I. Общая характеристика признаков коллектива воспитанников

Лекция: «Методика развития организаторского опыта ребенка в процессе коллективно-творческой деятельности, создание условий для развития коллектива»

Ветхова М.Ю.

План

I. Общая характеристика признаков коллектива воспитанников

II. Особенности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере

III. Методика организации жизнедеятельности временного детского коллектива

IV. Методика применения коллективных творческих дел в летнем лагере

I. Общая характеристика признаков коллектива воспитанников

В социальной психологии представлено обоснование этапов развития организованного сообщества людей от референтной группы до коллектива как высшей формы социального объединения. Что делает коллектив как форму социальной общности высшей ступенью объединения. Рассмотрим основные признаки, по которым коллектив отличается от любой другой социальной группы. К основным признакам коллектива отнесены следующие: общность цели, совместная деятельность, самоорганизация и самоуправление, традиции как средство закрепления нравственного опыта, атрибуты и ритуалы, отличающие данный коллектив от других. Эти признаки справедливы и для воспитательного коллектива,  который не возникает спонтанно, а создаётся профессиональными педагогами для решения воспитательных задач.

В чём же выражаются особенности воспитательного коллектива?

Первая особенность связана с личностью педагога, который в силу профессиональной квалификации способен или не способен организовать воспитательный процесс как коллективную творческую деятельность, в которой и педагоги, и ребята объединены общей заботой, общим стремлением сделать жизнь интересной, полезной, значимой. Вопрос характера объединяющей цели является в воспитании ключевым, т.к. её нравственная сущность определяет ценностный смысл отношений, которые будут складываться в процессе жизнедеятельности данного объединения.

Цель в жизни воспитательного коллектива должна стать мотивом, объединяющим чужих друг другу подростков. Цель должна быть понятна и привлекательна, отражать жизненно-практический характер той деятельности, которой педагог предлагает заниматься детям. Цель как идеальный образ желаемого результата должна быть яркой привлекательной и, конечно, достижимой. Такая увлекательная цель побуждает ребят действовать, и в процессе деятельности происходит освоение нового социального опыта, формируются умения, приобретаются знания. Педагогу необходимо владеть искусством целеполагания, чтобы вносить в этот процесс свою убеждённость в значимости цели, свою веру в её достижимость.

Стремление достигнуть желаемого результата реализуется в деятельности. Воспитательный потенциал любого вида деятельности зависит от способов её реализации, которые позволяют ребёнку проявлять свои способности, самостоятельность, творческий потенциал. В деятельности возникает естественная потребность во взаимодействии, без которого, в одиночку, невозможно осуществить замысел в полной мере. Этот процесс реального взаимодействия становится основой зарождающихся межличностных отношений. Определение характера деятельности, способов её осуществления изначально зависят от педагога.

Каждый педагог в реальной практической деятельности определяет выбор методов, приёмов и технологий воспитания, исходя из своего понимания сущности воспитательного процесса. Выбранные им способы организации деятельности порождают тот или иной характер взаимодействия между ребятами, определяют характер объективных воспитательных отношений, которые складываются между педагогом и ребятами. Интерес учёных к тому, как влияют способы взаимодействия на становление личности, на духовно-нравственный характер отношений ребёнка к окружающей жизни не затухает уже более ста лет. За этот период выработано несколько классификаций воспитательных отношений. В данном пособии мы познакомим вас с одной из них, обоснованной академиком И.П. Ивановым. Следуя подходу А.С.Макаренко, Ивановым И.П. были выделены две группы  воспитательных отношений: прогрессивные, обеспечивающие саморазвитие и активную созидательную позицию личности в разнообразных жизненных ситуациях и регрессивны е, построенные на передаче готового опыта старших, что влечёт за собой пассивно-потребительскую позицию личности.

В группу регрессивных воспитательных отношений вошли авторитарные, чрезмерно опекающие и либерально-попустительские.

  Авторитарный тип широко известен – его главный порок в подавлении воли и стремлении самостоятельно думать над тем, что делаешь. Педагоги этого типа энергичны и деятельны, они не способны ждать, когда ребёнок поймёт, зачем это надо делать и захочетдействовать. Для них главное реализовать то, что они придумали, добиться согласия с собственным мнением, своим взглядами на мир. К сожалению, педагоги этого типа могут быть бестактны, невнимательны к состоянию конкретного ребёнка и даже жестоки.Решая за детей что, почему, когда и как делать что-либо, они лишают их самого главного – возможности думать над способами решения стоящей задачи и, как следствие, дети не несут ответственности за совершаемые действия. Взросление в системе авторитарных отношений формирует привычку ждать готовых рецептов  вышестоящих руководителей,  в любой ситуации сказывается привычка перекладывать ответственность на других.

Воспитательные отношения чрезмерной мелочной опеки свойственны педагогам, которые любят детей, любят свою работу и поэтому стараются придумать для них интересные разнообразные занятия. Они уверены, что их опыт и знания дают им право решать за детей, тем самым лишая их возможности самостоятельно думать над тем, как может быть решена та или иная ситуация, спланировано какое-то событие и.т.п. Тщательно продумывая и интересно организуя мероприятия, такие педагоги порождают особо эгоистичных потребителей чужого труда и таланта. Не задумываясь, как, за что и почему они получают те или иные удовольствия, дети привыкают их получать, не затрачивая при этом собственных усилий. Со временем уровень притязаний растёт, растёт и степень недовольства предоставляемыми услугами. Даже активно включаясь в придуманные педагогами мероприятия они, прежде всего, настроены на получение удовольствия и не готовы преодолевать препятствия, т.к. их установка получать, а не создавать.

Тип воспитательных отношений, которые отражают ложно понятые идеи «свободного воспитания», в реальной практике отражают попустительскую позицию педагога. Представители таких отношений видят роль воспитания в признании индивидуальной свободы личности, при этом из воспитания уходит очень важное положение о том, что индивидуальность проявляется только во взаимодействии с другими людьми.  Рассматривая «свободу» как признак демократии, такие педагоги подменяют выполнение должностных обязанностей рассуждениями о свободе личности и стремятся уйти от ответственности за создание условий для осознанного самоопределения личности школьника, за формирование ценностных ориентаций в процессе взаимодействия с другими людьми. Социальный опыт таких детей сильно деформирован, им свойственна отчуждённость и недоверие, равнодушие к состоянию другого человека, и как следствие – одиночество и агрессивность.

В группу прогрессивных воспитательных отношений включены отношения сотрудничества (наставничества), творческого содружества поколений.   Воспитательные отношения этой группы объединяет общая характерная черта, педагог опирается на принцип «единства уважения и требования» как проявления действенного гуманизма.

Реальный действенный гуманизм проявляется в заботе о людях, в трудовом усилии, которое необходимо для изменения к лучшему какой-либо стороны нашей жизни.  Педагог не присваивает себе право диктовать «что» и «как» лучше сделать, а побуждает ребят к анализу стоящей задачи, приучая ребят искать наилучший способ достижения результата. Педагог раскрывает перед ребятами глубинную взаимосвязь между персональной значимостью получаемого в общем труде опыта и важностью улучшения окружающей жизни, которая получается в результате их усилий. Совместные усилия, совместный труд по достижению значимой для каждого цели дал определение такого типа воспитательных отношений как отношения сотрудничества.  Опыт согласованного взаимодействия, который формируется при отношениях сотрудничества, является сегодня фундаментом успешности человека во всех областях жизни. Совместный труд взрослых и детей, как физический, так и умственный, приучает задумываться над логикой действий, обеспечивающих результат. Мастерство взрослого не декларируется, а реально проявляется в деятельности, вызывая у ребят уважение. При этом зарождается истинный авторитет воспитателя, построенный на знании, на творчестве, на культуре межличностных отношений.

Для воспитательных отношений творческого содружества поколений характерно как согласованное взаимодействие в общем деле, так и в разнообразных формах общения. Взаимодействие регулируется не только логикой трудового процесса, но и этическими нормами, моральными законами, бережным отношением к чувству собственного достоинства каждого человека. Творческое содружество проявляется в моральной заботе друг о друге, в умении видеть и чувствовать состояние другого человека своевременно прийти на помощь, оказать необходимую поддержку. Когда моральное сознание формируется в реальном гуманном усилии, тогда этические категории перестают быть абстрактными, а приобретают эмоциональную окраску, закреплённую в социальном опыте каждого члена коллектива. Взаимодействуя с людьми разного возраста, ребёнок преодолевает отчуждённость, перестаёт бояться взрослых, а учится у них и вместе с ними творческому созидательному действию.

Позиция педагога, выражающаяся в том или ином характере воспитательных отношений, определяет и процесс целеполагания в коллективе. Авторитар будет принуждать действовать в определённом порядке, старший товарищ побуждать думать над выработкой наиболее эффективного решения стоящей задачи.

Воспитательный коллектив рождается в совместной деятельности педагога и ребят,оказавшихся в силу обстоятельств в одной социальной группе. Большая группа людей всегда будет стремиться к разделению на  малые группы, где люди объединяются, прежде всего, на основе первых впечатлений,  на возникновении некой взаимной симпатии. В организованном воспитательном коллективе период формирования малых групп, а точнее микроколлективов очень важен. Микроколлектив по своей численности не может быть меньше пяти и желательно не больше семи человек. Количественный состав связан с законами общения, потребности в эмоциональной контактности, согласованности делового взаимодействия. В микроколлективе ребята лучше видят состояние друг друга, способны без особой усталости слушать предложения друг друга, оперативно реагировать на те или иные действия членов своего маленького объединения(9). Микроколлектив имеет своего лидера, как правило, неформального лидера. Лидерские способности позволяют очень быстро проявиться в процессе целеполагания. Лидер способен объединить в единое целое разные предложения, точнее других осознаёт задачи предстоящего дела, разрешает назревающий конфликт интересов. Между членами микроколлектива выстраиваются «отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости» (А.С.Макаренко), которые постепенно, с накоплением опыта совместной деятельности распространяются на весь коллектив.

 Из лидеров микроколлективов создаётся совет коллектива, моральный авторитет которого принимается всеми его членами. Организационное строение коллектива по малым группам позволяет так построить самоуправление, чтобы в решении всех вопросов могли участвовать все члены коллектива. Самоуправление в коллективе становиться реальной силой тогда, когда, во-первых, решает все вопросы организации жизнедеятельности коллектива, и, во-вторых, когда решения принятые органами самоуправления неукоснительно реализуются. На сборах коллективного планирования  в микроколлективах вырабатываются предложения в общий план, совместно определяется степень участия каждого в предстоящих делах. На сборах по подведению итогов проделанной работы анализ проходит сначала в микроколлетивах, а затем согласованная оценка выносится на общее обсуждение и принятие итогового решения. Таким образом, все стадии организации жизнедеятельности - от осмысления стоящей задачи и разработки плана действий, затем общей работы всего коллектива по выполнению принятого плана до полного его завершения и коллегиальной оценки сделанного – проходят при активном участии каждого члена коллектива.

Постепенно, с накоплением опыта совместной жизнедеятельности, складываются традиции, закрепляющие как характер действий в разнообразных ситуациях, так и нравственный опыт, определяющий систему ценностей данной группы. Традиции становятся той ценностной основой, которая закрепляет дружеские отношения в группе, делая их по - настоящему товарищескими. Зарождающиеся отношения подростки  стремятся закрепить в определённых атрибутах и традиционных формах жизнедеятельности. Для них имеет особый смысл знаковая система общения: значки, элементы одежды, отличительные шевроны и т.п. В каждом таком знаке заложен смысл принадлежности человека к какой-то конкретной общности, который даёт право на общение, вызывает определённый уровень доверия.

Не менее чем символика, значимы в коллективе определённые ритуалы. Они имеют глубокие корни в развитии человеческой цивилизации, где обряды посвящения играли, да и до сих пор играют огромную роль. Воспитательный коллектив обязательно имеет такие ритуалы, отражающие вступление в коллектив, достижение какого-либо значимого уровня в деятельности, особые заслуги и т.д. Ритуалы оказывают большое эмоциональное воздействие, когда они чётко продуманы, имеют соответствующее музыкальное сопровождение и эстетически выдержанное оформление.

    II. Особенности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере

Признаки воспитательного коллектива, работающим в лагере педагогам, важно знать для того, чтобы в процессе организации жизнедеятельности детей не нарушить логику становления и развития детского сообщества как коллектива(1,2). Временность этого коллектива задаёт определённый темп и логическую последовательность действий, которой необходимо следовать для того, чтобы подростки, осознанно включаясь в процесс организации жизнедеятельности, смогли творчески решать стоящие задачи, действовать самостоятельно и ответственно. Мы уже говорили о роли воспитательных отношений, от которых зависит выбор методов воспитания, приёмов взаимодействия с детьми, способов организации деятельности. Позиция педагога, его стиль взаимодействия с ребятами в детском сообществе, будут определять в реальной практике полноту самоуправления. Именно характер самоуправления становится разделительной линией между временным детским сообществом и временным детским коллективом.

Временное детское сообщество объединено, прежде всего, средой, в которой проходит досуг детей. Вся организация жизнедеятельности строится взрослыми, которые обеспечивая оздоровление и отдых детей, предоставляют разнообразные образовательно-оздоровительные услуги. Позиция детей в таком сообществе открыто потребительская, пассивность приводит к скуке и поиску других развлечений, которые они находят по-своему усмотрению. Достаточно часто такие развлечения связаны с определённым риском, но подростков привлекает новизна и необычность ощущений, неожиданность нового опыта, а, главное, самостоятельность действий. В досуговом сообществе подростки естественно стремятся к созданию референтной группы, где взаимная симпатия определяет круг общения. Устойчивость этих групп условна, т.к. отношения в них не скреплены взаимными обязательствами, характер интересов ситуативен и меняется в зависимости от предлагаемых развлечений. Временность объединения формирует опыт ситуативности общения без взаимной ответственности, что никоим образом не способствует развитию дружеских отношений, и как следствие, не возникают условия для развития устойчивых нравственных ориентиров в общении, привычки к согласованному взаимодействию.  

Временный детский коллектив задаёт принципиально иной характер досуговой деятельности(1, 2). Педагоги, выбирая способом объединения детей временный коллектив, с первых шагов вовлекают ребёнка в построение перспективы своей жизни в лагере. Если цель является ключевым признаком коллектива, то и во временном коллективе целеполагание является важнейшим компонентом технологии вовлечения детей в совместное построение перспектив жизнедеятельности.

Зарождение и развитие временного детского коллектива во многом зависит от продуманности организационного этапа, на котором педагогами задаётся ситуация осмысления возможных перспектив жизнедеятельности (19). Каждый ребёнок, оказавшийся в лагере, имеет внутреннюю установку, некий комплекс ожиданий, который целиком зависит от предшествующего жизненного опыта, возрастных и половых особенностей ребёнка. Знакомство с новыми условиями, с новыми людьми ставит их в ситуацию неопределённости. В этой связи, чем точнее и продуманнее организация жизни в лагере, тем с большей охотой ребята доверяют словам взрослого о тех перспективах совместной деятельности, которые здесь возможны. Желает того педагог или нет, но в этот период идёт стихийное самоопределение у каждого приехавшего ребёнка, происходит внутренняя оценка всего, что видит и слышит ребёнок. Чистота и порядок в корпусах и в столовой, приветливое общение взрослых сотрудников, темп организации, не допускающий проволочек и пустой траты времени – всё важно, всё влияет на способность ребёнка откликаться на те предложения по организации жизни в лагере, которые он услышит от педагогов на организационном сборе.

 В этот период идёт ещё один очень важный процесс, который связан с установлением межличностных отношений. Знакомство ребят друг с другом происходит в самых разных ситуациях: сидят вместе в автобусе, вместе ждут приёма у врача, занимают место в спальне и т.д. Восприятие друг друга вызывает определённую реакцию и влияет на зарождающиеся отношения. Характер межличностных отношений выстраивается пока стихийно, в этот первоначальный этап знакомства проявляется естественный уровень воспитанности, способности вступать в контакт, договариваться. Из отдельных реплик, вопросов начинает складываться представление об общей культуре, возникают симпатии и антипатии, желание познакомиться поближе или отдалиться. Первичный этап сближения создаёт основу для будущего формирования микроколлективов. Ещё нет общности цели и деятельности, не сформировались органы самоуправления, а психологический климат уже будет проявляться в том, «как» и «над чем» смеются дети, в том, как они разговаривают между собой, в том выражении лиц, которое отражает состояние каждого члена отряда.

Организационный период, продолжительность которого обычно длиться два-три дня, зависит от масштабов лагеря, количества отрядов и возраста детей в каждом из них. За эти дни закладывается основа всей жизнедеятельности временного детского коллектива. В зависимости от того, как дети приезжают в лагерь, строится организация первого организационного этапа, происходит формирование отрядов, заселение, знакомство с распорядком дня, освоение территории. За эти дни важно раскрыть детям традиции, которые сложились в лагере и которыми дорожат те, кто здесь работает. Отношение взрослых к традициям вызывает степень доверия к тем формам поведения, которые в этих традициях заложены. Важно помнить, что первые дни являются психологическим сигналом «первого предъявления», который врезается в эмоциональную память ребёнка, определяя степень доверия и характер контакта, на который они готовы пойти.

Организационный период насыщен разнообразными формами работы, задача которых включение детей в процесс целеполагания и коллективного планирования,  который может строиться по-разному, но итогом его всегда должны стать предложения дел в общий план смены и план работы отряда. На отрядных сборах ребята знакомятся с теми предложениями, которые заложены в программу смены. Обсуждение предполагает осознание значения предлагаемых дел, возможные формы их проведения, степень участия отряда.   Смена начинает своё последовательное системное развитие с оргсбора или как его ещё называют со «сбора – старта», на который каждый отряд приходит со своими предложениями. Отряд к оргсбору считается готовым, если отработана организационная структура, сформированы микроколлективы, выбран совет отряда, представители в совет лагеря, распределены первые поручения. Каждый ребёнок, не зависимо от способностей и талантов, наравне с другими участвует в планировании, в выборе и обосновании форм проведения разнообразных дел, конкурсов, игр и т.п.  Характер и разнообразие этих дел зависит как от опыта приехавших детей, так и  от того как педагог сумеет развить эти предложения, обогатить их коллегиально высказанными идеями.

Динамика развития коллектива в течение смены будет зависеть от того, как выстроена повседневная организация деятельности, насколько творческий объединяющий характер заложен в разнообразные события в жизни отряда. Этот период принято называть основным в жизни временного коллектива, он самый продолжительный и, безусловно, самый насыщенный разнообразными делами. Основной этап может строиться по тематическим периодам, объединяющим общей идеей разнообразные дела, которые строятся как подготовка к центральному событию. Все обучающие занятия, экскурсии, тренировки, просмотр фильмов, игровые программы и т.п. направлены на концентрацию информации по какой-либо теме, на формирование умений действовать в ситуациях, необходимых для создания какого-либо предметного результата. Центральным событием тематического периода, как правило, становится  либо большое коллективное творческое дело, либо большой праздник, где можно увидеть уровень мастерства, широту кругозора, разнообразие творческих работ, выполненных в подготовительный период. Объём и сложность центрального события тематического периода определяют временной отрезок,  который отводится ему в общем плане смены. Разная продолжительность тематических периодов даёт возможность регулировать динамику развития временного коллектива, учитывать кризисные точки, которые возникают в процессе взаимодействия и, особенно, в межличностных отношениях. Целостность и многосторонность освоения информации в ходе тематического периода оказывают сильное влияние на мировоззренческие процессы, подростки проходят через осознанный анализ каких-либо общественных и культурных событий, определяют отношение к ним, формируют умения действовать в подобных обстоятельствах.  Тематические периоды в ходе смены дают возможность для более глубокой проработки содержательной основы творческих дел, позволяют развивать умения, необходимые для качественного уровня осуществления задуманного, создают условия для продуманных действий организаторов. Основной период жизнедеятельности отрядов позволяет последовательно осуществлять те планы, которые были заложены в оргпериод, вносить необходимые корректировки в их осуществление.

Временный детский коллектив обусловлен  своеобразным треугольником взаимообусловленных признаков: деятельность, организация, отношения. Ни один из этих признаков не может превалировать над другим, их соразмерность и взаимная зависимость определяют динамику развития. Отношения между людьми рождаются в деятельности как объективное отражение действий и поступков человека. Реальность взаимодействия в делах на пользу и радость людям определяет отношение человека, как к предмету деятельности, так и к тем людям, вместе с которыми создаются духовные и материальные ценности, влияющие на среду жизни человека. Это может быть маленькое полезное дело, но оно даёт человеку возможность пережить высокие нравственные чувства, испытать радость от результатов своих усилий, гордость за то, что смог сделать в жизни что-то действительно важное и нужное людям.  Объединяющая ребят деятельность будет постепенно приобретать характер заботы о близких и далёких людях, о  членах своего отряда или о ребятах из других отрядов, если они будут не только осуществлять подобные полезные дела, но и  анализировать что и почему им удалось сделать по настоящему хорошо. Когда жизнедеятельность отряда становится предметом постоянного анализа на вечерних огоньках, постепенно складывается особый характер отношений, возникает и закрепляется доверие ребят друг другу. По мере усложнения коллективных творческих дел, развивается особый характер творческого содружества ребят и взрослых сотрудников лагеря. Характер отношений между членами отряда позволяет говорить о степени сформированности его как коллектива.

Завершающий этап в жизни временного коллектива важен как этап закрепления социального опыта, полученного в ходе смены. Он не должен сводиться только к хозяйственным вопросам, хотя и они очень важны. Завершающий этап предполагает такие формы работы, которые позволят максимально мягко подготовить ребят к возвращению в обычную для них среду жизни. Здесь важно дать возможность понять каждому ребёнку, каким он стал за этот период времени, что изменилось в его взглядах, в мировосприятии, оценке жизненных ситуаций. Время, проведённое в лагере, может стать осознанной основой желания изменить круг общения, продолжить занятия в каком-либо творческом коллективе, занять лидерскую позицию в школьном самоуправлении и т.п. В этот период происходит окончательное формирование портфолио достижений, готовятся разнообразные награды. Сборы отряда становятся местом общественной оценки сделанного, местом, где подросток анализирует себя и других, учится выделять главное, существенное, учится нравственной оценке поступков и дел. Каждый подросток переживает расставание с новыми друзьями, получает опыт утраты и возникновение нового опыта – сохранение в памяти лучших, достойных образцов человеческого общения. Итоговые сборы и праздники всегда эмоционально насыщены, здесь и огромные вечерние костры, и концерты, и всевозможные забавные испытания, здесь и вручение наград, памятных значков, которые призваны сохранить в душе ребёнка память о друзьях, о лагере и желание повторить этот опыт.

Лагерь дневного пребывания, к сожалению, имеет значительно менее благоприятные условия для организации отдыха и оздоровления детей. Развитие  временного детского коллектива в таком лагере имеет ту же логическую последовательность, однако конкретные формы организации жизнедеятельности должны учитывать ряд его особенностей.

Рассмотрим особенности временного детского коллектива в лагере дневного пребывания на базе школы. Как правило, в таком лагере отдыхают дети младшего школьного возраста, родители которых не могут предоставить им более комфортные условия оздоровления. Дети находятся в тех же привычных стенах, со своими давно знакомыми сверстниками. Степень обновления среды развития очень не велика, она связана с тем, что в каком-то классе вместо парт появляются кровати, а в каком-то оборудована игровая. Время пребывания и содержание жизнедеятельности в лагере зависит не от путей решения педагогических задач, а от финансирования, часто достаточно скромного. Каждый лагерь, при общности нормативной основы деятельности, имеет свои традиции, свои материально-технические и природные ресурсы. Определяющее значение всегда имеет состав педагогического коллектива, от профессионализма которого зависит разработка педагогической программы смены, на основе которой выстраивается или отвергается коллективное планирование жизни в лагере. Особенности любой программы связаны с профилем смены, с тем как комплектуется состав ребят, с возрастным диапазоном этого состава. Однако главным условием будет состояние самоуправления в школе. Если в данном образовательном учреждении действует самоуправление, то дети включаются в процесс организации жизнедеятельности как в естественное продолжение школьных традиций. Однако лагерь на базе школы, где подобная работа не ведётся, может столкнуться с рядом трудностей. Первым и самым существенным тормозом на пути временного детского коллектива будет отсутствие у педагогов опыта коллективного творческого воспитания. В подобных лагерях на досуговую деятельность переносится стереотип общения, который выработался у учителя в учебной деятельности. Перестроиться на характер коллективного творческого взаимодействия с детьми может далеко не каждый педагог, что ставит работу в определённые организационные рамки.

Мы уже рассматривали выше роль воспитательных отношений для формирования коллектива и хотим ещё раз подчеркнуть, что она является определяющей в процессе целеполагания и коллективной организации жизнедеятельности. Безусловно, в школах работают педагоги, которые любят работу в лагере, любят игровое взаимодействие с ребятами, способны строить отношения сотрудничества. Такие педагоги способны сделать пребывание в лагере увлекательным отдыхом за счёт необычной организации жизнедеятельности, погружения в творческий процесс созидания и открытия. Активизация субъектной позиции ребёнка возможна за счёт вовлечения его в коллективную творческую деятельность, где он сможет реализовать свои интересы, получить новый неожиданный опыт. Временный детский коллектив, при всём разнообразии конкретных форм в реальной действительности, сохраняет ведущие педагогические признаки, что позволяет целостно реализовать методику его становления и развития, при этом обеспечивать творческую самореализацию каждого педагога и каждого ребёнка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: