1. Придумать и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему («На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и ученик» и др.).
2. Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме).
3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 минут...»). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.
4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему («Проиграли», «Победитель космоса», «В мастерской скульптора» и т. д.).
5. Изобразить и «оживить» (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину.
6. Изобразить пантомимой куплет (или несколько) из популярной песни. Остальные участники отгадывают песню.
7. Драматизация шарады (кар-тина, пар-ад и т. п.).
8. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались все предложения. Инсценировать этот рассказ.
9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: «Неплохо», «Подумай еще», «Войдите!»
10. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер.
11. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках).
12. Драматизировать песню или стихотворение.
13. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора).
Вечер – путешествие
Познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной особенностью такого вечера является прием ролевой игры в путешествие, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь.
Вечер-путешествие — хорошее средство объединения взрослых и детей (старших и младших).
Можно устраивать не только один вечер-путешествие, но и их серию (цикл) на одну тему.
Темы вечеров-путешествий (и серий таких вечеров) могут быть самыми различными. Вот некоторые из них:
«Наш город (поселок, район, край...)» — путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города;
«По родной стране» — путешествие по городам, рекам, новостройкам и т. д.;
«Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам, по одной параллели земного шара и т. п.;
«Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) — животные, птицы, растения, погода и климат, времена года и т. п.;
«Все работы хороши — выбирай на вкус» — путешествие по профессиям;
«Путешествие на машине времени» — в определенный год, например 1917-й, или в разные годы, эпохи, исторические события;
«Путешествие в мир искусства» и т. д.
Подготовка к вечеру
Тема и маршрут, а также время проведения вечера выбираются коллективно — на встрече-старте участников путешествия (можно использовать при этом конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения). На этой же встрече определяются (составляются) команды, и каждая из них устанавливает свой участок (объект, отрезок) путешествия — по желанию или по жребию, выбирает своего капитана (штурмана и т. п.). Капитаны команд и специально выбранные ведущие (не менее двух) составляют совет дела — штаб путешествия.
Дальнейшая подготовительная работа команд происходит по секрету друг от друга. Только капитаны и ведущие собираются, время от времени на заседания штаба, обмениваются опытом подготовки, передают друг другу нужные материалы, составляют план самого вечера. Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как и настоящее путешествие!
Варианты проведения вечера
1. Каждая команда — экипаж вертолета (корабля, дирижабля, машины времени, ракеты и т. п.), который доставляет остальных участников на свой участок (объект) и знакомит с ним. При этом варианте команды по очереди становятся экскурсоводами.
2. Все команды представляют экспедиционные группы (партии), которые по очереди сообщают остальным участникам о результатах своих изысканий и о том, как эти изыскания проводились.
3. Команды выступают в роли различных делегаций (людей разных профессий или увлечений, разных исторических времен и стран и т. п.), которые впервые встречаются в гостях у одной из них или по очереди принимают друг друга.
Советы организаторам
Не увлекайтесь сложными костюмами, сложным оформлением (достаточно и отдельных атрибутов, знаков отличия — лент, головных уборов, значков и т. д.).
Команды могут построить свое выступление в форме экскурсии, устного журнала, газеты, радиорепортажа, кинопанорамы, защиты диссертации, пресс-конференции, интервью и др.
Не забудьте о песнях, стихах, речевках-приветствиях, музыкальном сопровождении, о световых и шумовых эффектах.
Если участвуют старшие и младшие дети, применяйте разделение труда: пусть младшие делают то, что старшим слишком легко, а старшие — то, что еще не могут делать младшие.
Ведущие вечера должны выбрать роли, которые дозволят естественным образом вести вечер, передавая эстафету от одной команды к другой.
В случае непредвиденных осложнений (кто-то не смог прийти, кто-то забыл роль, выступил не в свою очередь и т. п.) не теряйтесь, выходите из положения шуткой, речевкой, песней — ведь и настоящие путешествия не обходятся без неожиданностей, а значит, экспромтов!
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн
Эта увлекательная игра позволяет в живой, непринужденной форме обмениваться знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, опираясь на сведения, полученные из самых разных источников.