Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции предназначены как для замены старого оборудования (амортизация), так и для расширения производства. Это общие затраты на производство новых машин, оборудования, инструментов, зданий, а также пополнение товарно-материальных запасов.
Чистые инвестиции — это разница между валовыми инвестициями и суммой амортизации основного капитала.
Соответственно, инвестиционный спрос состоит из спроса на восстановление изношенного капитала и спроса на увеличение реального капитала.
Различают фактические инвестиции и планируемые (запланированные) инвестиции. Первые включают планируемые фирмами инвестиции и незапланированные инвестиции. Незапланированные инвестиции — непредусмотренные изменения запасов товарно-материальных ценностей.
Поскольку сбережения равны разнице между доходом и потреблением
(S = Y – C), и инвестиции равны разнице между доходом и потреблением
(I = Y – C),то сбережения и инвестиции всегда равны друг другу (I = S). По мнению Дж. Кейнса, это тождество является непременным условием достижения макроэкономического равновесия.
|
|
Проблема заключается в том, что сбережения и инвестиции осуществляются независимо друг от друга разными экономическими субъектами (сберегает средства в основном население, а вкладывают их в производство фирмы). Это может привести к нарушению равновесия между этими величинами. Например, если инвестирование будет больше сбережений (I > S),то произойдет затоваривание продукции, а если, наоборот, сбережения превысят объем инвестиций (S > I),то будет наблюдаться увеличение безработицы и сокращение объема производства.
Величина расходов на инвестиции зависит от двух факторов: ожидаемой нормы чистой прибыли при осуществлении инвестиционного проекта (т.е. рентабельности предполагаемых капиталовложений) и величины ставки процента.
Во-первых, инвесторы, не обладая собственным капиталом, берут деньги взаймы под определенный процент. Если ставка процента, под который брался заем, выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиционный проект окажется убыточным и не будет реализован. Когда же ожидается норма прибыли выше ставки процента, инвестирование становится выгодным.
Во-вторых, инвестор может вложить свои накопления в строительство нового предприятия, или в банк на депозит, или продать на финансовом рынке под определенный процент. Если процентная ставка от альтернативного применения капитала окажется выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции делать невыгодно, и наоборот.
Таким образом, для обоих случаев характерна общая закономерность: увеличение ставки процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары, а значит и к снижению размера инвестиций в национальной экономике, и наоборот. Причем имеется в виду реальная, а не номинальная ставка процента.
|
|
Номинальная ставка – это текущая цена, которую платят инвесторы за заем денег на денежном рынке или получают за альтернативное использование своего капитала.
Реальная ставка – это номинальная ставка процента, скорректированная на величину инфляции.
Инвестиционная функция отражает следующую зависимость: чем выше норма процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций. При снижении ставки процента становятся выгодными инвестиции с меньшей нормой чистой прибыли, и масса инвестиций увеличивается. Значит, государство, изменяя ставку процента, может влиять на цену спроса и объем инвестиций в экономике.
Однако инвестиционный спрос кроме ожидаемой нормы прибыли и ставки процента испытывает влияние других факторов, смещающих кривую спроса на инвестиции: величины затрат на покупку и эксплуатацию оборудования; налогового «климата» в стране; темпов инфляции; применяемой технологии; величины основного капитала; ожидания изменения цен на инвестиционные товары.
Инвестиции влияют на объем национального дохода, вызывая его рост, причем на величину, в несколько раз большую, чем первоначальный прирост самих инвестиций. Для определения количественной зависимости между первоначальным приростом инвестиций и последующим приростом национального дохода используется понятие «мультипликатор инвестиций».
Мультипликатор инвестиций — это коэффициент, показывающий, на какую величину изменяется объем выпуска в результате изменения инвестиций на одну денежную единицу:
МР = 1 / (1 – МРС) = 1 / МРS.
Понятие мультипликатора впервые ввел в экономическую теорию Ричард Ф. Кан (р. 1905 г.), английский экономист из Кембриджа, в 1931 г. в работе «Отношение внутренних инвестиций к безработице».
Логика процесса мультипликации такова: с ростом инвестиций последовательно увеличиваются занятость, национальный выпуск, потребление и вновь национальный выпуск.