Влияние тепловых ударов на стойкость бетона опор


Под влиянием выпадающих осадков и холодных ветров с повышен­ной скоростью происходит тепловой удар на поверхности опор, и на этом участке появляются значительные растягивающие напряжения (рис. 3.3). Как показывают расчеты, при разности температур поверхно­сти опор и осадков в 8 —10 °С величина поверхностных растягивающих напряжений может достигать величины

= 14-И8 МПа. Однако не­обходимо иметь в виду, что напря­жения такой величины в началь­ный период воздействия осадков и ветров действуют в относитель­но тонком слое бетона и не могут вызвать образования продольных трещин. Эти напряжения, скорее всего, ответственны за насыще­ние поверхностных слоев бетона микротрещинами и выветрива­ние поверхностных слоев бетона. Механизм поверхностного выве­тривания можно представить сле­дующим образом. Под действием солнечной радиации и вследствие различий в коэффициентах линей­ного температурного расширения цементного камня и крупного за­полнителя в тонкой защитной кор­ке цементного камня возникают сжимающие напряжения, а в кон­тактной зоне — растягивающие напряжения (рис. 3.4). Последние снижают прочность контактного слоя, и в нем постепенно при ци-

 

58

 

 

Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор


клических нагревах и охлаждениях появляется микротрешина. Затем при тепловом ударе осадков и холодных ветров в тонкой корке цемент­ного камня возникают растягивающие напряжения, которые приводят к образованию микротрещины по периметру цементной корки над за­полнителем, отслоению этого участка цементного камня и оголению крупного заполнителя (рис. 3.5). При увеличении продолжительности воздействия осадков и холодных ветров температура по толщине стенки постепенно выравнивается и одновременно уменьшаются действующие на поверхности опор растягивающие напряжения.

Такое же влияние на опоры, как и воздействие осадков и холодных ветров, оказывает движущийся подвижной состав. Его влияние заклю­чается в том, что при движении, особенно с большой скоростью, под­вижной состав обдувает поверхность опор и тем самым резко изменяет условия теплообмена опор со средой. При обдувании опор проходящим подвижным составом в значительной степени увеличивается коэффи­циент теплоотдачи бетона опор. Непосредственные измерения, расче­ты теплообмена различных конструкций показывают, что этот коэф­фициент в зависимости от скорости поездов увеличивается примерно в 10 - 20 раз. Такое увеличение существенно интенсифицирует процесс теплообмена опор со средой и приводит к возрастанию температурных перепадов по толщине стенки и, соответственно, к увеличению темпе­ратурных напряжений в бетоне. В частности, при отсутствии поездов и температуре поверхности опор, превышающей вследствие солнечной радиации температуру окружающей среды на 10 °С, перепад темпера­тур по толщине стенки составляет всего лишь около 2 °С. С повышени­ем коэффициента теплоотдачи, происходящего при движении поездов, отмеченная разность температур наружной и внутренней поверхностей непрерывно увеличивается. При увеличении этого коэффициента в 20 раз, что соответствует времени прохода поезда 4 мин, разность темпера­тур наружной и внутренней поверхностей достигает величины порядка 8 °С. Такой перепад температур влечет за собой появление на поверхно­сти опор дополнительных растягивающих напряжений величиной око­ло   = 0,25 МПа. При этом следует отметить, что изменение условий теплообмена и повышение растягивающих

напряжений проис­ходит на участке боковой поверх­ности опор, непосредственно вос­принимающей воздушный поток от поезда. На этом участке боко­вой поверхности опор из-за нали­чия отмеченных напряжений идет также более интенсивное насыщение бетона микротрещинами, что

 

 

59

 

Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор

 


и подтверждается ультраз-вуковы­ми измерениями. Ультразвуковые измерения времени распростра­нения сигнала в бетоне на боко­вой поверхности опор со стороны движения поездов и с противопо­ложной стороны показывают, что время распространения ультразву­ка со стороны движущихся поездов в определенной степени превыша­ет время его распространения в бетоне

с противоположной сторо- стороны. Эта разность при измерениях на базе 150 мм достигает нескольких микросекунд, что соответственно может быть объяснено только более плотным насыщением микротрещинами отмеченного участка поверхности опор (рис. 3.6).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: