. В наружных слоях пористость и влажность бетона значительно меньше, чем во внутренних.
|
защиты ее от агрессивных сред. Во-вторых, влажность бетона является решающим фактором в части насыщения пор водой, которое, в свою очередь, определяет удельное электрическое сопротивление бетона и, следовательно, перемещение электронов между катодом и анодом арматуры. Кроме того, анодная и катодная реакции возникают в местах образования влажной пленки на стальной поверхности, и по этой причине более
высокая степень насыщения пор водой создает более благоприятные условия для протекания электрохимических процессов. Одновременно сте-пень насыщения пор является
одним из факторов, контроли-рующих скорость поступления кислорода к поверхности арма-туры. Поступление кислорода к ней в воде происходит значительно медлен нее, чем в газообразном состоянии, всле-дствие того, что кислород рас
пространяется в воде путем диффузии. Однако необходимо учесть, что, хотя в газообраз-ном состоянии кислород и более интенсивно поступает к поверхности стальной армату-ры, это способствует ускоре-нию коррозии арматуры толь-ко при степени насыщения водой пор бетона, превышающей
35 — 50%.При меньшей степени
насыщения даже при интенсивном
поступлении кислорода к арматуре
коррозия последней практически
при останавливается. Прекращается
также коррозия арматуры при повышении
уровня насыщения пор водой до 90 — 100%.
103
Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор
Таким образом, в пористом влажном бетоне создаются условия для возникновения и протекания коррозионных процессов на арматуре. Это, собственно, подтверждает и опыт эксплуатации центрифугированных опор. Так, в опорах, установленных на ряде участков дорог, коррозионный износ стержней арматуры, располагавшейся в недостаточно плотных внутренних слоях бетона, достигал 50% и являлся причиной разрушения этих опор. В то же самое время при расположении арматуры в плотных маловлажных слоях бетона, создающих физический барьер для интенсивного поступления кислорода к стальной поверхности, вероятность появления и развития коррозионных процессов чрезвычайно мала. Особо следует отметить случай, когда арматура вдоль опоры располагается последовательно в различных плотно-влажностных участках бетона. В этом случае вследствие непрерывности арматурного каркаса и соединения через арматуру участков различной плотности и влажности бетона коррозионные процессы начинаются на поверхности арматуры в более пористых участках. В этих участках поведение арматуры приобретает анодный характер, а в более плотных участках бетона—катодный. Однако по мере истощения содержания кислорода у се поверхности в плотном бетоне на поверхности стали образуются анодные зоны (рис. 3.35), и арматура в отмеченном бетоне начинает корродировать более интенсивно, чем та часть, которая находится в менее плотном бетоне. Таким механизмом протекания коррозии арматуры, находящейся в бетоне различной плотности и влажности, в значительной мере объясняется факт появления в ряде случаев в наружных слоях опор трещин и отслоений бетона, вызванных воздействием давления продуктов коррозии арматуры. При этом в опорах в отмеченных случаях толщина защитного слоя бетона, как правило, находилась в пределах допустимых величин, а глубина нейтрализации бетона не превышала 1 — 1,5 мм. В связи с этим одним из важнейших условий обеспечения длительной сохранности арматуры в бетоне опор является размещение ее по всей длине в плотных слоях бетона.
|
|