Под влиянием выпадающих осадков и холодных ветров с повышенной скоростью происходит тепловой удар на поверхности опор, и на этом участке появляются значительные растягивающие напряжения (рис. 3.3). Как показывают расчеты, при разности температур поверхности опор и осадков в 8 —10 °С величина поверхностных растягивающих напряжений может достигать величины
= 14-И8 МПа. Однако необходимо иметь в виду, что напряжения такой величины в начальный период воздействия осадков и ветров действуют в относительно тонком слое бетона и не могут вызвать образования продольных трещин. Эти напряжения, скорее всего, ответственны за насыщение поверхностных слоев бетона микротрещинами и выветривание поверхностных слоев бетона. Механизм поверхностного выветривания можно представить следующим образом. Под действием солнечной радиации и вследствие различий в коэффициентах линейного температурного расширения цементного камня и крупного заполнителя в тонкой защитной корке цементного камня возникают сжимающие напряжения, а в контактной зоне — растягивающие напряжения (рис. 3.4). Последние снижают прочность контактного слоя, и в нем постепенно при ци-
58
Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор
клических нагревах и охлаждениях появляется микротрешина. Затем при тепловом ударе осадков и холодных ветров в тонкой корке цементного камня возникают растягивающие напряжения, которые приводят к образованию микротрещины по периметру цементной корки над заполнителем, отслоению этого участка цементного камня и оголению крупного заполнителя (рис. 3.5). При увеличении продолжительности воздействия осадков и холодных ветров температура по толщине стенки постепенно выравнивается и одновременно уменьшаются действующие на поверхности опор растягивающие напряжения.
Такое же влияние на опоры, как и воздействие осадков и холодных ветров, оказывает движущийся подвижной состав. Его влияние заключается в том, что при движении, особенно с большой скоростью, подвижной состав обдувает поверхность опор и тем самым резко изменяет условия теплообмена опор со средой. При обдувании опор проходящим подвижным составом в значительной степени увеличивается коэффициент теплоотдачи бетона опор. Непосредственные измерения, расчеты теплообмена различных конструкций показывают, что этот коэффициент в зависимости от скорости поездов увеличивается примерно в 10 - 20 раз. Такое увеличение существенно интенсифицирует процесс теплообмена опор со средой и приводит к возрастанию температурных перепадов по толщине стенки и, соответственно, к увеличению температурных напряжений в бетоне. В частности, при отсутствии поездов и температуре поверхности опор, превышающей вследствие солнечной радиации температуру окружающей среды на 10 °С, перепад температур по толщине стенки составляет всего лишь около 2 °С. С повышением коэффициента теплоотдачи, происходящего при движении поездов, отмеченная разность температур наружной и внутренней поверхностей непрерывно увеличивается. При увеличении этого коэффициента в 20 раз, что соответствует времени прохода поезда 4 мин, разность температур наружной и внутренней поверхностей достигает величины порядка 8 °С. Такой перепад температур влечет за собой появление на поверхности опор дополнительных растягивающих напряжений величиной около = 0,25 МПа. При этом следует отметить, что изменение условий теплообмена и повышение растягивающих
напряжений происходит на участке боковой поверхности опор, непосредственно воспринимающей воздушный поток от поезда. На этом участке боковой поверхности опор из-за наличия отмеченных напряжений идет также более интенсивное насыщение бетона микротрещинами, что
59
Глава 3. Эксплуатационные воздействия и работоспособность опор
и подтверждается ультраз-вуковыми измерениями. Ультразвуковые измерения времени распространения сигнала в бетоне на боковой поверхности опор со стороны движения поездов и с противоположной стороны показывают, что время распространения ультразвука со стороны движущихся поездов в определенной степени превышает время его распространения в бетоне
с противоположной сторо- стороны. Эта разность при измерениях на базе 150 мм достигает нескольких микросекунд, что соответственно может быть объяснено только более плотным насыщением микротрещинами отмеченного участка поверхности опор (рис. 3.6).