Правила сокращения (опускание отдельных терминов)

Характеристика гимнастической терминологии

Гимнастическая терминология — это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений.

Термином в гимнастике принято называть краткое условное наименование какого-либо двигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности.

Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает общение между преподавателем и учениками во время занятий, помогает упростить описание упражнений по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

К гимнастическим терминам предъявляются следующие требования:

1) краткость - позволяет заменить длинное словесное описание, указать не все, а только необходимые характеристики упражнения;

2) точность - способствует созданию отчетливого представленияоб изучаемом упражнении, дает однозначное определение его сущности или указываемой особенности;

3) доступность - достигается использованием словарного запаса и законов родного языка, терминов из смежных областей знания, из практики и интернациональных терминов из данной области.

Правила гимнастической терминологии

Способы образования терминов

Существует несколько способов образования новых терминов: а) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование. г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя.

Использование корней слов русского языка положено в основу создания отечественной гимнастической терминологии. Корнями слов являются такие термины, как: мах, кач, сед, шаг, бег, вис, хват.

Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам, - наиболее распространенный способ образования терминов. Примеры переосмысления: мост, шпагат, круг, вход, переход.

Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист.

Словосложение - способ, при котором из двух слов образуется одно сложное или составное слово-термин, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки), руки вверх-наружу.

Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения. Этот способ обеспечивает только краткость названия упражнения, например: «диомидовский» - махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку на руках.

Закономерности образования терминов для различных типов упражнений: Термины, обозначающие статические положения, образуются путем указания на:

· условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

· положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы разгибом, махом вперед, переворотом, одной; спады вперед, назад.

Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

Правила применения терминов

Гимнастические термины применяют с учетом квалификации занимающихся. В оздоровительных группах, радио- и телесеансах используют наиболее простые и доступные гимнастические термины, дополняя их словами разговорного и литературного языка. Вместо термина «стойка ноги врозь» могут употреблять выражения «стоя ноги врозь» и «ноги на ширине плеч», вместо термина «сед» - «положение сидя». На занятиях с начинающими используется также в основном разговорный язык. В общении с детьми применяют образные выражения: «как самолет», «как зайчики» и т. п. В процессе обучения учащихся педагог постепенно заменяет прежние образные выражения гимнастическими терминами.

Все гимнастические термины делятся на две основные группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используют для обозначения:

а) общих понятий, например: элемент, соединение, комбинация;

б)групп упражнений, например: строевые упражнения, смешанные упоры, разноименные перемахи.

Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений и делятся, в свою очередь, на основные и дополнительные:

а) основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений: стойка, вис, упор, сед, оборот и т.д.;

б) дополнительные термины уточняют информацию о конкретном двигательном действии, указывая:

· направление движения, например: вперед, влево, налево, наружу, боком;

· способ выполнения, например: разгибом, махом, переворотом;

· условия опоры, например: на лопатках, на предплечьях, на животе, на правой (ноге);

· характер исполнения, например: медленный (переворот), расслабленно, упруго;

· некоторые количественные характеристики, например: двойное (сальто), с поворотом на 270°.

Конкретные гимнастические элементы описываются обычно сочетанием основного и одного или нескольких дополнительных терминов. Однако некоторые основные термины и сами по себе обозначают конкретные элементы, например: упор, вис, мост, шпагат.

Правила сокращения (опускание отдельных терминов)

Для краткости описания упражнения принято не указывать ряд общепринятых деталей движений или положений и даже некоторые: основные термины. Правильное применение правил сокращения позволяет легче воспринимать более краткую запись упражнения, оставляя ее при этом точной и недвусмысленной.

При записи упражнений исключаются следующие термины:

1. Положения звеньев тела, предусмотренные гимнастическим стилем исполнения:

· ноги вместе и прямые - в исходных положениях; в ходе упражнения это указывать необходимо, например: соединить ноги; прыжком стойка ноги вместе;

· руки вниз (вдоль туловища) и прямые - не указывается в исходных положениях, а прямые руки - в процессе выполнения упражнения;

· носки оттянуты - когда ноги в безопорном положении;

· пальцы рук вытянуты и прижаты - если нет опоры или хвата;

· положение ладоней - если соответствует принятому для данного положения прямых рук.

2. Положения и направления, наиболее удобные, естественные, обычные:

· спереди - для упоров и висов, например: упор, упор лежа,] вис стоя;

· вперед и в одноименную сторону - при выпадах и перемахах, например: выпад правой, выпад правой в сторону, перемах левой (а не влево и вперед), перемах правой назад (а не вправо и назад);

· дугами вперед - при движении рук из положения внизу положение руки вверх и обратно;

· поперек - для положений на брусьях как наиболее свойственных этому снаряду;

· продольно - для положений на остальных снарядах: перекладине, коне с ручками, разновысоких брусьях;

· конечные положения - если они являются обычными для описываемых элементов.

3. Некоторые звенья тела:

· туловище - при наклонах, но указывается при его поворотах, например: наклон вправо, но: поворот туловища налево;

  · нога - при махах, выставлениях, стойках, например: мах левой в сторону, левую вперед на носок, стойка на правой.

4. Способы, предусмотренные техникой исполнения упражнения:

· в группировке - для акробатических упражнений, например, кувырок вперед, сальто назад, сальто боком;

· прогнувшись, например: соскок махом назад, наклон вперед, переворот вперед.

5. Некоторые основные термины:

· поднять, опустить, выставить - при движениях рук или ног относительно туловища, например: руки в стороны, правую назад на носок, руки вниз;

· соскок или прыжок - если по названию снаряда это очевидно, например: переворот вперед (опорный прыжок), сальто назад с поворотом на 360° (соскок с перекладины).

Правила уточнения

- положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;

- направление движения частями тела определяется по его начальному движению;

- при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь;

- для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;

- название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;

- повороты на 45о, 90о, 180о записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом;

- союз «и» обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед);

- предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один;

- тире – обозначает, что между двумя элементами существует пауза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: